Во все времена любые власти уделяли огромное внимание увековечиванию
памяти великих современников и предков в назидание потомкам. До нас
дошли величественные фигуры фараонов, царей, императоров, полководцев,
государственных деятелей, мыслителей. Советская эпоха, кроме «Рабочего и
колхозницы» В. Мухиной, оставила после себя сотни памятников выдающимся
людям и тысячи, увы, не сохранившихся до наших дней бетонных скульптур
воинов, сталеваров, шахтеров, пограничников, пионеров с горнами,
студентов с учебниками, девушек с веслами, юношей с лыжами и т.д.,
которым должны были подражать граждане великой страны.
Монументальная пропаганда в больших и малых формах всегда
преследовала вполне конкретные цели воспитания народных масс в духе
существующих в обществе моральных ценностей и эстетических идеалов.
За десятилетие «великой криминальной революции» и пятилетие
«стабилизации» ее «завоеваний» рыночники-реформаторы и их обслуга из
числа «творческой интеллигенции» не сумели отметить свое время заметными
скульптурными изысками, за исключением зурабоцеретелевских
колоссов-шедевров, помпезных и громоздких надгробий на могилах
«братков», павших в междусобных разборках.
Но вот за последние два-три года власти на местах (губернаторы, мэры и
главы районных администраций) проснулись после долгой спячки и стали
срочно, ударными темпами наверстывать упущенное в зависимости от
собственных вкусов, пристрастий, бредовых фантазий, а также финансовых
возможностей своих муниципальных образований. Началось триумфальное
шествие по России так называемой «контактной скульптуры»! В Москве
появились памятники «Плавленому сырку «Дружба», «Автомобилю «копейка»,
булгаковскому Воланду и его подручным на Патриарших прудах в виде
шестиметрового бронзового примуса (?!), трехметровый дворник из стали на
улице Бажова. (Перещеголяли москвичи своих соседей-владимирцев! У тех
есть бронзовый дворник высотой всего лишь метр семьдесят.)
Мосгордуму сотрясал «собачий скандал». Два года искали место для
установки отлитой в бронзе увеличенной копии бродячей дворняги, зверски
убитой четыре года назад у входа на станцию метро «Менделеевская».
Администрация подземки, депутаты, скульптор А. Цигаль и члены проекта
«Сочувствие» - артисты, журналисты, адвокаты и просто инициативная
группа жителей - никак не могли решить, где установить этот «шедевр» -
там, где мученически погиб пес, или на более видном месте? Вопрос
действительно принципиальный! Наконец-то договорились!
В Иркутске поставили памятник корове, а в Урюпинске - козе. В Пензе на
месте монумента «Родина-Мать» возвели «Ежика в тумане» (?!).
Екатеринбург украшает метровая чугунная плита со следами босых ступней
уэльсовского «Человека-невидимки». В Ульяновске возвышается «Диван
Обломова», а под Казанью - бронзовый кошелек. Ижевск «прославил»
огромный сибирский пельмень на вилке, а не автомат Калашникова. Муром
отличился прославлением соленого огурца из бронзы. В селе Николаевка под
Самарой вознесся «Памятник русской водке» - куда же без нее, родимой, в
светлое капиталистическое будущее! В Липецке стоит-сверкает трехметровая
ампула-обелиск пенициллину. Улицы Перми «охраняет» 10 (десять!)
двухметровых чугунных медведей. В Челябинске рядом с одним из
коммерческих банков изваяны из металла двое трехметровых нищих - намек
не совсем понятный. В заштатном городишке Мышкине Ярославской области
имеется «Памятник мыши» и планируется увековечить главного героя романа
Ф. Достоевского «Идиот» князя Мышкина. (Это надо понимать, как намек на
вековой и несокрушимый россиянский идиотизм?) В Красноярске полулежит,
обхватив фонарь, чугунный пьяница, на ноги которого мочится тоже
чугунная дворняга. В Вологде теперь есть «Памятник электрификации» - там
чугунная собака писает на столб. В Белгороде поставили «Памятник
неподкупному гаишнику» и «челнокам» с тюками у вокзала, а в Томске отлит
из металла «Любовник в трусах на балконе». В Омске и Сочи есть
скульптуры водопроводчиков и сантехников - «героев нашего времени». В
«Северной столице», кроме светлого облика одного из отцов современной
российской демократии А. Собчака, красуются не менее одухотворенные
образы Остапа Бендера и барона Мюнхгаузена - нарочно не придумаешь!
Нигде в мире нет ничего подобного!
Правда, в Амстердаме (Нидерланды) недавно установили за 13 тысяч евро
(?!) скульптуру неизвестной простой голландской проститутки. В России
пока до такого не додумались. Но ничего, скоро депутаты Госдумы узаконят
«оказание интимных услуг населению», и у нас тоже появятся оригинальные
и очаровательные памятники «жрицам любви» обоего пола.
Но более всех на поприще «монументальной пропаганды» в новой свободной
России отличились городские власти «третьей столицы» - Нижнего
Новгорода. На главной пешеходной улице Большой Покровской дерзко
взметнулись 13(?!) бронзовых и чугунных двухсаженных скульптур «простых
нижегородцев конца XIX-начала XX века». Психически нормальному трезвому
человеку трудно понять: какое отношение ко дню нынешнему имеют эти
зловещие жутко бездарные истуканы, для кого и для чего они установлены?
Для немногочисленных отечественных и зарубежных туристов, которые,
прознав про подобное очередное «чудо света», устремятся толпами в
«Волжскую столицу» для того, чтобы хоть одним глазом посмотреть на сии
шедевры и сфотографироваться рядом с ними на долгую память? Сами же
нижегородцы в основной массе не только не в восторге от таких
«произведений искусства», но не скрывают своего возмущения и недоумения,
прямо вслух и на страницах местной прессы заявляют, что эти «украшения»
изуродовали историческую часть города. На фоне сверкающих витрин
ресторанов, модных бутиков и салонов со стильным западным ширпотребом
возвышаются грозные монументы: чугунный почтальон с чугунным
велосипедом; чугунный швейцар ювелирного магазина; чугунная
толстуха-модница перед чугунным зеркалом; чугунная мамаша на лавочке с
чугунной книгой в руках и с чугунным мальчиком, держащим в ручонках
чугунную лодочку; бронзовый половой у ресторана в рубашке, застегнутой
на левую, «женскую» сторону (намек для посвященных?); бронзовый
еврейский подросток, играющий на бронзовой скрипке недалеко от хасидской
синагоги (местные бомжи-антисемиты уже пытались отпилить ступни ног и
отломали смычок и колки у скульптуры и сдали, вероятно, в металлолом;
чугунный кавалер с чугунной дамой рядом с общественным платным туалетом;
чугунный фотограф с чугунным фотоаппаратом на треноге; чугунный
карлик-чистильщик обуви; бронзовый полицейский с шашкой и револьвером в
кобуре; бронзовый «великий русский актер» Е. Евстигнеев, сидящий на
лавочке у театра драмы. (Есть еще бронзовая уродливая коза величиной с
теленка и маленькая чугунная дворняжка.)
Скульптурным «подаркам» местных властей нижегородцам и гостям города
пока порадовалась «продвинутая молодежь», которая быстренько начала
внедрять новые ритуалы и традиции. Панки, рэперы, «тусующиеся»
поблизости, прозвали статую Е. Евстигнеева «бомжом», раз пять обливали
его мудрую бронзовую лысину голубой(?) краской и завели обычай тушить
окурки в глазницах просто «на счастье» («По мощам и елей»). Чугунных
«жениха с невестой» гладят по причинным местам - якобы такое действие
сказочно усиливает потенцию, а конкретные пацаны и пацанки перед выходом
на очередное «дело» плюют в бронзовые усы «мента-полицейского» - стража
самодержавия.
Воодушевленные успехами на ниве возведения прекрасного местные власти не
желают останавливаться на достигнутом. В центре Сормовского района
установили «Памятник пятаку» - чугунную круглую плиту метрового
диаметра, по которой можно ходить «на счастье».
Не забывают добрые дяди из городской администрации и о маленьких
нижегородцах. Для них в детском парке, который до сих пор носит славное
имя выдающегося русского революционера и крупного советского
партийно-государственного деятеля Я. Свердлова, в 2008 году возведут
памятник «любимцу детворы» Чебурашке. Оказывается, именно в г. Горьком -
Нижнем Новгороде - в страшном застойном 1964 году великому детскому
писателю Э. Успенскому пришла в мудрую голову светлая идея назвать героя
своей сказки Чебурашкой! Во время последнего визита в Нижний Новгород
Эдуард Николаевич дал официальное согласие и письменное
разрешение на установку фигуры фантастического зверька. Дело в том,
что образ Чебурашки запатентован как товарный знак и
профессиональные высококвалифицированные адвокаты строго и зорко следят
за тем, чтобы эта эмблема («бренд») не использовались в коммерческих и
иных целях без ведома «отца-создателя». Но нашлись отдельные гнусные
людишки, вроде художника-мультипликатора и дизайнера Л. Шварцмана,
который имеет наглость доказывать, что именно он, а не автор сказки про
крокодила Гену и его друзей придумал внешний вид любимого детского
героя! Поэтому изнурительные судебные процессы стали сегодня
неотъемлемой частью жизни популярного сказочника и он просто не в
состоянии творить новые произведения для маленьких читателей. Паразитов,
кормящихся на чужом таланте, расплодилось немеренно! Классик детской
литературы с горечью говорит: «Тысячи художников рисуют Чебурашку.
Шварцман - лишь один из них. Он запатентовал Чебурашку с треугольным
носом и тремя пальцами, как в мультфильме. Образ, на который имею права
я, - круглый нос и четыре пальца. Вот и все различия». (Анисимов С.
«Чебурашку засудили». // «Город и горожане», №42, 2006).
Такие вот непростые отношения царят в мире бизнеса от литературы и
искусства. Сколько заплатила мэрия Нижнего Новгорода «законному
владельцу бренда» за разрешение на установку памятника - неизвестно, это
коммерческая тайна. Э. Успенский надеется, что со временем Чебурашка
станет таким же символом города Нижний Новгород, как андерсеновская
«Русалочка» Амстердама! Еще он попросил, чтобы памятник был небольшим:
«Тогда с ним будет удобно фотографироваться молодоженам».
(«Нижегородский рабочий», 20.10.2006, «Проспект», №43, 2006 и др.)
(Кстати, «Русалочка» находится в Копенгагене, а в Амстердаме -
«неизвестная проститутка».)
Зададимся вопросом: почему и зачем развернулась вся эта идиотская
скульптурная вакханалия по превращению России в «страну истуканов»?
Официальное обоснование - украшение городов и привлечение туристов.
Хохмаческие «прикольные» образы статуй можно объяснить «барскими
причудами», похмельными бредово-делириозными состояниями, в которых
пребывают постоянно местные власти предержащие малограмотные самодуры.
Кого увековечивают в бронзе и чугуне нынешние хозяева жизни? Прежде
всего самих себя (пьяниц, любовников, праздно гуляющих-отдыхающих) и
свою обслугу-лакеев (дворников, чистильщиков, половых-швейцаров,
«ментов» и лицедеев-актеришек-хохмачей. В героические эпохи
увековечивали образы воинов и тружеников-созидателей. Десятилетия
безвременья, всеобщей растащиловки и деградации оставляют после себя
изображения моральных уродов-паразитов на теле народа.
Стоимость одной двухметровой статуи из бронзы или чугуна - 600-800 тысяч
рублей, то есть «украшение» главной улицы Нижнего Новгорода обошлось
городской казне примерно в 10-12 миллионов рублей. Установка этих
«шедевров» была приурочена к очередному «Дню города». На фейерверк,
устроенный в тот вечер, израсходовано «всего» 700 тысяч рублей, 800
тысяч рублей - на оплату выступлений популярных рок-групп и еще 300
тысяч «по мелочам». Итого: примерно 15 миллионов рублей изъято из
карманов налогоплательщиков, которых, естественно, никто не спрашивал,
хотят ли они видеть все эти украшательства жизни.
Сколько всего полезного и нужного горожанам можно было сделать на эти
деньги! Нижний Новгород вышел на первое место в РФ по части
онкологических заболеваний, и сотни людей умирают от того, что в
поликлиниках и больницах нет самого элементарного диагностического
оборудования. Школы и детские учреждения нуждаются в ремонте, улицы и
дворы даже в центре грязные и темные, пенсионеры и инвалиды влачат
жалкое существование и т.д. и т.п. Да разве мало накопилось проблем,
требующих немедленного решения? На все нужны средства и немалые, а их
нет. На «культурный отдых» и развлечения - всегда есть! Почему? Да
потому что подоплека повсеместных «скульптурных» и праздничных эпопей
проста и банальна: присвоение (разворовывание) бюджетных и внебюджетных
денег чиновниками.
В производительной (производственно-созидательной) деятельности
поживиться сложно - здесь нет сверхдоходов и финансовая сторона дела
достаточно прозрачна. Но как сосчитать, сколько денег «улетело в небо» в
прямом смысле слова во время фейерверков, как узнать, какие «откаты»
наличными получили чиновники из рук рок-звезд и скульпторов за выгодные
заказы? Эти суммы нигде, ни в каких налоговых декларациях не
фиксируются, а раскрывать их размеры - не в интересах обеих сторон
сделок. Общеизвестно, что размеры «откатов», т.е. взяток, даваемых
обычно после получения платы за выполненные заказы, процентов,
комиссионных, презентов и т.д. колеблются от 10% до 30% официальной
стоимости проделанных работ. Вот и вся материальная подоплека «тяги к
прекрасному» современных властителей России и их стремления превратить
всю жизнь в сплошной праздник.
Отрадно, что кое-где в нашей стране люди уже начинают протестовать
против такого «творчества» меценатов из мэрий и администраций. Например,
в Петербурге, где уродуют облик города истуканами в исполнении
скульптора Альберта Чаркина, изображающими городовых, фонарщиков,
чухонок-молочниц, собак, кошек, «птиц мира» и пр., граждане проводят
пикеты под лозунгами «Наш город - не мусорное ведро!», «Не позволим А.
Чаркину уродовать город!». Нижний Новгород и большинство других
российских городов еще не созрели до такого активного протеста, а
поэтому чиновники на местах молчание населения воспринимают как
одобрение своего «творчества».
И. ВИНОГРАДОВ,
Нижний Новгород
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200827/?27_7_1