Щит и меч: словосочетание настолько устойчивое, что в другом порядке и
не произносится, и за щитом непременно следует меч. Но с тех пор, как
развалился Советский Союз, про меч вспоминают всё реже: нам бы щит
удержать в целости и сохранности!
И потому удивляться ли, что фильм о сугубо наступательном оружии (ОРТ,
11.11.08) назван «Щит авианосца»? Хорошо ещё не щит державы. На это
авторы, спешившие прокомментировать заявление Президента о намерении
строить авианосцы, не решились. Но, по крайней мере, теперь для всех
должно быть ясно, что сказано всерьёз, строить будут, и это такая же
очевидная программа, как Олимпиада-2014.
Отнесёмся же к ней, как она того заслуживает. Фильм достаточно
откровенный, чтобы на основании его позволить некоторые выводы. Прежде
всего, для серии из 5-6 авианосцев предусмотрена охрана коммуникаций, по
которым российские нефть и газ проследуют за моря и океаны. Стало быть,
заказ вызван к жизни олигархами, заинтересованными в бесперебойной
поставке. Корабли будут заняты тем же, чем и сторожевик «Неустрашимый»
у берегов Сомали.
В связи с этим, отчего бы за строительство в сущности эскортных
авианосцев, связанное с выполнением утилитарной задачи, не заплатить
заинтересованным лицам? Щит державы они не больно усилят, а свой кошелёк
частным корпорациям неплохо бы охранять самим!
Сырьёвой экономике, конечно же, надо беспокоиться об охране
коммуникаций, но государству надо бы - об её сбалансированности и
безопасности метрополии, а не одних торговых путей.
Что же касается собственно обороны, то дело обстоит так. Единственный
оставшийся у нас авианосец «Адмирал Кузнецов», который вместе с тяжёлым
крейсером «Пётр Великий» может послужить ядром приличной эскадры, по сию
пору не дотягивает до своего назначения. Его ангар предназначен для 36
самолётов и 18 вертолётов, но наберётся ли на борту и половина, если в
фильме говорится, что здесь можно поместить полк морской пехоты, и
проходят построения личного состава корабля? Пятнадцати постсоветских
лет и мощности всей авиационной промышленности РФ не хватило, чтобы
заполнить просторный ангар истребителями Сухого и вертолётами Камова!
Торопились вооружать Индию, Малайзию и Китай!
Интересующиеся морской тематикой помнят, с каким трудом восстанавливался
лётный состав на авианосце, знают, что тренажёр для обучения лётчиков
взлёту и посадке на палубу корабля остался на Украине, а для тренировок
надо спрашивать разрешения у Ющенко и платить деньги. Будем ли строить
свой тренажёр, или «Адмирал Кузнецов» поделится корифеями с новыми
авианосцами?
И, кроме удовлетворения запросов нефтяных и газовых баронов, новая
кораблестроительная программа не предполагает ли пустить пыль в глаза
обывателям? Мол, мы укрепляем оборону, строим, заботимся. На деле же, не
профанация ли? Под шумок о строительстве крупных надводных кораблей
количество частей и соединений в Сухопутных войсках сокращается в 12
раз, а ВВС-ПВО и ВМФ - в два раза. Ракетные войска убывают на треть, ВДВ
- на 20%!
Тула привыкла к своей 106-й дивизии ВДВ - ходят слухи, её не будет!
Рядом в Козельске люди прыгают от радости, что пока решили не трогать
ракетную дивизию, но ведь её уже успели частично расформировать! А
воссоздание авианосного флота, если это всерьёз и надолго, как не начать
с возрождения Балашовского высшего авиационного училища лётчиков, в своё
время ориентированного на ВМФ? Однако же деньги, сравнимые с годовым
военным бюджетом, решено потратить для защиты интересов нефтяных и
газовых баронов!
Но, как ни грустно, не болтовня ли и эта программа? В самом деле, кому
собираются поставлять нефть и газ российские олигархи? - Америке? - Так
у неё хватит авианосцев для защиты коммуникаций! Разве что в дополнение
к американским, чтобы сэкономить их военные траты? Остальные же наши
коммуникации - сухопутные!
Кто бы объяснил, почему надо тратиться на авианосцы, а не на АПЛ или
космос, или артиллерию и боеприпасы, которых по всем признакам очень
скоро будет катастрофически не хватать? Не дымовая ли завеса
кораблестроительная программа, которую надо начинать практически с нуля,
ибо все прежние авианосцы спущены на воду в Николаеве? Здравый смысл
говорит, что надо вернуться на этот исконно русский завод, основанный
великим русским флотоводцем Ушаковым, и лишь после этого затевать
громкое строительство! Как это устроить, не моё дело: для того и
существуют политики, которые пятнадцать лет не могут договориться с
Украиной, где четверть населения - русские, а все остальные -
русскоязычные!
Наши советские авианосцы используются сегодня китайцами в качестве
учебных пособий для кораблестроителей или пошли на иголки, как
«Ульяновск» и «Варяг». У Ельцина не хватило денег, чтобы достроить даже
последний, готовый на 90%! Николаевские корабелы горючими слезами
обливались, когда «Варяг» уводили в неизвестность!
Можно ли верить «демократам» в, казалось бы, благом деле? Отчего бы
вместо нескольких десятков вертолётов Камова, из которых большая часть
уйдёт за рубеж, не сделать несколько сотен и для своей армии? Отчего бы
не поставить С-400, «Панцирь», «Искандер» столько, сколько нужно
многострадальным Вооружённым Силам, для защиты родных рубежей? Ведь у
нас лишь Москва, да и та благодаря Советам, защищена от ракетного
нападения! Даже Тула с её военными заводами открыта любому врагу! Урал
беззащитен! Дальний Восток можно брать голыми руками!
Но власть собирается строить авианосцы для защиты интересов
нефтяных и газовых собственников! Интересует ли её наша безопасность?
Если бы интересовала, мой институт бы процветал, увешанный
госзаказами; если бы интересовала, нам не надо было бы побираться,
изготавливая прессформы для тротуарной плитки, мешки для химической
продукции и детали для нефтянки! Уникальное оборудование расходуем на
барахло. Вам этого хотелось, господа «демократы»?
Они не признаются и как всегда сделают вид, будто ни при чём, но
нас не проведёшь - имена «реформаторов» останутся на скрижалях истории!
Хочу заметить, что я далёк от сугубо специальных военно-морских споров,
нужны ли нам авианосцы? Эти гордые красивые корабли всегда вызывали моё
восхищение. Нет сомнений и в том, что полноценного флота без них быть не
может. Но они нужны как меч, а не щит, и в том случае, если вновь войдёт
в права лозунг: «Лучшая оборона - нападение!». А до этого нынче ой как
далеко! И потому не хотелось бы видеть их ни в качестве охранников
собственности олигархов, ни в виде дымовой завесы для продолжающегося
уничтожения российских Вооружённых Сил…
Кстати, примеры, приведённые в фильме из недолгой истории молодого
советского авианосного флота, свидетельствуют о том, что использовался
он как инструмент геополитики - для давления на Израиль во время его
войны с Египтом, Таиланд в конфликте с Кампучией и т.д., но никак не для
эскортного сопровождения. Но ведь тогда у нас не было олигархов,
способных из любой политики извлечь выгоду для собственного кармана!
Ю.М. ШАБАЛИН
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200904/?04_3_3