В
тоталитарном детстве у нас, как известно, не было никаких радостей.
Свободы личности не было вообще: к примеру, детей принудительно
заставляли ходить в школу, взрослых, которые этому препятствовали,
сажали в ГУЛАГ. На помойках питались только персонажи фильма Фёдора
Бондарчука «9 рота». Невозможно было достать наркотики (их поголовно
употребляют опять же только в фильме Фёдора Бондарчука «9 рота»), не
достать было порнографии (зато в фильме Фёдора Бондарчука «9 рота» с
этим полный порядок). Словом, тоталитарный ад.
Вместо
этих недоступных тоталитарным детям прелестей были книжки Николая Носова
про Незнайку. И вот недавно исполнилось 100 лет со дня рождения автора.
Читателям немедленно раскрыли глаза:
«Гениального Незнайку Николай Носов придумал в 1953 году. Современники
подмечали: писатель был хмурым и замкнутым. Но, глядя на его героя,
как-то не верится: синяя шляпа, зеленый галстук, канареечные брюки…
Сейчас бы сказали: настоящий неформал.
В
Советском Союзе таких людей называли стилягами. А в советском искусстве
- диссидентами. Незнайка играет на трубе, а получается какой-то джаз.
Незнайка рисует портреты, а получается какой-то авангардный рисунок.
И стихи
Незнайка сочиняет без оглядки на ямбы и хореи. Чего только одна рифма
стоит - «палка - селедка». У самого Носова проблем с рифмами не было.
Песня про кузнечика - это ведь про его стихи.
Партийному
руководству его писания показались бессодержательными. Носова ругали: в
книгах нет идеологии. Он даже пообещал в интервью: напишу про Ленина. Но
написал повесть «Витя Малеев в школе и дома». Начальникам понравилось:
дали Сталинскую премию по литературе».
Автор
заметки Дарья Теричева, судя по всему, произведений Носова не читала.
Понятно, ей, как интеллигентной девушке, это ни к чему - ей и так всё
ясно. Но если бы читала, то, возможно, знала бы, что Незнайка жил в
светлом коммунистическом будущем, где все люди счастливы и не ведают
проблем. Там нет денег, там нет ворья и мошенников, там нет моральных
уродов (см. Неформалы). Незнайка - он аналог сказочного Ивана-дурака
(который, несомненно, боролся с царизмом и выступал за отмену
крепостного права), а не на отмороженного дегенерата. Его даже зовут
Незнайка. Он разгильдяй и недотёпа, но добрый и хороший.
Яркая
одежда у него была потому, что он просто не понимал, как надо одеваться.
И это было очевидно даже самым маленьким читателям. На трубе он играть
не умел, но играл - и поэтому вместо музыки получалась какофония. Это
тоже было понятно даже самым маленьким читателям. И рисовать не умел, и
поэтому вместо картины у него получалась самая настоящая мазня (см.
Авангардизм). Собственно, и со стихами получалось то же самое - Незнайка
не умел сочинять стихи, а сочинял. Получается, естественно, бред - и на
примерах «пакля - шмакля» даже самым маленьким читателям это очевидно.
Но, видимо, надо получить высшее образование в демократической России и
всё откроется с несколько иной стороны. Ибо Дарья Теричева видит в этом
диссидентские потуги. Хотя, быть может, Дарье виднее. Возможно, она
много общалась с диссидентами и неплохо знает, что, говоря про
диссидентов, она имеет в виду именно таких бездарей и неучей.
Образы
«неформалов» и «стиляг» выведены Носовым в книжке «Незнайка в Солнечном
городе», где Незнайка и его друзья прибывают в коммунистический город
Солнечный. Там в зоопарке случайно превращают в людей трёх ишаков:
Пегасика, Брыкуна и Калигулу. Точнее, ишаков там было двое: Пегасик и
Брыкун, а Калигула был лошак, то есть помесь лошади с ишаком (ЛОШадь +
ишАК). Все трое, как положено «неформалам» и «стилягам», резко
выделялись из серой тоталитарной массы: вели себя как скоты, одевались
как идиоты, и в конце были возвращены в естественное для «неформалов»
состояние - превращены обратно в ишаков. Хотя сложно назвать
превращением переход из состояния животного в ишака.
Кстати, в
другой книжке Николая Носова - «Незнайка на Луне» - полностью раскрыты
все прелести демократического общества. На Луне живут капиталистические
подонки, люди-коротышки там злы и коварны, полиция продажна, капиталисты
жестоки. Контраст с коммунистическим бытом коротышек - чудовищный.
Демократическое общество показано в такой красе, что книга осталась в
памяти на всю жизнь. И, что характерно, не только у меня. Кстати, крайне
важный момент: коротышки, постоянно предающиеся отдыху и развлечениям,
неизбежно превращаются в баранов. Что мы, собственно, теперь вокруг себя
и видим.
Наши
российские либеральные реформаторы - Егор Гайдар, например (он же мистер
Понч) - все свои знания об устройстве капиталистического общества
почерпнули именно из этой книги - настолько глубоким уровнем понимания
обладает большинство из них. И реформы он осуществлял строго по ней. А
некоторые из его подручных-скуперфильдов, похоже, не читали даже книги,
просто умело пользовались собственными фантазиями. Возможно, Дарья
Теричева с ними знакома.
Николай
Носов был нормальным советским писателем, а не дешёвой гнидой.
Спасибо
ему за прекрасные детские книги.
Д.Ю. ПУЧКОВ, www.oper.ru
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200851/?51_7_4