ЗАЧЕМ ОТКОПАЛИ АКСЕНОВА?
В
ночном эфире Второго канала Василий Павлович беседует с лебезящим
Дибровым: у нас в Ростове 70-х вы были круче Воннегута. Книга с
квакающим названием переходит из рук в руки и мельтешит на экране.
Аксенов суров, но справедлив: ему нравится…
О
новом романе Василия Аксенова «Москва Ква-Ква» спорят самым уважительным
образом. Одни утверждают, что он - в отличие от букероносных
«Вольтерьянцев и вольтерьянок» - не очень хорош. Другие указывают на то,
что роман написан левой ногой. Третьи и вовсе хвалят.
Но и те, и другие, и третьи всерьез обсуждают якобы положенные в основу
романа миф о Тезее (привет Пелевину) и платоновское (Платона, а не
Платонова) идеальное государство, говорят о художественных достоинствах
и недостатках.
Меж тем перед нами не просто наглая, циничная, бездарная и
невежественная халтура. Перед нами разжижение мозгов, болезнь
Альцгеймера, перед нами старческий маразм, кое-как замаскированный под
политический гротеск.
Москва, 1952 год. Высотка на Яузе как символ эпохи и обиталище новой
элиты. 18-комнатная квартира «атомного» академика Новотканного. Все
персонажи носят вычурные нелепые имена с претензией. Где на сатиру, где
на юмор.
Сам академик, его 40-летняя красавица жена генерал-майор Ариадна Рюрих
(естественно, Рерих!), 19-летняя красавица дочь - спортсменка,
комсомолка и девственница Гликерия. «Спецбуфетчики» - супружеская пара -
капитан Федор и майор Нина. Помимо профессиональных услуг и общей слежки
капитан пользует Ариадну, а майор - Ксаверия Ксаверьевича.
В
соседнюю квартиру вселяется Кирилл Смельчаков (Константин Симонов) -
красавец, поэт, лауреат, герой войны и борьбы за мир, донжуан и
авантюрист, личный друг Сосущего (то есть Сосо, Сталина).
Сейчас Кирилл одинок, потому что Сталин приказал ему вернуть чужую,
генеральскую, жену мужу. С Симоновым, кстати, дело обстояло ровно
наоборот: по приказу Сталина Рокоссовский вернул ему жену-актрису,
героиню наряду с прочим такой симоновской эпиграммы: «Под камнем сим
лежит Серова Валентина,/ Моя и многих верная жена./ Избавь ее, господь,
от сплина,/ Ведь в первый раз она лежит одна».
У
Кирилла и Глики завязывается платоническая любовь. Девушка считает себя
невестой Сталина. Сосущий вызывает Кирилла к себе, напаивает, пугает
арестом за поэму «Тезей», в которой под видом Минотавра, полагает
Сталин, выведен он сам. Примитивной символикой мифа о лабиринте, как и
беспомощными якобы симоновскими стихами, пронизано все повествование.
Сталин устраивает Кириллу потешный расстрел, но в конце концов меняет
гнев на милость: Смельчакову предстоит возглавить специально
сформированный отряд смельчаков, который, десантировавшись в Югославию,
уничтожит маршала Тито и всю его клику. Начальником штаба у Смельчакова
будет сталинский конфидент Чаапаев - не сын Чапаева, но прямой потомок
Чаадаева.
В
разговоре со Сталиным Кирилл невзначай упоминает еще одного соседа по
высотке - адмирала Моккинакки, с которым он познакомился аж на
Халхин-Голе. Сталин отвечает, что такого адмирала в стране нет, - и
поручает Абакумову разобраться в ситуации.
Меж тем Моккинакки ухаживает за Гликой, и куда с большим успехом. На
боевом самолете улетает с нею на Лазурный Берег, уверяя академическую
простушку, будто они летят в Абхазию. Первое совокупление (и еще
несколько) происходят прямо на борту. По возвращении вкусившая радостей
телесной любви Глика спешит поделиться новыми ощущениями и с Кириллом.
Мужчины ревнуют, хотя и симпатизируют друг другу. Однажды адмирал просит
у поэта взаймы, тот раскрывает чемоданчик, врученный ему в ВААПе, и
обнаруживает, что тот набит конвертируемыми бумагами Госбанка на сотни
миллионов долларов. А гребчиха Глика успевает съездить на Олимпиаду в
Хельсинки, где, хоть и берет всего третье место, получает всеобщее
признание в качестве секс-символа.
В
действие входят новые персонажи - представители золотой молодежи,
стиляги, фарцовщики, любители джаза, предводительствуемые сыном еще
одного «атомного» академика - Дондерона.
Не последнюю роль в компании играет и авторское alter ego - прибывший из
Казани, где его выгнали из мединститута как промолчавшего при
поступлении о репрессированных родителях, поэт Так Такыч Таковский.
После драки с дружинниками (ни дружинников, ни стиляг при Сталине не
было, но мафусаилу Аксенову это до лампочки) Дондерона-младшего сажают в
тюрьму. А Так Такыч находит убежище в заповедных глубинах квартиры
Новотканного, где, в очередь с капитаном Федором, подживает со старшей
хозяйкой дома и раскатывает губу на младшую.
Ариадна не только ведет себя, но и выражается вызывающе (любимое слово
«йух»), - и у нее есть на то все основания. В годы войны она по личному
заданию Вождя слетала в Берлин, соблазнила и выкрала Гитлера и доставила
его прямо в Кремль, откуда фюрера вернули на родину лишь в обмен на
обещание о постепенной капитуляции, но Адольф и на этот раз, как в 1941
году, Сосущего обманул.
Меж тем к адмиралу начинают присматриваться всерьез. И выясняют, что
никакой он не адмирал. И не юрисконсульт (за которого выдает себя в
финансовых сферах). А один из легендарных соратников маршала Тито -
штурман Эстерхази. А значит, пора его брать.
Но Моккинакки уходит из высотки, переодевшись агентом в штатском и
«положив» полдюжины настоящих агентов в вестибюле. Спасается он в мясном
ряду на колхозном рынке: здесь, выдавая себя за узбеков, окопались
титоисты.
Сюда же перед началом решительного штурма прибывает и сам маршал. Тито и
его люди чувствуют себя в полной безопасности не в последнюю очередь
потому, что в их заговоре состоит и сам маршал Берия. Который на званом
вечере у Новотканных принимается лапать Глику - и наталкивается на
решительный отпор.
Не с ее стороны (Глика теперь девушка податливая) - с маршалом чуть не
вступает в драку Смельчаков. И тут ему на квартиру Новотканных,
демонстрируя свое благоволение, звонит Сосущий… Между делом Моккинакки
вызволяет из темницы Дондерона-младшего - как раз когда того собираются
«пустить по шоколадному цеху», то есть «опустить». Адмирал переводит
юношу строителем на спецобъект (в «шарашку» - тут воздушный поцелуй
Солженицыну), но и здесь засада: всех участников стройки по ее
завершении должны расстрелять.
Решающие события происходят 1 марта 1953 года. 1 марта - дата в
отечественной истории роковая, но Аксенов этого не знает и,
соответственно, не упоминает.
Смельчаков с Чаапаевым улетают якобы в Стокгольм, а на самом деле -
убивать Тито в Югославию. А Тито со своим адмиралом устраивает мятеж в
Москве - берут Кремль, берут «ближнюю дачу». Однако Сталин удирает на
подводной лодке в высотку на Яузе и отдает приказ сбросить атомную бомбу
на Югославию.
Впрочем, все это как-то зависает и рассасывается, концы с концами не
сходятся, престарелого писателя интересует один-единственный поворот
сюжета: разочаровавшись в Смельчакове (в браке которого с Гликой
предполагалось, зачав сверхчеловека, начать Новую фазу), Сталин
призывает юную красавицу к себе - и умирает в ее объятиях и с нею в один
миг. Перед этим верные Сосущему люди успевают ликвидировать адмирала.
Куда девать Смельчакова, Тито и Берию Василий Павлович придумать не смог
- еще лет тридцать тому воображалка повисла на полшестого.
В
эпилоге Так Такыч (вкратце пересказав аксеновскую версию «вынужденной
эмиграции») вдвоем с женой возвращается в 1995 году в Россию (из
Бразилии!).
И
все у него хорошо. И у 82-летней красавицы и знаменитой мемуаристки
Ариадны Рюрих тоже. А у остальных не очень. И кое-кто из «бывших»
исповедует катакомбную религию «Новой фазы» и как Святой Деве
поклоняется Глике Новотканной.
Написано ужасно, напечатано фантастически безграмотно, с грамматической
ошибкой в первом же слове романа; не всегда понятно, то ли редактор с
корректором схалтурили, то ли писатель сострил - взять, например, слово
«сидалище» вместо «седалище». Вот, впрочем, несколько проб пера:
«В Москве, хоть и именовалась она «столицей мира и социализма», как в
любом мегаполисе, бытовали некоторые кодовые фразы. Вот, например, если
вы вознамерились купить доброй мясной вырезки, вам не обязательно было
делать партийно-государственную карьеру и присоединяться к
спецбуфетовским рационам. Можно было на Центральном, скажем, рынке
подойти к мясному ряду, подойти к специалисту и задать ему условный
вопрос: «У вас есть колхозное мясо по три двадцать?» Не пройдет и
десяти минут, как вам вынесут увесистый кусман в газетном свертке и
назовут окончательную цену. Будьте уверены, заказанный продукт не
подкачает ни в свежести, ни в качестве разруба».
У
Аксенова каша во рту? Да нет, конечно же, - вставная челюсть! Но,
приступая к сочинению прозы, он ее всякий раз вынимает.
«Она пожала плечами, замолчала, потом у нее совершенно по-детски
искривился рот, вот-вот заревет, схватила полотенце, отвернулась от меня
и стала судорожно тампонировать глаза... «Ну только тебя еще здесь не
хватало, Такович!» - с характерной грубоватостью, свойственной МГУ,
произнесла она и нежнейшим образом высвободила свой локоток».
Кто их, блин, учил, Аксенова с редактором, сочетать «характерное» со
«свойственным» в одной синтагме? А как вам глагол «тампонировать»?
Или вот голос Сталина:
«Хочу тебе, Кирилл, рассказать об одном своем личном свойстве. Это,
быть может, самый большой мой секрет. Капиталистические кремленологи до
него так и не докопались. Тебе первому откроюсь. Дело в том, что у меня
очень сильно развито чувство врага. В жизни и в политике я много раз на
него полагался. И никогда не ошибался».
С
чего бы это Сталин заговорил в рифму? А вот стихи якобы Симонова (Смельчакова):
Мой друг спешил на мотоцикле…
Река, безлюдье, парапет…
И вдруг увидел юной цапли
Замысловатый пируэт.
О юность, нежность, липок почки,
Хор лягушачьих батарей!
Девчонка пляшет в одиночку,
Поет при свете фонарей.
Вышедший в издательстве «Эксмо» тиражом в 30 100 экземпляров (и
одновременно в журнале «Октябрь») роман «Москва Ква-Ква» написан в
январе - августе 2005 года в Москве и Биаррице. Про Москву все ясно; а
вот название курорта (и французское гражданство престарелого писателя)
поневоле заставляет вспомнить анекдот про Жана и Жаннету на необитаемом
острове: через три месяца она ему надоела, и он ее убил. Через полгода
окончательно надоела, и он ее закопал. Но через девять месяцев
соскучился - и выкопал из песка.
У
французов, понятно, свои заморочки, но какой, сказал бы Хрущев, пи…с
выкопал из литературной могилы Аксенова? А главное, на кой йух?
Виктор ТОПОРОВ,
Опубликовано в газете «Взгляд»
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200648/?48_8_1