В Российской Федерации признается
идеологическое многообразие.
ст. 13 Конституции России
Вот я и пошел слушать лекцию «Белые»
протоиерея Георгия Митрофанова из цикла «Духовная судьба России
в отечественном кинематографе» в Православном просветительском центре
при Приходе Феодоровской иконы Божией Матери. Маститый историк
подготовил для петербургской интеллигенции рассказ о белом движении и
сопроводил его видеорядом из известнейших советских кинофильмов о
Гражданской войне - «Бег», «Служили два товарища», «Хождение по мукам»,
«Чапаев» и «Конь белый» Гелия Рябова (последний - когда-то апологет
чекистов-коммунистов, а теперь ярый монархист. Что ж, бывает...).
Протоиерей начал рассказ сентециями о
кровавом ХХ веке, братоубийственной Гражданской войне, в которой погибли
лучшие русские люди (белые, разумеется) и даже сама Россия. На экране
замелькали фрагменты «Хождения по мукам». Ведущий горячо рекомендовал
тщательно вглядываться в каждый кадр и вслушиваться в каждое слово
корниловцев. Ведь когда Алексей Толстой писал эту книгу, он оставался
«второразрядным писателем», а не стал еще бездушным прислужником режима.
А корниловцы-то - соль земли, великомученики за Святую Русь, лучшие
люди, настоящие интеллигенты... А армия-то у них какая была
демократичная, интеллигентная, все было по-братски, без
аристократических условностей (на экране генерал по-братски треплется с
прилегшими на привал офицерами, протягивает им папиросы). А какими
добрыми христианами-то они были (тучный Деникин в пасхальную ночь
возглавляет крестный ход)! Любили шутки и веселье (тут недоработка - на
экране расстрел пленных красногвардейцев). Протоиерей оговаривается,
мол, пленных не щадили, потому что красные были совсем уж зверями. А еще
любили музыку, как истинные русские люди. Ведущий рассказывает, что все
песни Гражданской войны были придуманы романтиками-офицерами в золотых
погонах, а красные нарушили их авторские права и слизали мелодии, да еще
и слова безбожно переиначили.
Мне показалось, что одно слово чаще всего
повторяется: интеллигенты, интеллигенты... В маленьком зале сидели дамы
«за тридцать», пара мужчин, все самые что ни на есть интеллигенты. И для
них не нужно было говорить о сражениях и орденах, нужно было говорить об
интеллигентности и возвышенности белых, их толерантности и демократизме.
Кстати, так творятся сегодня новые идеологические штампы и мифы... На
экране же Рощин все смотрел и смотрел на расстреливаемых пленных, на
зарубленных шашками. Впрочем, ужасы Гражданской войны не впечатляли
аудиторию. Кто-то уперся взглядом в коленки и о чем-то сосредоточенно
думал, кто-то шептался с соседом, играл с телефоном. Монотонно звучал
голос ведущего, поблескивал самоцветами его наперсный крест. Слабо
мерцала электрическая лампадка...
И вдруг шепот стих, люди замерли в предельном
внимании и напряжении. Протоиерей демонстрировал кадры психической атаки
из «Чапаева». Образы девушки с пулеметной лентой, вышагивающего со
стеком и сигарой офицера на фоне черных шеренг в мгновение ока
заставляли забыть о надуманном рассказе. Дробь беснующихся барабанов
взорвала сонную атмосферу кинозала. Люди на мгновение погрузились во
что-то истинное и святое, что было сказано когда-то в детстве. Экран
снова погас, а я внутренним зрением еще продолжал видеть надвигающегося
на зрителя всадника с шашкой и в развевающейся черной бурке.
Но ведущий продолжал «развенчивать мифы». И
белые-де в «психические» атаки не ходили, и мундиров черных у них на
этом фронте не было. И Анка с Петькой смешны и жалки со своей любовью у
пулемета (простолюдины, что с них взять...). Но не показана была
трагедия их любви в киношедевре братьев Васильевых. И не рассказал
протоиерей о смерти прототипов Анки и Петьки - Маруси Рябининой и Петра
Исаева. Вспомним Фурманова: «... Бьется полк у Заглядина, на берегу
Кинеля. Был по цепям приказ: приступом взять вражьи окопы. Окопы на том,
на крутом берегу... Как только метнулась команда - кинулись в
волны, в первой цепи Маруся Рябинина... И первая пуля - в лоб Марусе.
Выскользнула скользкой рыбкой винтовка из рук, вздрогнула Маруся,
припала к волне, вспорхнула кожаными крыльями комиссарки и грузно
тиснулась в волны, а волны дружно подхватили, всколыхнули теплый девичий
труп...». «А Петька остался на берегу до конца и, когда винтовка стала
не нужна, выстрелил шесть нагановских патронов по наступающей казацкой
цепи, а седьмую - в сердце. И казаки остервенело издевались над трупом
этого маленького рядового...». Рассказ о белых можно было бы
закончить, если показать этих «интеллигентов», рвущих в бессильной
ненависти тело мертвого, но не сдавшегося врага. Или показать того
снайпера, целящего в лоб девушки.
Но протоиерей вел рассказ дальше - русская
женщина на войне. Показан тыловой госпиталь белых (фильм Г. Рябова),
сестры милосердия с кобурами на ремнях выходят покурить на крылечко.
«Девочки, - зовет подруг старшая сестра голосом бандерши в публичном
доме, - смотрите, краснюков ведут!» По зимней дороге ведут
раздетых пленных красноармейцев. Ведьмы в белых передниках выхватывают
револьверы и безжалостно расправляются с пленными. Священник их не
осуждает, ведь что только ни выпало на их долю, как ведь они от красных
страдали, бедные.
А какие все белые были «денисы давыдовы»,
просто шарман. Сцена из «Бега»: генерал Чарнота не встает из-за стола (а
в город уже врываются красные!), пока не доиграет в вист. Вот-де даже
омский парнишка Михаил Ульянов (сам не интеллигент) сумел от кого-то
услышать «о доблестях, о подвигах, о славе» и талантливо передал образ
белого героя. И невдомек ведущему, что на этих белых и можно-то смотреть
лишь потому, что их играют великие актеры Советской страны - Ульянов и
Дворжецкий, Евстигнеев и Высоцкий.
Однако время позднее, пора и честь знать.
Ведущий подводит итог: русский народ был в массе неправ, не поддержав
белых (их протоиерей сравнил с библейскими пророками, не понятыми
избранным народом), поддался на гнусные призывы большевиков, вернулся в
первобытное состояние, разрушил великую державу, отрекся от
царя-батюшки.
На беду ведущий предложил задавать вопросы.
Какая-то дама поинтересовалась, а правильно ли белые генералы поступали,
когда шли служить в гитлеровский вермахт. И тут Остапа понесло... Горячо
и надрывно (но все же помня об антиэкстремистском законе) протоиерей
стал доказывать, что русский народ фактически проиграл войну, выиграв
ее, а немцы-де выиграли и после поражения - избавились от тоталитаризма
и стали цивилизованными людьми. Что Власова и власовцев он не осуждает:
отвергнув советскую присягу, они искупили свою вину за 17-й год, когда
предали государя. И если б англо-американские союзники совместно с
германцами малость Власову подсобили, он бы и Россию сделал
цивилизованной страной.
А так на семьдесят лет страна погрузилась во
тьму, люди и не жили-то в ней, как люди. И даже парад Победы провести не
смогли. Мол, не должен был парадом командовать Жуков, «погубивший
миллионы солдат», а знамена к Мавзолею тоже бросать было нелогично.
Вот в Лондоне был парад так парад. Там по разложенному на площади
нацистскому полотнищу проехали инвалиды-колясочники и прошли солдатские
вдовы. Вот где истинное христианское смирение и любовь к «малым сим». И
ведь не понять рефлексирующему «интеллигенту», что венчать величайшую
трагедию нашей страны мог лишь фантасмагорический парад с белоснежными
конями и алыми стягами, бесконечными колоннами марширующих солдат и
превратившим ночь в день салютом сотен орудий. А инвалидов и вдов
заслуживает туманный Альбион...
Наконец, затянули «Лазаря», видимо, в честь
павших белых бойцов. Спешно выйдя из кинозала, я не оборачиваясь, пошел
прочь.
К. ЕРОФЕЕВ
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200901/?01_8_1