СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ БЫЛ СБИТ

Apr 15, 2008 12:32


Лишь через 63 года после гибели знаменитого французского писателя Антуана Сент-Экзюпери стали ясны обстоятельства его ухода из жизни. Летчик «Люфтваффе» Хорс Рипперт признался французским журналистам, что он сбил самолет Экзюпери. Интервью с бывшим воздушным асом публикует французская региональная газета «Прованс». Рипперт, которому сейчас 88 лет, вспоминает, что в тот день, 31 июля 1944 года, он уже возвращался после выполнении задания на аэродром, когда заметил в небе разведывательный самолет «Лайтинг», который шел курсом на Марсель. Он начал его преследовать, открыл огонь и сбил этот самолет. «Пилота я не видел, лишь позже  узнал, что это был Сент-Экзюпери», - сказал немецкий летчик. Эти данные были получены в те же дни из радиоперехвата переговоров служащих французских аэродромов, которые осуществляли немецкие войска. «Если бы я знал, что в самолете находится Сен-Экзюпери, я не стал бы стрелять», - говорит сегодня летчик «Люфтваффе». Скоро во Франции выходит книга журналистских исследований, основанных на встречах ее авторов Жака Праделя и Люка Ванреля с Хорстом Риппертом. Она названа «Сент-Экзюпери, последняя тайна». В расследовании во многом помог крупный германский специалист по действиям «Люфтваффе» в годы Второй мировой войны Лино ван Гартзен. Расследования вывели на Хорста Рипперта - одного из 130 летчиков-ветеранов, с которыми общался Лино ван Гартзен. Всех их исследователь дотошно расспрашивал о полетах 1944 года, в особенности периода, связанного с гибелью французского писателя. Исследователь быстро заметил, что, как только речь заходила о 31 июля 1944 года, летчики явно начинали о чем-то умалчивать - словно между ними была достигнута тайная договоренность о неразглашении каких-то данных. Причем они не скрывали, что им еще в те дни в 1944 году уже было известно из данных радиоперехвата о гибели Сент-Экзюпери. Один из наиболее пожилых пилотов посоветовал в конце-концов исследователю поговорить с Хорстом Риппертом, «который кое-что знает на эту тему». Лино ван Гартзен решил пойти на хитрости и представился Рипперту как историк, собирающий сведения о моторе номер 601 истребителя «Мессершмитт», найденного недалеко от места гибели Сент-Экзюпери. Однако старый летчик сразу разгадал эту хитрость и сказал: «Вы можете дальше не искать - Сент-Экзюпери сбил я». Пилот рассказал во всех подробностях обстоятельства гибели самолета «Лайтинг». Он отметил, в частности, что был удивлен, когда преследовал самолет: тот не увеличил скорости и не попытался от него скрыться. Он отметил также, что самолет находился на необычной для разведполета высоте в два километра - тогда как аэрофотосъемка велась обычно с 10 километров. По маневрам самолета он понял, что летчик выполняет задание по наблюдению за местностью. И к тому же не видит находящийся за ним истребитель. Рипперт приблизился к самолету Сент-Экзюпери и открыл огонь по его крыльям. «Самолет получил сильные повреждения. Он упал в море. Никто из него не выпрыгнул с парашютом», - говорит немецкий летчик. «Пилота я не видел, да это было для меня невозможно», - говорит в свое оправдание Рипперт. «Я до сих пор надеюсь, что это был не он. Во времена юности в школе мы все читали Сент-Экзюпери, мы просто обожали его книги. Это был подлинный фанат авиации, он умел великолепно описывать небо. Если бы я знал, я бы не стрелял. Но я до этого видел лишь пару фотографий Сент-Экзюпери, это не позволило бы мне его узнать», - говорит летчик. «Его самолет камнем упал в море. Когда я узнал, кто был за его штурвалом, я сказал себе: какой ужас, что я наделал! Но я ведь стрелял не в человека, которого знал, а во вражеский самолет».

Михаил ТИМОФЕЕВ

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200816/?16_7_93
Previous post Next post
Up