Интервью с режиссёром сериала «Ликвидация»:
- А вы не боитесь, что вас будут обвинять, что вы сначала восхваляли
ментов, а теперь - чекиста, контрразведчика?
- Я об этом даже не задумывался. Потому что для меня Исаев -
мифический сказочный персонаж. Это все равно, что я снял бы фильм про
Илью Муромца, а мне бы сказали: «Это кино про толстых, ты
популяризируешь толстых». Мой герой молодой, он часто сомневается в том,
что делает, он еще не Штирлиц, он - Исаев, вынужденный бороться с
людьми, которые ему социально и по-человечески гораздо ближе, чем те,
кто его на эту борьбу посылает. Ну и что, что он работал в ЧК? Я не
очень ассоциирую чекистов 20-х годов с нынешней организацией.
- Вас упрекали в том, что в «Ликвидации» много исторических
неточностей. В новом фильме исторической правды больше?
- Я шел на историческое вранье абсолютно намеренно. Больше того, я
специально нагружал недостоверностью. В смысле музыки, например: я
совершенно сознательно включил в картину ту, что написана раньше 1946
года, потому что по духу она мне нравилась. Или «лесные братья» под
Одессой, это, конечно, нелепость - Одесса и лес, и братья. Но мне нужен
был образ некоего врага. Это все условные вещи. Если бы я делал фильм по
роману «Белая гвардия», то, наверное, более тщательно подходил бы к этой
проблеме. Или, скажем, фильм по книге Гроссмана «Жизнь и судьба», или по
Солженицыну. Я не мог бы себе многие вещи позволить. Солженицын - это
подлинная история, а здесь я придумываю время, я хочу, чтобы так было. С
точки зрения исторической правды д’Артаньян существовал и Ришелье
существовал. Но какие подвески? Какая война с Англией на почве того
самого?
- Если ваш новый фильм об Исаеве-Штирлице получит премию ФСБ как
«лучшее произведение о работе чекистов», вы эту премию возьмете?
- Я не знаю о существовании такой премии. Во-первых, я надеюсь, что
за мою картину мне эту премию не дадут. А второе - очень легко сказать:
«Я не возьму премию, откажусь от ордена, не подпишу письмо», пока это не
предлагают. Когда предложат, тогда и будем решать. www.bg.ru
Интервью - вещь хорошая и нужная, ибо позволяет глубоко раскрыть
личность и творческие замыслы творца. Особенно когда журналист и творец
прекрасно понимают и дополняют друг друга, действуют заодно и в каждом
вопросе непроизвольно выдают половину ответа.
Вот журналист задаёт опаснейший вопрос: уж не боится ли творец, что его
обвинят в «восхвалении» ментов и чекистов? Тут надо чётко осознавать:
серьёзные рейтинги (а значит - деньги за рекламу) собирают по большей
части фильмы про тупых ментов и кровавую гэбню. Люди, попавшие в
Общество Потребления, ежедневно видят кишащее вокруг Зло. Людям хочется,
чтобы кто-то положил этому Злу конец - хотя бы в кино. А в кино с этим
Злом бьётся либо честный мент с зарплатой в три копейки, либо
сугубо идейный разведчик. И если хочешь успеха и денег - бесполезно
снимать бред Тарковский-style, надо снимать про ментов и
чекистов. А это значит, идти на сделку с совестью, ибо настоящий Творец
ненавидит и презирает и тех, и других. И даже слова эти - «мент» и
«чекист» - произносит с видимым отвращением. И если ты снимаешь кино про
них - ты либо должен показывать омерзительных уродов, расстреливающих по
сто тысяч человек в день, либо отвратительных тварей, каждый день
отправляющих в ГУЛАГ по пять тысяч поэтов.
Творец понимает, чем пахнет успех подобных фильмов - восхвалением
Режима!!! А это значит, для своих коллег он навсегда запомоен, ибо как
интеллигентный человек он обязан противостоять кровавому Режиму!!! За
такое Борис Стругацкий руки не подаст. И потому Творец грамотно уходит
от ответа - как будто бы он снимает фильм про Илью Муромца, сказочного
персонажа, ничего общего с кровавой гэбнёй и тупыми ментами не имеющего.
Творец, очевидно, не помнит, что не к месту упомянутый Илья Муромец не
только служил княжеским спецназом, но ещё и нёс пограничную службу, то
есть был древним энкавэдэшником. При этом без затей убивал
инакомыслящих. Был откровенным скинхедом - физически уничтожал лиц
татаро-монгольской национальности. Действовал в составе устойчивой
преступной группы (см. скинхеды Алёша Попович, Добрыня Никитич). Очень,
очень неудачный пример с Ильёй получился.
Разведчик Исаев, с точки зрения Творца, бороться с врагами страны был
вынужден. С точки зрения Творца, враги Родины чекисту Исаеву значительно
ближе, чем родная страна, которой он давал присягу и которую он
защищает. Видимо, с точки зрения Творца разведчик Исаев нечаянно попал
на службу в ЧК, свои функциональные обязанности исполнял тоже не то
нечаянно, не то вынужденно. Понятно, попади чисто случайно на службу в
ЧК Творец - уж он бы работал именно так: сочувствуя откровенной мрази и
пакостя по мелочам родной стране. Прекрасно, что сегодня он может
говорить об этом во весь голос - несмотря на кровавый режим. Не раскрыто
одно: кому в понимании Творца разведчик Исаев симпатизировал больше -
нацисту Мюллеру или нацисту Борману? Или, может, отважному борцу со
сталинизмом - Гитлеру?
Так что и с гэбистом Исаевым нехорошо вышло, фактически - восхваление
кровавой гэбни. Понимая это, режиссёр Урсуляк немедленно уточняет, что
он не ассоциирует чекистов двадцатых годов с нынешней организацией. Надо
понимать, чекисты двадцатых, которые эшелонами ликвидировали белую
сволочь и которым симпатизирует Урсуляк, - это не кровавые упыри из
демократической России, которые пострашнее будут? Очень, очень
интересный логический ход.
Далее следует вопрос насчёт упрёков в исторической недостоверности. И
тут режиссёр раскрывается по полной, не таясь! Оказывается, снимая фильм
«Ликвидация», он умышленно врал. Более того, умышленно нагружал фильм
недостоверностью. Потому что для него отсутствие лесов и прячущихся в
этих лесах бандитов под Одессой - всего лишь условность. Не было такого?
И что? Какая разница, что не было? Это всего лишь условность. Главное -
был пляшущий полуголым под портретом Сталина маршал Жуков! Вот это -
было точно! Потому что какие могут быть условности, когда один кровавый
палач пляшет под портретом другого кровавого палача? Странно, конечно,
что скачущий вприсядку Жуков не жрёт, вытаращив глаза, человечину. Но в
целом - убедительно, ведь на самом деле всё так и было.
Конечно, Творец тут же спохватывается и сообщает, что есть произведения,
при работе с которыми подобные вольности недопустимы. Это, к примеру,
произведения Гроссмана и Солженицына. Вот там он себе ничего подобного
позволить не сможет, заверяет единомышленников Урсуляк. Потому что у
Солженицына, оказывается, «подлинная история». Ведь как могут 500
миллионов расстрелянных кровавой гэбнёй быть неправдой? Чистая правда,
Творцу об этом на кухне рассказали. И тут нельзя ничего придумывать, это
священная корова, и если ты настоящий интеллигент - трогать её не моги.
Иначе тебе обеспечена анафема с последующим изгнанием из стройных рядов
Борцов с Режимом и Рыцарей Фиги в Кармане. В фильмах по Солженицыну
возможно ровно одно художественное допущение - небольшое, но от этого
ещё более правдивое. Это Сталин, с жутким уханьем выезжающий на боевом
треножнике из ворот Кремля - ловить интеллигентов и пить из них кровь.
Ну и какая может быть премия за «лучшее произведение о работе чекистов»?
Это пострашнее анафемы - принять такое из рук кровавых палачей
демократической России. Поэтому Творец о такой премии даже не знает.
Одно дело - брать деньги. Это нормально, это достойно - Творцы любят
деньги и за деньги будут снимать что угодно, хоть гимны кровавой гэбне.
Ну, конечно, при этом держа фигу в кармане. И совсем другое - получать
премии от палачей. Это, конечно, недопустимо. Хотя если премия денежная
- это ещё надо подумать. Деньги - всегда деньги, тем более если эти
дурачки заплатят за честную фигу в кармане. Или там потный писюн в
кулачке зажал.
Кстати, небезызвестный с исторической точки зрения Д’Артаньян - это не
жизнерадостный Михаил Боярский с усами и в шляпе. Настоящий Д’Артаньян -
он ведь тоже мент поганый. Цепной пёс кровавого режима, королевский
ОМОН, арестовывал и убивал ни в чём неповинных людей. Упырь и
кровопийца, если как следует посмотреть. И Шерлок Холмс - тоже мент
поганый. Хотя и любитель. Что, кстати, ещё хуже - мог бы случайно в
полицию устроиться, а там уже симпатизировать уголовникам, как подобает
интеллигентному человеку. Авторам фильмов, восхваляющих подобных упырей,
интеллигентный человек никогда не подаст руки.
В обчем, прекрасное интервью.
Дмитрий ПУЧКОВ
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200817/?17_7_2