ДВА ВЗГЛЯДА

Apr 22, 2008 12:36


В выставочном зале «Галерея на Солянке» открылась выставка «СССР в стройках». В экспозиции живопись и графика, созданные в те десятилетия, когда по всей стране лозунги «Слава КПСС!» встречались едва ли не чаще, чем «Слава труду!». Сегодня индустриальный пейзаж эпохи соцреализма воспринимается как документ ушедшего времени.

Выставку привезли из Ростова-на-Дону. Почему-то всего лишь на 5 дней. А жаль! Промышленный жанр представлен в собрании ростовского Музея современного изобразительного искусства целостной коллекцией, и с ней многие готовы были бы ознакомиться. Это в постперестроечную пору никто не хотел любоваться картинами с дымящимися трубами заводов и людьми в спецовках, слишком долго культивировалось такое искусство и слишком свежо оно еще было в памяти. Сегодня, по прошествии времени, - иное дело. Вещи, некогда направленные на поддержание мифа о трудовом подвиге как естественном состоянии советского человека, теперь этот же миф и разоблачают. Куратор выставки Вячеслав Давиденко особенно выделяет графическую работу Вячеслава Кислова под названием «Сучкоруб». Здесь только по платку на голове можно опознать в фигуре в ватнике и огромных валенках женщину: «Это, наверное, еще и выставка, посвященная советским женщинам, которые внесли решающий вклад в построение именно индустриального общества. На их плечах было воздвигнуто это могущество. Индустриализация, коллективизация была выстрадана, вынесена именно этими простыми людьми».

- Да, не случайно образ женщины в телогрейке, а в поздние советские времена образ женщины в оранжевом железнодорожном жилете был очень устойчивым. Это первое, что вспоминалось при словосочетании «советская женщина».

- Да, и на плакат вынесена такая труженица сучкорубка. Это такой образ, когда действительно женщину трудно опознать по профессии, например, как гальванщица, битумщица, работник кислотного цеха. Они здесь немного представлены. Они занимали ведущую роль в советской индустрии. Это 1971 год. Это его рефлексия поездки по Коми ССР. Я таких женщин видел. Это не придуманный образ. Я видел значительно позже, в середине 90-х годов, когда был в командировке именно там, в Сыктывкаре, и немного севернее на Печорской ГРЭС.

Кстати, возведение электростанций и прочие гигантские стройки - излюбленный сюжет художников соцреализма. Порой слишком излюбленный. Вячеслав Давиденко обращает внимание на то, что на выставке есть немало картин, написанных разными авторами, но догадаться об этом можно лишь благодаря этикеткам. Добро бы только изобразительный язык оказывался общим. Порой на разных полотнах натыкаешься на один и тот же гигантский роторный двигатель, который с энтузиазмом собирают в цеху бодрые рабочие. Радио «Свобода»

«СССР В СТРОЙКАХ. ЖИВОПИСЬ. ГРАФИКА»

Выставка под таким названием прошла в выставочном зале на Солянке. Работы были привезены из Музея современного изобразительного искусства Ростова-на-Дону. Экспозиция открывалась представлением С. Краузе, которая отметила, что эта выставка - дань времени и мечтателям, которые не подозревали, что станут когда-то мифом либо плакатом. Совершенно справедливое замечание, никто из советских людей не предполагал, что лет через 30-40 они и их дела будут восприниматься как миф. Но это произошло. Показанное на выставке действительно воспринимается как нечто фантастическое, мифическое. Даже пожилым людям трудно представить, что это было в нашей стране.

Сразу хочется сделать одно замечание, упрек организаторам выставки. Создается впечатление, что они преднамеренно при организации экспозиции «увлеклись» представлением индустриальных пейзажей. Есть в экспозиции и «люди труда». Но портретов героев строек, передовиков на удивление мало. А ведь это было! Тогда прекрасно понимали, как важно изображать людей, строителей, созидателей. И они были главными героями темы «СССР в стройках», а отнюдь не индустриальный пейзаж. По моим сначала детским, потом юношеским представлениям этот пейзаж должен был подчеркивать мощь советского человека, его новую суть, которая заключалась в его беспредельных возможностях, способности поставить природу себе на службу, способность творить.

На тех, к сожалению, немногих портретах, которые представлены в экспозиции, такие советские люди и показаны. Это «Кондуктор Валя» Севрикова С.И., «Музы Хрустального» Смирнова В.И., «Хозяйка цеха» Кисилева Ф.С., «Кокс идет» Язева И.А., портрет Маршаловой и др.

Рассматривая картины и читая подписи к ним - «Дивногорская ГЭС», «Ангарскстрой», «Усть-Хантайская ГЭС», «Северобайкальск», «Химзавод», «Буровая Сибири», не только вспоминаешь, сколько было построено в годы «застоя», но и понимаешь, почему и за счет чего РФ еще живет.

В залах звучат советские песни, фрагменты выступлений героев труда. В словах песен, в музыке, в лицах, изображенных на картинах, видна спокойная уверенность в завтрашнем дне, увлеченность, трудовой азарт. Как разительно это отличается от нашей повседневности!

И еще одно замечание. Почему-то на картинах, изображающих стройки, не видно заборов, колючей проволоки, охранников. Как раньше обходились без всего этого, что стало ныне повседневной обыденностью? Про ГУЛАГи много говорят, а вот то, что московские стройки подобны зонам и, по сути, ими являются, не замечают.

Жаль, что выставка прошла без должной рекламы, с небольшим количеством посетителей. Немногие молодые люди, посетившие выставку, смогли увидеть важные черты советской системы. Пожилым же должно быть было стыдно за то, что они допустили уничтожение СССР. К. Козлов

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200817/?17_7_4
Previous post Next post
Up