Один из наиболее известных иностранцев, писавших о России времен Иоанна
IV, Антоний Поссевин. Он же один из главных авторов мифа о
«сыноубийстве», то есть об убийстве царем своего старшего сына. К
происхождению и определению целей этого измышления мы еще вернемся, а
пока скажем несколько слов о его авторе.
Монах-иезуит Антоний Поссевин приехал в Москву в 1581 году, чтобы
служить посредником в переговорах русского царя со Стефаном Баторием,
польским королем, вторгшимся в ходе Ливонской войны в русские границы,
взявшим Полоцк, Великие Луки и осадившим Псков. Будучи легатом папы
Григория XIII, Поссевин надеялся с помощью иезуитов добиться уступок от
Иоанна IV, пользуясь сложным внешнеполитическим положением Руси. Его
целью было вовсе не примирение враждующих, а подчинение Русской Церкви
папскому престолу. Папа очень надеялся, что Поссевину будет
сопутствовать удача, ведь Иоанн Грозный сам просил папу принять участие
в деле примирения, обещал Риму дружбу и сулился принять участие в
крестовом походе против турок.
«Но надежды папы и старания Поссевина не увенчались успехом, - пишет
М.В. Толстой. - Иоанн оказал всю природную гибкость ума своего, ловкость
и благоразумие, которым и сам иезуит должен был отдать справедливость...
отринул домогательства о позволении строить на Руси латинские церкви,
отклонил споры о вере и соединении Церквей на основании правил
Флорентийского собора и не увлекся мечтательным обещанием
приобретения... всей империи Византийской, утраченной греками будто бы
за отступление от Рима».
Известный историк Русской Церкви Толстой мог бы добавить, что происки
Рима в отношении России имеют многовековую историю, что провал миссии
сделал Поссевина личным врагом царя, что само слово «иезуит» из-за
бессовестности и беспринципности членов ордена давно сделалось именем
нарицательным, что сам легат приехал в Москву уже через несколько
месяцев после смерти царевича и ни при каких условиях не мог быть
свидетелем происшедшего... Много чего можно добавить по этому поводу.
Показательна, например, полная неразбериха в «свидетельствах» о
сыноубийстве.
Поссевин говорит, что царь рассердился на свою невестку, жену царевича,
и во время вспыхнувшей ссоры убил его. Нелепость версии (уже с момента
возникновения) была так очевидна, что потребовалось «облагородить»
рассказ, найти более «достоверный» повод и «мотив убийства». Так
появилась другая сказка - о том, что царевич возглавил политическую
оппозицию курсу отца на переговорах с Баторием о заключении мира и был
убит царем по подозрению в причастности к боярскому заговору. Излишне
говорить, что обе версии совершенно голословны и бездоказательны. На их
достоверность невозможно найти и намека во всей массе дошедших до нас
документов и актов, относящихся к тому времени.
А вот предположения о естественной смерти царевича Ивана имеют под собой
документальную основу. Еще в 1570 году болезненный и благочестивый
царевич, благоговейно страшась тягот предстоявшего ему царского
служения, пожаловал в Кирилло-Белозерский монастырь огромный по тем
временам вклад - тысячу рублей. Предпочитая мирской славе монашеский
подвиг, он сопроводил вклад условием, чтобы «ино похочет постричися,
царевича князя Ивана постригли за тот вклад, а если, по грехам, царевича
не станет, то и поминати».
Косвенно свидетельствует о смерти Ивана от болезни и то, что в
«доработанной» версии о сыноубийстве смерть его последовала не мгновенно
после «рокового удара», а через четыре дня, в Александровской слободе.
Эти четыре дня - скорее всего, время предсмертной болезни царевича.
В последние годы жизни он все дальше и дальше отходил от многомятежного
бурления мирской суеты. Эта «неотмирность» наследника престола не мешала
ему заниматься государственными делами, воспринимавшимися как «Божие
тягло». Но душа его стремилась к Небу. Документальные свидетельства
подтверждают силу и искренность этого стремления. В сборниках библиотеки
Общества истории и древностей помещены: служба преподобному Антонию
Сийскому, писанная царевичем в 1578 году, «житие и подвиги аввы Антония
чудотворца... переписано бысть многогрешным Иваном» и похвальное слово
тому же святому, вышедшее из-под пера царевича за год до его смерти, в
1580 году. Православный человек поймет, о чем это говорит.
Высота духовной жизни Ивана была столь очевидна, что после церковного
собора духовенство обратилось к нему с просьбой написать канон
преподобному Антонию, которого царевич знал лично. «После канона, -
пишет Иван в послесловии к своему труду, - написал я и житие;
архиепископ Александр убедил написать и похвальное слово». В свете этих
фактов недобросовестность версии о «сыноубийстве» и о жестокости
царевича («весь в отца») кажется несомненной. Что же касается
утверждений о жестокости самого Грозного царя, к ним мы вернемся
позже...
Следующий «свидетель» и современник эпохи, о писаниях которого стоит
упомянуть, это Генрих Штаден, вестфальский искатель приключений,
занесенный судьбой в Москву времен Иоанна IV. «Неподражаемый цинизм»
записок Штадена обратил на себя внимание даже советских историков.
«Общим смыслом событий и мотивами царя Штаден не интересуется, -
замечает академик Веселовский, - да и по собственной необразованности он
не был способен их понять... По низменности своей натуры Штаден меряет
все на свой аршин». Короче - глупый и пошлый иностранец. Хорошо, если
так. Однако последующие события дают основания полагать, что он очутился
в России вовсе не случайно. «Судьба», занесшая Штадена в Москву, после
этого вполне целенаправленно вернула его туда, откуда он приехал.
В 1576 году, вернувшись из России, Штаден засел в эльзасском имении
Люцельштейн в Вогезах, принадлежавшем пфальц-графу Георгу Гансу. Там в
течение года он составил свои записки о России, состоявшие из четырех
частей: «Описание страны и управления московитов»; «Проект завоевания
Руси»; автобиография и обращение к императору Священной Римской империи.
Записки предназначались в помощь императору Рудольфу, которому Штаден
предлагал: «Ваше римско-кесарское величество должны назначить одного из
братьев Вашего величества в качестве государя, который взял бы эту
страну и управлял бы ею». (...) «Монастыри и церкви должны быть закрыты,
- советовал далее автор «Проекта». - Города и деревни должны стать
добычей воинских людей».
Вобщем, ничего нового. Призыв «дранг нах Остен» традиционно грел сердца
германских венценосцев и католических прелатов. Странно лишь то, что
«творческое наследие» таких людей, как Генрих Штаден, может всерьез
восприниматься в качестве свидетельства о нравах и жизни русского народа
и его царя.
Русское государство в те годы вело изнурительную войну за возвращение
славянских земель в Прибалтике, и время было самое подходящее, чтобы
убедить европейских государей вступить в антимосковскую коалицию.
Штаден, вероятно, имел задание на месте разобраться с внутриполитической
ситуацией в Москве и определить реальные возможности и перспективы
антирусского политического союза. Он оказался хвастлив, тщеславен, жаден
и глуп. «Бессвязный рассказ едва грамотного авантюриста», - таков вывод
Веселовского о «произведениях» Штадена.
Само собой разумеется, его записки кишат «свидетельствами» об
«умерщвлениях и убийствах», «грабежах великого князя», «опричных
истязательствах» и тому подобными нелепостями, причем Штаден не
постеснялся и себя самого объявить опричником и чуть ли не правой рукой
царя Иоанна. Вряд ли стоит подробнее останавливаться на его записках. Да
и сам он не заслуживал бы даже упоминания, если бы не являлся типичным
представителем той среды, нравы и взгляды которой стали источниками
формирования устойчивой русофобской легенды об Иване Грозном.
О недобросовестности иностранных «свидетелей» можно говорить долго.
Можно упомянуть англичанина Джерома Горсея, утверждавшего, что в 1570
году во время разбирательств в Новгороде, связанных с подозрениями в
измене верхов города царю (и с мерами по искоренению вновь появившейся
«ереси жидовствующих»), Иоанн IV истребил с опричниками 700 000 человек.
Можно... Но справедливость требует отметить, что среди иностранцев
находились вполне достойные люди, не опускавшиеся до столь низкопробной
лжи.
Гораздо печальнее то, что русские историки восприняли легенды и мифы о
царствовании Иоанна Грозного так некритично, да и в фактической стороне
вопроса не проявляли должной осторожности. Чего стоит одно заявление
Карамзина о том, что во время пожара Москвы, подожженной воинами
Дивлет-Гирея в ходе его набега в 1571 году, «людей погибло невероятное
множество... около осьмисот тысяч», да еще более ста тысяч пленников хан
увел с собой. Эти утверждения не выдерживают никакой критики - во всей
Москве не нашлось бы и половины «сгоревших», а число пленных
Дивлет-Гирея вызывает ассоциации со Сталинградской операцией Великой
Отечественной войны.
Столь же сомнительно выглядят сообщения о «семи женах» царя и его
необузданном сладострастии, обрастающие в зависимости от фантазии
обвинителей самыми невероятными подробностями.
Желание показать эпоху в наиболее мрачном свете превозмогло даже доводы
здравого смысла, не говоря о полном забвении той церковно-православной
точки зрения, с которой лишь и можно понять в русской истории хоть
что-нибудь. Стоит встать на нее, как отпадает необходимость в
искусственных выводах и надуманных построениях. Не придется вслед за
Карамзиным гадать - что вдруг заставило молодого добродетельного царя
стать «тираном». Современные историки обходят этот вопрос стороной, ибо
нелепость деления царской биографии на два противоположных по
нравственному содержанию периода - добродетельный (до 30 лет) и
«кровожадный» - очевидна, но предложить что-либо иное не могут.
В. СЕЛИНА, Сталинград
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200833/?33_6_1