Из истории
фактов не выбросишь: как ни крути, а они действительно упрямая вещь, и
ничего с этим не поделать. Остаётся только одно - знать их, чтобы
оставались предметным уроком на будущее, и не допускать предвзятого
толкования, а порой и намеренного искажения.
С одним из
таких фактов, который превратно толкуют в «дружественной» Украине её
правители, я столкнулся в своём родном городе Острогожске Воронежской
области. Этот город более 3,5 веков назад был оплотом южных рубежей
Московского государства от набегов крымских татар. По возрасту
Острогожск самый древний после Воронежа город в области.
Возникновение города-крепости относится к тем далёким временам, когда
Русское государство, избавившись от татарского гнёта, делало первые шаги
по возрождению и заселению чернозёмных степей, почти не заселённые
степные просторы «дикого» поля были тогда тревожным южным рубежом
государства. Основанные в XVI веке крепости Воронеж, Старый Оскол,
Белгород, а также отдельные «сторожи», в том числе и на реке Острогощи,
где позже у её впадения в реку Тихая Сосна в 1652 году и возник
Острогожск, могли только на короткое время задержать продвижение врага.
Недаром говорили тогда: «От Воронежа степь не загорожена».
В
Острогожске ещё и сегодня местные аборигены ведут свои родословные от
различных корней. Я, например, потомок донских казаков, так воспитал
меня дед, считавший себя таковым; другие - от украинских казаков -
черкасов. Почему? Одно короткое отступление развеет неуместные
толкования этого разнообразия: в 1952 году на строительство
города-крепости Острогожска прибыли на вечное поселение вольные люди из
разных городов русских: 40 стрельцов, 20 пушкарей, станичники и дети
боярские, а всего 200 человек. Сюда же, по приглашению царя Алексея
Михайловича, пришли и свыше тысячи украинских переселенцев во главе с
полковником Иваном Дзиньковским. Это были участники войны украинского
народа с польскими панами за независимость Украины, которую он вёл под
руководством Богдана Хмельницкого. Не желая после заключения
Белоцерковского договора в 1651 году снова возвращаться под власть
польских панов, они организованно, целым полком, с оружием, с семьями,
скотом и другим скарбом перешли границу Русского государства. Тут их
переписали, привели к присяге и направили на вечное поселение и несение
службы во вновь строящийся город-крепость на реке Тихая Сосна. Новосёлы
получили места для дворов, гумен и огородов, а также пахотные земли за
посадом. Позже, уже во времена Екатерины II, в Острогожском уезде были
выделены земли для немецких колонистов. Но город оставался казачьим,
каким его и отобразил поэт Кондратий Рылеев, стоявший в нём со своим
полком в 1817 году в поэме «Пётр Великий в Острогожске» (1823):
Где, в
стране благословенной,
Потонул в
глуши садов
Городок
уединённый
Острогожских Козаков.
Идеей и
канвой поэмы является встреча Петра I с гетманом Мазепой. Пётр,
возвращаясь после победы над турками под Азовом в августе 1696 года,
прибыл в Острогожск, чтобы поблагодарить казаков полка за героические
действия при взятии Азова. Тогда Пётр I подарил городу 52-пудовый
колокол. Тогда же в город приехал и Мазепа, который вместе с
Шереметьевым охранял пределы России от татар на Калмиусском шляхе.
Мазепа поднёс царю богатую турецкую саблю, оправленную золотом и
осыпанную драгоценными каменьями, и на золотой цепи щит с такими же
украшениями. В то время Мазепа был ещё невиновен, но уже замышлял своё
предательство. Как бы то ни было, но хитрый и уклончивый гетман сумел
вкрасться в милость Петра (как это похоже на современных украинских
политиков и простоту наших. - В.К.). Монарх почтил посещением его
шатёр, обласкал, изъявил особое благоволение, одарив шубой со своего
плеча, и с честью отпустил в Украину, напоследок отобедав с ним. Пётр I
уехал из Острогожска в специально присланной из Воронежа карете,
уверенный в верноподданичестве острогожцев и гетмана. Но события
последующих лет не оправдали доверия царя. Кондратий Рылеев так
отобразил этот момент.
...Кончил
- и к стопам Петровым
Щит и
саблю положил;
Но,
казалось, вождь суровый
Что-то в
сердце затаил...
Этот
исторический факт в Острогожске решили в 90-х годах прошлого столетия
увековечить памятным камнем, установив его на месте, где стоял шатёр
Петра I на Майдане (площадь для сбора казаков). Камень установлен среди
хат (частные подворья) в основном в честь посещения Петром Великим
Острогожска в 1696 году. Но, как говорят, из истории страниц не вырвешь,
и на камне том было выбито имя Мазепы.
Посещая
каждый год свою малую Родину, встречаясь с друзьями школьных лет, мы,
отлично знающие историю страны и города, всегда фотографируемся у камня.
В этот
приезд мне рассказали, что приезжало украинское телевидение, снимали
камень со всех сторон, старались брать интервью у местных жителей,
задавая провокационные вопросы. Многие отказывались с ними
разговаривать. Как сказал мне мой товарищ Юрий Хаустов, живущий рядом с
камнем: «Что они там покажут, никто не знает, но наверняка это будет
брехня!».
Вот так,
наш незаметный камень превращается в политический жупел. И никто не
хочет сказать правду, что Петра можно обвинить в доверчивости, но... он
был государственным человеком и пёкся о пользе государства, а Мазепа уже
тогда больше думал о личной корысти. Подобное наблюдается и у
современных последышей Мазепы. Что им мнение народа, ридная мати
Украина? Свои личные интересы - вот главное.
Как мне
сказал простой труженик, участник Великой Отечественной войны, дошедший
до Харбина Иван Черкасов, а его слова можно отнести и к украинским, и
русским властителям-олегархам: «Что для них Родина? Дойная корова, а
народ раб для исполнения прихотей. Их стремление к сверхобогащению - это
болезнь похлеще наркомании. Излечить её может только топор палача!».
Конечно, звучит рефреном «лозунгам Французской революции, но, к
сожалению, это так.
А что
касается «памятного камня» в провинциальном городе Острогожске, то никто
его не собирается убирать или мазать краской в связи с антироссийской
истерией на Украине. «Из истории листов не вырвешь, - говорят местные
жители, - к тому же мы на половину украинцы. Ведь нашими предками были и
черкасы (украинские казаки, выходцы с Украины. - В.К.). Обидно
только одно, что вековая поговорка «паны дерутся, а у холопов чубы
трещат!» верна и в наши дни!».
Побеседовав со многими земляками, я пришёл к неутешительному выводу, что
за заботой о хлебе насущном, у нас начисто забыли о духовном начале.
Нынешней молодёжи мало известно о собственных исторических корнях, о
славных делах предков. А ведь с этого начинается не только Родина, но и
патриотичное отношение к ней.
В.Т. КУЛИНЧЕНКО
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200845/?45_6_2