... Я думал - музей как музей.
А это не музей, а хуже забегаловки...
М. Жванецкий "В Греческом зале"
Печальным знамением нашего времени стали растущие как грибы после дождя
"музеи оккупации". Бывшие советские республики-сателлиты и "братья" по
соцлагерю вступили в импровизированный конкурс на создание музеев
"оккупации" этих территорий Советским Союзом - "просветительских"
проектов на словах, а на практике музеев ненависти, злобной мести,
русофобии и собственной дикости.
Идея передвижных выставок-агиток получила наибольшее распространение в
правоконсервативных кругах Запада в последние десятилетия "холодной
войны". Администрация США с подачи Р. Рейгана, не имея возможности
победить СССР в военном противостоянии, поставила целью "эрозию
социализма" путем подготовки и проведения идеологических диверсий и
психологической войны, подкармливания отечественных
"правозащитников"-диссидентов и выращивания агентов влияния. В
Антикоммунистическую Лигу, созданную спецслужбами стран участниц НАТО,
наряду с респектабельными "советологами" вошли и представители
"национальных" и "культурных" обществ, по многим из которых с
нюрнбергским свитком законов в руках плакала и тосковала Фемида.
Представители "законных" "правительств" просуществовавших неполные два
десятилетия прибалтийских государств и никогда не существовавших
азиатских и кавказских деспотий, ветераны УНА-УНСО и власовского Союза
борьбы за освобождение народов России, структуры никем не признанных в
то время униатов и Русской православной церкви заграницей, доживавшие
свой век старцы из врангелевского Русского общевоинского союза и молодцы
из фашистско-террористического НТС, представители землячеств Кенигсберга
и псевдоказаки... Кто только ни нашел теплое местечко в Лиге! Никто не
предполагал тогда, что спустя каких-нибудь полтора десятилетия эта
крикливая и вечно грызущаяся между собой публика превратится в "элиту"
новоявленных независимых государств.
Представляемая Западом как "демократическая" альтернатива коммунизму, та
публика к началу XXI века принесла на пространство Восточной Европы и
бывшего СССР нацистские методы "умиротворения", затхлую атмосферу
эмигрантских кабаков, а также стремление переписать историю и политику
сведения счетов как отместку за прошлую униженность и никчемность.
Уже к началу 90-х в Прибалтике были созданы временные экспозиции во всех
красках рисовавшие "зверства режима". Вот Латвия. Экспозиция "музея
оккупации" расположилась в 1993 году не где-нибудь, а в помещении
бывшего Музея латышских стрелков. Постоянная экспозиция музея состоит из
трех основных разделов: период первой советской оккупации (1940-1941),
немецкой национал-социалистической оккупации (1941-1944/45), второй
советской оккупации (1945-1991). Отметим, что советский и гитлеровский
режим просто перечисляются через запятую, разницы для латышских нацистов
нет. При этом почему-то забыли еще один тоталитарный режим -фашистскую
диктатуру президента Г. Улманиса, кровавый террор которого казался в
конце 30-х годов для латышей большим злом, нежели возвращение в
советские "объятия". В экспозиции представлены исторические документы,
фотографии и предметы, свидетельствующие о терроре оккупационных властей
против жителей Латвии и об участниках сопротивления ("лесных братьях"
и карателях рижского гетто и лагерей смерти - здесь и далее курсивом
примечания автора. - К.Е.). В отдельном зале воспроизведен
внутренний вид лагерного барака. Комментарии к экспозиции представлены
на латышском, английском, немецком, французском и русском языках. Но для
миллионной Латвии (еще один миллион неграждан-нелюдей не в счет)
одного музея мало. Созданы передвижные выставки (на нескольких языках
и с красивыми названиями): "Латвия в 1939-1991: от оккупации к
свободе" экспонируется в школах и музеях Латвии; "Латвия возвращается в
Европу" выставляется в Европе, Австралии, Канаде; "Латвия возвращается в
свободный мир" экспонируется в США. Выходит ежегодный научный альманах
"Ежегодник Музея оккупации Латвии". Музей проводит занятия со
школьниками (вот тут уместна фраза А. Солженицына - "растут предатели,
растут палачи"), исторические конкурсы для детей (а в Библии помните -
кто соблазнит малых сих, лучше бы мельничный жернов на голову...),
семинары для учителей истории, издает учебные материалы для преподавания
истории Латвии новейшего периода.
А вот музей Аушрос в Шауляе. Там жалеют политзаключенных и
спецпереселенцев (за что их переселили? За карательные операции в
Польше и Белоруссии?). Но, судя по лицам на старых фото,
спецпереселенцы не раскаиваются. Уверенно держат в руках пилы и топоры,
строят дома, сплавляют лес по Енисею. Лица невеселые, но спокойные. Нет
удушающего страха как в глазенках детей из Майданека, нет облика
полулюдей-полутеней блокадного Ленинграда. Тут же четки и шахматы,
расщитые платки и игрушки. Значит, "вашим" все это можно было держать
при себе в бесчеловечных условия советского режима? А что вы оставили
"нашим"? Играли ли советские военнопленные в шахматы? Позволили ли вы
пронести старикам иконки, а детям игрушки в сарай на окраине Хатыни?
Что мы все о прибалтах. А как же братья-славяне? Вот экспозиция музея
"Кружок Союза Сибиряков" в польской Быстрице Клодской. Пара десятков
фотографий пострадавших. Почти все в 40-м высланы в Сибирь, возвратились
в Польшу уже в 45-46-ом. Нет слов, в Сибири было несладко. А в
оккупированной гитлеровцами стране было лучше? Может, сим "сибирякам"
нужно памятник ставить Соввласти, что пусть и таким образом, но уберегла
их от участи шести миллионов соотечественников, погибших в годы
оккупации?
Не отстают и украинские националисты. Правда, национализм здесь лубочен
и убог, именно такой национализм является "последним прибежищем
негодяев". Интеллектуалы из поддерживаемого ющенковщиной "музея"
поставили дело на широкую ногу. Немало сказано о "голодоморе" и терроре
"ЧК-ГБ". Названия экспозиций просто перлы - "хроніка комуністичної
інквізиції", "Українські Соловки" (знаю, что есть Глобус Украины,
видимо, Украинские Соловки только там и обозначены). Есть и фильмы,
например, "Між Гітлером і Сталіним" (консультант в том фильме - З.
Бжезинский). Кстати, "Державный секретарь" Украины некий О.О. Зінченко
обязывает все районные админстрации обеспечить показ фильма широким
слоям населения. Есть и весьма познавательные книги - "Три любови
Степана Бандеры", например. А вот еще и выставка - "Украинская
Повстанческая Армия". Выставку рекламирует небритая физиономия какого-то
урки с биноклем в руках, видимо, сие есть облик идеального украинца. Как
минимум, так считает Служба Безопасности Украины, предоставившая
"выставке" свои помещения. А вот и "новостная лента" музея -
рассказывается об эстонском фашисте Юри Лийме, самостоятельно
демонтировавшем два памятника "советским оккупантам" и угрожавшем в свое
время взорвать Бронзового Солдата. "Я убираю красный мусор!" -
рассказывает фашист (то были памятники эстонцам - выпускникам Таллинской
военной школы и эстонскому коммунисту Хансу Пёэгельманну). Эстонский суд
недавно оправдал старого фашиста, его торжествующая небритая опять же
физиономия красуется на фотографии с сайта киевского музея. Про Эстонию
(или про кого-то из ее соседей) кто-то метко сказал на интернет-форуме:
"В маленькой стране всё очень ма-а-аленькое - и сердце, и душа, и ум, и
честь"...
Стоит ли говорить, что в Эстонии тоже есть музей оккупации. На все еще
не забытом русском языке "бойцы вспоминают минувшие дни": "13 февраля
эстонский импровизированный полк "Таллинн" (майор Рихард Рубах - Richard
Rubach) опрокинул наступавших под Ауверре, один эстонский батальон
уничтожил русский десант, другой разбил русский авангард, вышедший на
железнодорожную ветку Нарва-Таллинн. Положение было спасено". Дальше еще
аховей: "Всего за три месяца наступления русские потеряли 120 тысяч
человек, немцы, в том числе эстонцы, 40 тысяч. В этой исторической битве
под Нарвой эстонские солдаты завоевали звание лучших добровольцев в
войне наряду с саксонцами, валлонцами, скандинавами". Воспоминания об
"исторических битвах" эстонцев (вопреки всем законам антропологии
одновременно являющихся "и немцами") напоминают воспоминания друга
Швейка, тоже ординарца, в кабаке: "Вот, говорю я своему полковнику, что
можно начинать наступление"!
А два года назад открылся музей оккупации и в Грузии. Это уже не первый
мемориал, открытый президентом Саакашвили. Первый посвящен "павшим в
феврале 1921 года в борьбе с красноармейцами грузинским юнкерам".
"Сегодняшние поколения учатся на примере этих героически павших юнкеров
- как надо любить родину и как бороться с врагом", - заявил Саакашвили
на открытии монумента. Президент карликового государства многоречив:
"Среди нас есть грузины, считающие себя излишне умными и прозорливыми,
которые заявляют, что, мол, может не стоит поднимать голоса и надо
смириться, но через смирение произошла советизация Грузии, повторять
этот опыт мы уже не будем". Себя господин Саакашвили, как видим, к
"излишне умным" не относит.
Отметим, что и украинский, и эстонский, и латвийский музей тесно
сотрудничают с отечественным "Мемориалом". Последний совсем недавно
открыл "виртуальный музей ГУЛАГа" - на сайте информация о более 60 (!)
постоянных экспозициях в нашей стране. В годы ельцинщины сущестовала
какая-то разнарядка по устройству подобных музеев. Как явствует из
сайта, эти экспозиции есть и в "музее прокуратуры", и в "красном уголке"
ИТУ, и даже в "музее МВД". Кто назван врагом устроителями этих
экспозиций?
Константин ЕРОФЕЕВ
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200837/?37_4_1