БЛУДНЫЙ СЫН

Dec 19, 2006 12:41


БЛУДНЫЙ СЫН

Россия - боль моей души.
Социальные песни - крик моей души.
Бой за добро - суть моей жизни.
Победа над злом - цель моей жизни.
И.Тальков

В этом году 6 октября исполнилось 15 лет со дня гибели певца и композитора Игоря Талькова.

Я никогда не был поклонником его творчества. Но то обстоятельство, что многие люди считают его истинным патриотом России, подвигло меня поближе ознакомиться с его биографией, песнями, его взглядами и мировоззрением. Я прочитал несколько источников, повествующих о его судьбе, воспоминания его жены, друзей и коллег. Прочитал книгу Талькова «Монолог».

Вот что мы можем найти в одном из Интернет-ресурсов, посвящённых Игорю Талькову:


«…Игорь Владимирович Тальков родился 4 ноября 1956 года в бедной семье города Щекино Тульской области, что в 7 километрах от Ясной поляны. Дед и отец - коренные москвичи, а родился Игорь Тальков в Щекино, потому что отец был репрессирован: 12 лет провел в Сибири в Орлово-Розово. Когда вернулся в 1953-м году, ему запрещено было проживать в столице. Вот он и поехал за 200 км от Москвы и там осел.  Пришло время службы в армии. Именно в армии Тальков многое начал понимать всерьез. Армия - модель государства. Поэт видел, в каком плачевном состоянии находится наша армия, и пришел к печальному выводу о состоянии государства в целом. Он начал вдумчивее относиться к вопросам истории, к нашему прошлому, а в итоге изменил взгляд не текущие события. В детстве Тальков свято верил в грядущий коммунизм, и родители старались не разрушать этой веры (!!!). Очень болезненным был для него процесс осознания ложности тех идеалов, которыми была овеяна его юность. Мучительным для него был поиск новых ориентиров в жизни и ожесточенным его протест против тех, по вине которых когда-то могущественная Российская империя превратилась в сырьевой придаток развитых капиталистических стран и выбилась из естественного хода своего развития…».

«…Наш народ, забитый и затюканный, необходимо будить, будить во что бы то ни стало», - говорил он. У него был редчайший дар сопереживания. Судьба России его потрясла. Постигнув правду о причинах и истоках ее трагедии, он просто «не мог молчать», надеясь улучшить мир…»

«...Я действительно тщетно силился понять в то время, когда писал «Россию», как такая могучая держава с высокими культурным и экономическим потенциалами, с образцовой армией, одной из лучших армий мира, во главе которой стояли настоящие офицеры, для которых понятия долга, чести и отечества были превыше всего, истинная русская интеллигенция, пронизанная глубокой духовной и врожденной культурой, как такая держава смогла себя отдать на растерзание вандалам - писал Тальков в своей книге «Монолог»

Так ли это? Что ж, сегодняшний день даёт исчерпывающий ответ на этот вопрос. Не думаю, что Тальков был бы в восторге от того, что происходило в нашей стране за последние 15 лет и происходит сейчас, будь он жив.

Прав ли был Тальков в своих рассуждениях о прошлом России?

Читаем дальше: «…Он прекрасно владел словом, мог часами разговаривать со зрителями, которые не уставали его слушать. Люди уходили с концертов счастливые и даже просветленные. Он считал, что русский народ оглушен гигантской пропагандистской дубиной: у некоторых мозги вывернуты наизнанку так, что развернуть их в нормальное состояние уже невозможно - это потерянная часть поколения, но остальным людям надо просто рассказать правду, и они прозреют. В начале концерта он делал краткий экскурс в историю, чтобы люди настроились на определенный лад и поняли, что происходит на сцене. Он вспоминал времена, когда Россия была мощной державой, вспоминал доблестные подвиги нашего героического народа, давая людям ощутить национальные корни, тем самым доказывая, что русские люди не новый вид человечества, не бездуховная нация, не Иван не помнящий родства, а Великая нация, имеющая великое прошлое, и зрители, присутствовавшие на его концертах, как бы вновь обретали утраченную «связь времен». Ведь наши идеологи на протяжении многих десятилетий старательно делали из страны пастбище, ставили пастухов с бичами в руках, которые выгоняли и загоняли людей в стойла…».

«…Тальков проводил исторические поиски, подбирал соответствующую литературу, чтобы точно знать то, о чем он собирается спеть. Все это, естественно, без отрыва от всех прочих дел. Как только он оказывался дома, в руках у него тут же появлялась либо историческая книга, либо репринтное издание, либо отснятое что-то на ксероксе, значит, перепечатка с запрещенной у нас книги, изданной на Западе, либо архивный исторический материал…».

«Песни гражданского содержания - мой метод борьбы с несправедливостью, ложью, злом, и, несмотря ни на какие препятствия, я буду бороться до конца. Я знаю, люди слышат меня, я вижу реакцию на праведный гнев за Русскую землю в их глазах и чувствую поддержку миллионов рук», - звучат слова Игоря со страниц «Монолога».

Как сказал один малоизвестный бельгийский музыкант: «Воздействие музыки на людей в наши дни можно сравнить с воздействием на людей религии». Пожалуй, нельзя с ним не согласиться. Какое же воздействие на людей могли оказывать некоторые песни Талькова, те, которые он сам называл «социальными»? В то непростое время конца 80-х - начала 90-х? Судите сами по таким как «Россия», «Глобус», «Бал Сатаны», «КПСС» (хотя, например, песня «Метаморфоза», как говорится, не в бровь, а в глаз). Объектами «социальной» атаки Талькова стали советский строй и советская история в том виде, какими видел их сам Тальков, ассоциируя их со злом, с которым нужно бороться. Он считал, что несёт людям правду. Но так ли это было на самом деле? Не было ли это на руку тем, кто был заинтересован в развале СССР и очернении всего, что связано с советским периодом нашей истории? Не становился ли Тальков заложником своего восприятия жизни и истории своей страны, своих ЗАБЛУЖДЕНИЙ? Не делал ли он заложником этих заблуждений своих слушателей, желая им добра и «пробуждения»? Тут и вспоминается пословица: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

Почему Тальков осуждал советских вождей, в частности, Ленина за «тиранию», «превращение людей в зверей и животных», «уничтожение храмов Божьих», а не осуждал, например, Петра Первого за то, что по его приказам переливали церковные колокола в пушки и стригли бороды боярам? Или Николая Романова - за ленский расстрел, кровавое воскресенье, голодные годы начала ХХ столетия, бедственное положение основной массы крестьян, за то, что он не воспрепятствовал втягиванию России в Первую мировую войну и сдал страну мировому капиталу?.. Неужели Тальков не знал этого? Или не хотел знать? Или в тех книгах, которые он читал, об этом не писали?

Можно ли согласиться с теми, кто называет Талькова патриотом России? Да, но с одной существенной оговоркой. Патриотом КАКОЙ России был Тальков? Той, дореволюционной России, в которой он никогда не жил и о которой не знал всей правды? Той России, «страны не дураков, а гениев», о которой он мечтал ?

А был ли Тальков патриотом своей РОДИНЫ, СССР? Страны, в которой он родился, вырос, получил бесплатное образование, имел возможность учиться музыке и писать стихи, стал певцом и композитором? Нет! Он - заблудший сын своего Отечества. В этом его трагедия.

Михаил НАГОРНОВ

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200651/?51_7_2

Михаил НАГОРНОВ, 200651, КУЛЬТУРА И КУЛЬТПАСКУДСТВО

Previous post Next post
Up