Состоявшийся 24-29 апреля Архиерейский Собор Русской Православной Церкви
принес неожиданную и весьма тревожную для верующих новость - извержение
из церковного сана Управляющего Анадырской и Чукотской епархией Епископа
Диомида (Дзюбана). Данное событие не является сугубо церковным делом и
весьма поучительно для всех патриотически настроенных граждан нашей
страны. Государственный деятель и революционер Владимир Дмитриевич
Бонч-Бруевич, управляющий делами Совета Народных Комиссаров РСФСР, а до
революции - виднейший религиовед и сектовед, к консультациям которого
прибегала даже императрица, всегда отмечал важную роль адекватной
научной характеристики сугубо внутрицерковных процессов, их влияния на
социум. Знаменитый ученый обладал уникальной картотекой на все
мало-мальски заметные секты и общины дореволюционной Руси, содержавшей
исчерпывающую информацию об их отношении к актуальным на тот момент
социальным событиям и проблемам. Бонч-Бруевич информировал В.И.Ленина о
настроениях в среде - многочисленных старообрядческих и протестантских
течений - на предмет недовольства существовавшим государственным строем,
степени полезности их делу большевистской революции. Да и сам
Ульянов-Ленин, вопреки рисуемой современными «телемудрецами» картине,
обладал исчерпывающими знаниями о религиозной жизни.
Глубокие знания помогли выработать в первые пореволюционные
вероисповедную политику, обеспечившую лояльность религиозных организаций
на весь период существования СССР. Сейчас наука не в чести, внятная
религиозная политика отсутствует или отдается на откуп разного рода
случайным людям, чиновники руководствуются в своих отношениях к церкви
принципами «нравится - не нравится».
Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви
«О деятельности Преосвященного Диомида, епископа Анадырского и
Чукотского» прямо обвинило еп. Диомида в расколе: «своими обращениями и
заявлениями он культивирует дух раскола в Церкви, разрушая ее единство»,
«Епископ Диомид несет полную ответственность за соблазн некоторых членов
Церкви, приведший их к конфронтации со Священноначалием и настоящим
Освященным Архиерейским Собором, и признан виновным за раскол,
нестроения и развал пастырской деятельности во вверенной ему епархии».
Столь жесткие обвинения в расколе обрушились на епископа в связи с
рассылаемыми им с начала 2007 года разного рода «посланиями» и
«обращениями».
Эти «послания» содержат весьма резкую озабоченность некоторыми
социальными явлениями - введением ИНН, «кодов и микрочипов» в паспортах
граждан России, отсутствием преподавания Основ Православной культуры в
школах, проблемой абортов, алкоголизма и наркомании, разрушением
нравственности и духовности, экологическими проблемами и ввозом в Россию
генетически модифицированных продуктов - и недостаточно активной, по
мнению еп. Диомида и его сторонников, борьбой с этими проблемами
руководства РПЦ. Следует отметить, что не только весьма немногочисленная
«прослойка» сторонников епископа озабочена проблемами глобализации и
следующей за последней унификацией (а реально - духовной деградацией)
народов, уничтожением уникальных национальных культур с заменой на
культурный фастфуд, подчинением национальных экономик транснациональным
корпорациям. Обо всех этих проблемах много лет не устают напоминать
патриоты, виднейшие деятели русской культуры и науки, общественные
деятели и политики. Причем не на уровне «посланий», а с цифрами в руках,
с книгами и исследованиями, депутатскими запросами и общественными
инициативами. Сторонники Диомида умело эксплуатируют страхи и
эсхатологические ожидания своей «паствы», но не могут найти правильного
выхода из ситуации, уводя людей в мир мракобесных иллюзий. Мол, стоит
лишь канонизировать Ивана Грозного и Распутина, и все проблемы сами
собой исчезнут.
Требуя от руководства РПЦ немедленного решения проблем абортов и
наркомании, т.е. проблем, решение которых возможно лишь совместными
усилиями государства и всего общества, раскольники пытаются вынудить
церковь делать резкие заявления в адрес власти, тем самым идя на
обострение отношений. При этом диомидовцы понимают, что ни одна из
проблем реально решена не будет. Будут лишь конфликт и взаимные
обвинения. Но им, видимо, нужен именно конфликт, эскалация
напряженности, новое гражданское противостояние, желанна возможность
добыть политические очки в атмосфере конфронтации и недоверия.
«Некоторые высказывания претендуют на исключительную правоту воззрения
автора по поводу тех вопросов, в отношении которых в Церкви всегда
допускалось разномыслие, - в частности, по вопросам, затрагивающим
политическое устройство общества. В результате делается попытка
отождествить Святое Православие с определенным политическим выбором», -
гласит Определение Архиерейского Собора.
Если остановиться на политическом выборе диомидовцев - то это крайне
правая часть политического спектра, монархизм и ультранационализм.
Именно сторонники Диомида, быть может и не всегда с ведома самого
епископа, вносят «иконы» Распутина в храмы, издают погромную литературу,
разжигая межрелигиозную и межнациональную рознь. В листках тех, кто
возносит на знамя имя Диомида, печатаются «исследования» об особой крови
арийцев, особом наборе «Y-хромосом» славян, делающих их полноценнее
угро-финнов и «прочих» татар с «ордынской кровью». Блудливым языком
раскольников наносится удар по все еще не эфемерному единству русских и
коренных тюркских народов нашей страны, провоцируются новые «кондопоги»,
даются козыри в руки разного рода националистов. Вообще национализм
раскольников прямо-таки пещерный, не позволяющий сделать даже небольшую
цитату из их «трудов» в цивилизованной газете.
Еще одна «идея» диомидовцев - «общенародное покаяние». Здесь они
бессмысленно перенимают идеи Бжезинского, близнецов Качиньских и иже с
ними о необходимости покаяния русского народа за «грехи отцов» - годы
революции и социализма, борьбу и победы ХХ века, отстаивание интересов
страны и ее защиту от Антанты до НАТО, от басмачей и оуновцев - до
талибов и «оранжевых».
Не принимает Диомид и любую форму межцерковного сотрудничества, все для
него проклятые еретики - католики и протестанты, иудеи и мусульмане. При
этом диомидовцы четко отдают себе отчет, что межцерковная напряженность
вызовет и межгосударственное обострение отношений. Но это, видимо, и
нужно - наивный изоляционизм, культурная «революция» а-ля Мао,
установление террористического полпотовского режима в стране.
В общем, проблема далеко не внутрицерковная, она затрагивает саму основу
нашей государствености, социальной и национальной стабильности. Может
быть, прав Синод, считая, что «враг рода человеческого, недовольный
вновь обретенным братским общением, возбуждает дух разделения». Но у
«врага рода человеческого» есть и сторонники, облеченные в плоть и
кровь. Их можно и нужно призвать к ответу.
У епископа Диомида всего лишь два пути. Первый покаяние, но времени
всего две недели - до следующего заседания Синода. Либо уклонение в
раскол, призыв своих сторонников к актам церковного и гражданского
неповиновения, эскалация конфликта. Но следует помнить, что никогда в
истории Православия раскол не приводил к созданию сильной
«альтернативной» церкви. Даже уклонение старообрядцев в раскол привело
их к постепенному вымиранию. Если в предреволюционные годы в России
проживало 25 миллионов старообрядцев, то сейчас активных членов
старообрядческих толков и согласий лишь несколько десятков тысяч. Все
расколы ХХ века - обновленцев и тихоновцев, разного рода «катакомбников»
привели их к скорой маргинализации и деградации, а затем жалкому
возвращению в господствующую церковь. Если же Диомид найдет в себе силы
покаяться, то он все равно вряд ли сможет полноценно управлять епархией.
Единственный способ «сохранить лицо» - покаяться и мирно уйти на покой.
К. ЕРОФЕЕВ
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200830/?30_3_2