С какой
стороны ни посмотри, а телевидение - великая вещь. Обратной связи нет:
говори что хочешь - никто не поправит, не остановит. Вот и приходится
телезрителю писать опровержение или оправдываться в том, что он не
совершал. Кстати, теперь пишут многие, но не всегда получают ответы на
свои писания.
Это к
слову, а слово вот какое. Есть такой телевизионный канал, называется он
«Домашний». Очень полезный для «дома» канал. Чего только тут нет. И
«Дела семейные», и «Домашние сказки», и «О еде», и «Женские истории», и
«Квадратные метры», и «Сладкие истории», и «Любимые песни»... Полезный
канал, одним словом.
Есть и
такая воскресная передача (в 9-30) «Городское путешествие». Кстати, эта
передача мне особенно по нраву. Не выходя из дома, побываешь не только в
российских городах, но и «забугорных». Кажется, что тут такого -
городское путешествие? Взял путеводитель и «путешествуй» на здоровье по
любому городу.
Дело в
том, что «путешествия» по «Домашнему» не похожи на другие. Ведет
передачу очень симпатичный и даже внешне «домашний» человек, даже
фамилией своей вызывает симпатию - Павел Любимцев. Да и речь его
соответствует облику: мягкая, убедительная, почти «сказочная».
Эрудирован, знает, о чем говорит. Очень я люблю его передачи. Однако
бывает и такое...
13 января
2008 года Павел Любимцев путешествовал по городу, очень близкому мне во
всех отношениях - Горькому, то бишь Нижнему Новгороду по-нынешнему
(Горький мне как-то ближе, чем Нижний Новгород). Почти все
достопримечательности города, о которых говорил Любимцев, мне знакомы с
детства, поэтому я с гордостью воспринимал их с сознанием того, что это
«все мое». Тут я ходил, тут я бывал, в этом ВУЗе я учился... Ничего не
вызывало настороженности, что «это не так», пока Любимцев на площади
Минина не стал рассказывать историю города, связанную со Смутным
временем. Вот тут-то и возникли у меня «подозрения» и вопросы к
Любимцеву, которые я излагаю в этих заметках.
Указывая
на памятник, стоящий на площади, Любимцев представил его как памятник
патриоту Отечества нашего Козьме Минину. Тут я насторожился и стал
прислушиваться, что он скажет дальше.
Дело в
том, что однажды, увидев на месте старого памятника Минину совершенно
другой, непохожий на прежний, удивился. Новый очень был похож на князя
Дмитрия Пожарского, каким я его представлял. Все соответствовало
княжескому облику: и одежда, и осанка. Подойдя ближе, понял, что ошибся.
Надпись гласила, что это Козьма Минин. Сначала удивился, но вспомнил,
что новоизбранный царь Михаил Романов пожаловал Минину дворянское звание
«За заслуги перед Отечеством». Таким его и изобразил скульптор. Года
установки памятника я не нашел, но предположил, что случилось это после
«августовской» революции 1991 года и раньше издания указа о праздновании
«Дня примирения» (4 ноября 2005 г.).
Но
возвращаюсь к Павлу Любимцеву. Он рассказал, что новый памятник Минину в
исполнении скульптора О. Комова установлен на месте старого. Решение
принято по причине того, что старый памятник сочли «допотопным», что
выполнен он из бетона «на скорую руку» и якобы разрушается. Любимцев с
некоторым сожалением добавил, что старый памятник был «экспрессивнее»,
но даже не упомянул об авторе его, скульпторе Александре Колобове, и где
теперь этот памятник.
Тут я хочу
«уличить» Любимцева в «недосказанности» или «незнании»... На самом деле
старый памятник был демонтирован (15 лет назад) и перевезен на родину
Минина в г. Балахну, где и стоит по сей день «в добром здравии».
Почему
Любимцев умолчал об этом: от незнания или намеренно? Он мог проехать в
Балахну (30 км от Нижнего Новгорода, 50 минут на автобусе) и убедиться,
что памятник не разрушен и служит людям, как служил пять десятилетий (с
7 ноября 1943 г.).
Одновременно следует задать вопрос скульптору О. Комову: по чьему заказу
изваян и установлен новый памятник вместо старого? Ведь по силе
воздействия на народную память памятник А. Колобова намного превосходит
новый по своей динамичности и экспрессивности. Кстати, в известной
картине художника К. Маковского «Воззвание Минина» Минин изображен
именно таким, как его изваял скульптор А. Колобов, то есть «из самого
что ни на есть из народа, кровь от крови, плоть от плоти его». Памятник
не отделен был от того времени, когда фашизм пытался покорить Россию.
Нужен был народный трибун, который бы выражал внутреннюю энергию,
целеустремленность, боль за Отчизну, которую надо спасать. А. Колобов и
создал такого трибуна в образе Минина - мещанина, а не дворянина.
Разве не
правильнее было бы реставрировать старый памятник (если он действительно
разрушается), или сделать точную его копию, или создать что-либо
подобное. Это было бы и разумно, и патриотично (если это понятие еще не
совсем размыто).
Невольно
возникает «подозрение»: не из-за излишней ли «русскости» заменен старый
памятник на новый? А может потому, что старый напоминает о «пугачевщине»
или революциях? Кстати, новый памятник ни на йоту не напоминает о
великой миссии, совершенной Козьмой Мининым. Думский дворянин, только и
всего. Народ пошел не за таким. Не напоминает ли он памятник Пушкину в
Ленинграде на Площади Искусств (скульптор М. Аникушин). Лирика...
Кстати, рассказывают, что памятник установлен тихо, «без огласки», во
времена «немцовщины». Народ протестовал, но не услышан был глас его.
Невольно вспоминается эпизод из фильма «Иван Васильевич меняет
профессию», когда бояре, усомнившись в разумности «царя», стали кричать,
что его подменили. Так и здесь.
Далее
Любимцев остановился в своем «путешествии» у горьковской «ночлежки» (из
«На дне»). Показав ее внешний вид (красное двухэтажное здание на спуске
к Волге у трамвайной линии) и сказав несколько слов о ней, он почему-то
«забыл» показать находящийся тут же рядом, чуть ниже, памятник Минину и
Пожарскому. Этот памятник точная уменьшенная копия того, что установлен
на Красной площади в Москве в 1818 году (скульптор Иван Мартос). Копия
выполнена Зурабом Церетели по просьбе московского мэра Лужкова, подарена
им Нижнему Новгороду. Памятник установлен на Соборной площади у храма
Иоанна Предтечи, с паперти которого Минин призывал народ к освобождению
Москвы от поляков. Открыт 4 ноября 2005 года в «День народного
единства». Памятник освятил патриарх Алексий II, Путин прислал
поздравление. Почему с этим знаменательным фактом Павел Любимцев не
ознакомил телезрителей? Весьма странно, однако.
Немного о
другом памятнике: Чкалову Валерию Павловичу. П. Любимцев высоко оценил
его, как и все, кому приходилось увидеть его впервые. Однако не
избавился от тех расхожих оценок личности В.П. Чкалова, которые
демократические СМИ отводят «Великому летчику нашего времени» в его
отношениях с И.В. Сталиным. Он повторил известную байку о том, что они
были сложными. Сталин якобы относился к Чкалову благосклонно, но
«втайне» завидовал его фантастической популярности в народе, что и
явилось причиной преждевременной «загадочной» гибели героя…
Николай ЧЕКМАРЕВ, Москва
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200819/?19_7_2