Лишь через 63 года после гибели знаменитого французского писателя
Антуана Сент-Экзюпери стали ясны обстоятельства его ухода из жизни.
Летчик «Люфтваффе» Хорс Рипперт признался французским журналистам, что
он сбил самолет Экзюпери. Интервью с бывшим воздушным асом публикует
французская региональная газета «Прованс». Рипперт, которому сейчас 88
лет, вспоминает, что в тот день, 31 июля 1944 года, он уже возвращался
после выполнении задания на аэродром, когда заметил в небе
разведывательный самолет «Лайтинг», который шел курсом на Марсель. Он
начал его преследовать, открыл огонь и сбил этот самолет. «Пилота я
не видел, лишь позже узнал, что это был Сент-Экзюпери», - сказал
немецкий летчик. Эти данные были получены в те же дни из радиоперехвата
переговоров служащих французских аэродромов, которые осуществляли
немецкие войска. «Если бы я знал, что в самолете находится
Сен-Экзюпери, я не стал бы стрелять», - говорит сегодня летчик
«Люфтваффе». Скоро во Франции выходит книга журналистских исследований,
основанных на встречах ее авторов Жака Праделя и Люка Ванреля с Хорстом
Риппертом. Она названа «Сент-Экзюпери, последняя тайна». В расследовании
во многом помог крупный германский специалист по действиям «Люфтваффе» в
годы Второй мировой войны Лино ван Гартзен. Расследования вывели на
Хорста Рипперта - одного из 130 летчиков-ветеранов, с которыми общался
Лино ван Гартзен. Всех их исследователь дотошно расспрашивал о полетах
1944 года, в особенности периода, связанного с гибелью французского
писателя. Исследователь быстро заметил, что, как только речь заходила о
31 июля 1944 года, летчики явно начинали о чем-то умалчивать - словно
между ними была достигнута тайная договоренность о неразглашении
каких-то данных. Причем они не скрывали, что им еще в те дни в 1944 году
уже было известно из данных радиоперехвата о гибели Сент-Экзюпери. Один
из наиболее пожилых пилотов посоветовал в конце-концов исследователю
поговорить с Хорстом Риппертом, «который кое-что знает на эту тему».
Лино ван Гартзен решил пойти на хитрости и представился Рипперту как
историк, собирающий сведения о моторе номер 601 истребителя «Мессершмитт»,
найденного недалеко от места гибели Сент-Экзюпери. Однако старый летчик
сразу разгадал эту хитрость и сказал: «Вы можете дальше не искать -
Сент-Экзюпери сбил я». Пилот рассказал во всех подробностях
обстоятельства гибели самолета «Лайтинг». Он отметил, в частности, что
был удивлен, когда преследовал самолет: тот не увеличил скорости и не
попытался от него скрыться. Он отметил также, что самолет находился на
необычной для разведполета высоте в два километра - тогда как
аэрофотосъемка велась обычно с 10 километров. По маневрам самолета он
понял, что летчик выполняет задание по наблюдению за местностью. И к
тому же не видит находящийся за ним истребитель. Рипперт приблизился к
самолету Сент-Экзюпери и открыл огонь по его крыльям. «Самолет
получил сильные повреждения. Он упал в море. Никто из него не выпрыгнул
с парашютом», - говорит немецкий летчик. «Пилота я не видел, да
это было для меня невозможно», - говорит в свое оправдание Рипперт.
«Я до сих пор надеюсь, что это был не он. Во времена юности в школе
мы все читали Сент-Экзюпери, мы просто обожали его книги. Это был
подлинный фанат авиации, он умел великолепно описывать небо. Если бы я
знал, я бы не стрелял. Но я до этого видел лишь пару фотографий
Сент-Экзюпери, это не позволило бы мне его узнать», - говорит
летчик. «Его самолет камнем упал в море. Когда я узнал, кто был за
его штурвалом, я сказал себе: какой ужас, что я наделал! Но я ведь
стрелял не в человека, которого знал, а во вражеский самолет».
Михаил ТИМОФЕЕВ
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200816/?16_7_93