У меня есть приятель, совсем нерусский, даже
не славянин. Никак не могу заставить его начать писать, а собеседник он
интереснейший из-за своих парадоксальных взглядов и выводов.
Он большой любитель кино, недавно мы
встречались, и приятель заговорил о вновь просмотренном «Собачьем
сердце» по мотивам повести Булгакова.
- Раньше я думал, что это просто
антикоммунистический фильм, а теперь понял, что это глубоко антирусский
фильм. В нем показаны две расы, причем именно русские показаны в
унизительном виде, - начал он.
Я этот фильм смотрел по его выходу на экраны,
самой повести потом, естественно, не читал, но, по оставшимся от фильма
обрывкам воспоминаний, с приятелм не согласился.
- В фильме показаны интеллигенция и простой
народ, а они, действительно, как два народа, но это обычный взгляд
«творческой интеллигенции» - Булгакова и создателей фильма - на «быдло».
- Нет, - не согласился приятель, - это не
внутривидовая борьба, это межвидовая борьба, и если бы в ролях
профессора Преображенского и доктора Борменталя в фильме снялись японцы,
это было бы хорошо видно. Вы же посмотрите, насколько разное отношение к
людям: с их стороны презрение и безжалостность, а со стороны русских
сострадание. Шариков издевается над кухарками, но когда Борменталь начал
его душить, они стали Шарикова защищать - чисто по-русски. И то, что из
бродячей собаки вырастает русский и у русского сердце собачье, имеет
глубоко оскорбительный смысл.
- Ну, - не согласился я, - строго говоря,
Шариков воспитан евреем Швондером, сказать, что он русский, трудно,
коммунист - да.
- Нет, именно русский, это сразу узнается.
Смотрите, какие он сделал выводы после попытки прочесть переписку Маркса
с Каутским - нужно все взять и поделить. Как русский!
- Ты тут себе противоречишь, это все же
скорее по-коммунистически, - приятель задумался, не находя доводов, но и
я тоже заколебался. - Хотя, конечно, делить поровну - это по-русски.
Мне, как-то, серб, еще в СССР, рассказал анекдот, который он,
западноевропеец, считал смешным. Русский и поляк нашли кошелек. Русский
предлагает поделить по-братски, а поляк предлагает поделить поровну. Тут
надо смеяться, но я не понял, в чем юмор или сатира, и серб победно
подытожил, что мы, русские, этот анекдот в принципе понять не можем,
поскольку у нас, в России, никогда не было майоратного права. У нас отец
не мог выгнать сына из семьи, а мог его только отделить, причем, наделив
равной со всеми мужчинами долей своей собственности. Для русских
«по-братски» - это только поровну, других вариантов нет. А на Западе
было майоратное право, по которому вся собственность отходила только
старшему сыну. А остальным не доставалось ничего, как в сказке «Кот в
сапогах»: «Старшему досталась мельница, среднему - осел, а младшему -
кот.
- Точно, - засмеялся приятель, - крестовые
походы совершали младшие братья. И вот, смотрите, фильм «Золотой
теленок», - вспомнил он. - Роман написали русский и еврей, так что
образы должны быть точными с точки зрения расовых особенностей. В фильме
четыре проходимца - непонятной национальности, поляк, еврей и русский.
Вспомните, как Шура Балаганов и Паниковский деньги делили…
Прерву приятеля и лучше приведу этот эпизод
прямо из книги, напомнив, что предшествует ему рассказ о том, как Шура и
Паниковский ограбили Корейко.
«Когда Остап вернулся в гостиницу
«Карлсбад» и, отразившись несчетное число раз в вестибюльных, лестничных
и коридорных зеркалах, которыми так любят украшаться подобного рода
учреждения, вошел к себе, его смутил господствующий в номере беспорядок.
Красное плюшевое кресло лежало кверху куцыми ножками, обнаруживая
непривлекательную джутовую изнанку. Бархатная скатерть с позументами
съехала со стола. Даже картина «Явление Христа народу» и та покосилась
набок, потерявши в этом виде большую часть поучительности, которую
вложил в нее художник. С балкона дул свежий пароходный ветер, передвигая
разбросанные по кровати денежные знаки. Между ними валялась железная
коробка от папирос «Кавказ», На ковре, сцепившись и выбрасывая ноги,
молча катались Паниковский и Балаганов.
Великий комбинатор брезгливо перешагнул
через дерущихся и вышел на балкон. Внизу, на бульваре, лепетали
гуляющие, перемалывался под ногами гравий, реяло над черными кленами
слитное дыхание симфонического оркестра. В темной глубине порта кичился
огнями и гремел железом строящийся холодильник. За брекватером ревел и
чего-то требовал невидимый пароход, вероятно, просился в гавань.
Возвратившись в номер, Остап увидел, что
молочные братья уже сидят друг против друга на полу и, устало
отпихиваясь ладонями, бормочут: «А ты кто такой?»
- Не поделились? - спросил Бендер,
задергивая портьеру.
Паниковский и Балаганов быстро вскочили на
ноги и принялись рассказывать. Каждый из них приписывал весь успех себе
и чернил действия другого. Обидные для себя подробности они, не
сговариваясь, опускали, приводя взамен их большое количество деталей,
рисующих в выгодном свете их молодечество и расторопность.
- Ну, довольно? - молвил Остап. - Не
стучите лысиной по паркету. Картина битвы мне ясна. Так вы говорите, с
ним была девушка? Это хорошо. Итак, маленький служащий запросто носит в
кармане... вы, кажется, уже посчитали? Сколько там? Ого! Десять тысяч!
Жалованье господина Корейко за двадцать лет беспорочной службы. Зрелище
для богов, как пишут наиболее умные передовики. Но не помешал ли я вам?
Вы что-то делали тут на полу? Вы делили деньги? Продолжайте,
продолжайте, я посмотрю.
- Я хотел честно, - сказал Балаганов,
собирая деньги с кровати, - по справедливости. Всем поровну - по две с
половиной тысячи.
И, разложив деньги на четыре кучки, он
скромно отошел в сторону, сказавши:
- Вам, мне, ему и Козлевичу».
Остановим повествование.
- Заметьте, - говорил мне приятель, -
Остапа и Козлевича не было при грабеже, но русский Балаганов о них
помнит, Бендер - глава шайки, но Балаганов и не думает к нему
«подмазываться» - он назначает Бендеру такую же долю, как и остальным.
Но продолжим чтение романа.
«- Очень хорошо, - заметил Остап. - А
теперь пусть разделит Паниковский, у него, как видно, имеется особое
мнение.
Оставшийся при особом мнении Паниковский
принялся за дело с большим азартом. Наклонившись над кроватью, он
шевелил толстыми губами, слюнил пальцы и без конца переносил бумажки с
места на место, будто раскладывал большой королевский пасьянс. После
всех ухищрений на одеяле образовались три стопки: одна - большая, из
чистых, новеньких бумажек, вторая - такая же, но из бумажек погрязнее, и
третья - маленькая и совсем грязная.
- Нам с вами по четыре тысячи, - сказал он
Бендеру, - а Балаганову две. Он и на две не наработал.
- А Козлевичу? - спросил Балаганов, в
гневе закрывая глаза.
- За что же Козлевичу? - завизжал
Паниковский. - Это грабеж! Кто такой Козлевич, чтобы с ним делиться? Я
не знаю никакого Козлевича.
- Все? - спросил великий комбинатор.
- Все, - ответил Паниковский, не отводя
глаз от пачки с чистыми бумажками. - Какой может быть в этот момент
Козлевич?»
- Шура мог просто поторговаться и выторговать
себе еще полтыщи, и у него было бы столько же, как он и сам себе
назначил, - продолжил мысль мой нерусский приятель. - Но он дрался с
Паниковским, чтобы свою долю получил и Козлевич, которого Паниковский
предал, даже не задумываясь. Но, одновременно заметьте, хитрый
Паниковский «подмазывает» атамана большой долей, чтобы с его помощью
самому получить больше, чем при делении добычи Шурой.
А теперь вспомните, как описан в романе
эпизод смерти Паниковского, которого к этому моменту ненавидел не только
Шура Балаганов, но и вся компания, которую Паниковский только что
оставил голодной из-за своей алчности.
«Дорога тянулась бесконечно, и Паниковский
отставал все больше и больше. Друзья уже спустились в неширокую желтую
долину, а нарушитель конвенции все еще черно рисовался на гребне холма в
зеленоватом сумеречном небе.
- Старик стал невозможным, - сказал
голодный Бендер. - Придется его рассчитать. Идите, Шура, притащите этого
симулянта!
Недовольный Балаганов отправился выполнять
поручение. Пока он взбегал на холм, фигура Паниковского исчезла.
- Что-то случилось, - сказал Козлевич
через несколько времени, глядя на гребень, с которого семафорил руками
Балаганов. Шофер и командор поднялись вверх. Нарушитель конвенции лежал
посреди дороги неподвижно, как кукла. Розовая лента галстука косо
пересекала его грудь. Одна рука была подвернута под спину. Глаза дерзко
смотрели в небо. Паниковский был мертв.
- Паралич сердца - сказал Остап, чтобы
хоть что-нибудь сказать. - Могу определить и без стетоскопа. Бедный
старик!
Он отвернулся. Балаганов не мог отвести
глаз от покойника. Внезапно он скривился и с трудом выговорил:
- А я его побил за гири. И еще раньше с
ним дрался».
Все! Русский тут же начал жалеть своего врага
и каяться, что нанес ему когда-то обиды…
Между прочим, придя домой, я вспомнил, чуть
ли не буквально такой же пример из своей книги «Антироссийская
подлость», в котором сообщаю, что исследователь советских лагерей для
военнопленных австрийский историк С. Карнер написал в своей книге
«Архипелаг ГУПВИ» в главе «Корректировка образа врага»: «Важным
моментом для тех, кто был вынужден работать в Советском Союзе, был
контакт с русским гражданским населением. Опыт совместной работы в
промышленности, сельском хозяйстве и на шахтах в большинстве случаев
вносил существенные изменения в образ «русского», созданный нацистской
пропагандой. В особенности резко пропагандистскому образу врага
противоречат взволнованные, доброжелательные рассказы бывших
военнопленных о жизни и о значении русской женщины в семье и в обществе,
а также о «простых русских». В памяти многих навсегда остались и каша,
которой с ними делились русские, и предложенная папироска или еще
какой-нибудь поступок - все это создавало новый для многих образ
«русского», который даже в экстремальной ситуации, будучи сам на грани
жизни и смерти, когда нет ничего лишнего, делится последним».
Так что же наша российская интеллигенция?
Другой народ или уже другая раса, которая к тому худшему, что есть у
русских, добавила все худшее, что есть у других народов?
Ю.И. МУХИН
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200901/?01_9_1