ПЕРГАМЕНТ И БУМАГА

Nov 07, 2006 12:47


ПЕРГАМЕНТ И БУМАГА



Нельзя не приветствовать и не поддерживать стремление авторов газеты ("Дуэль", №37, Р. Жданович, например) облагородить и возвеличить деяния русского народа в экономической, политической, военной и др. сферах деятельности под руководством мудрых и деятельных предводителей XI-ХV вв.

С другой стороны, нельзя не поддержать стремление других авторов ("Дуэль", №38, А. Бланк) освободиться от исторической лжи и мифов, необходимых в определенный исторический период, но для сегодняшнего дня совершенно вредных, искажающих реалии прошлого, рисующих исторически неверную картину и этим дающих возможность предъявлять какие-то счеты (Работы Ю.И. Мухина в этой области общеизвестны).

Конкретные, документально подтвержденные факты, логика действий и сделанные выводы могут приблизить понимание исторической действительности, но это область исторической науки. (В качестве любопытного исторического факта можно привести сообщение Ф.Н. Глинки в журнале М.В.Д. 1836 г., часть XIX. Речь идет о Тверской губернии, а точнее, о Старицком уезде: "К числу исторических памятников... принадлежат сопки или насыпи в виде остроконечных курганов. ...Из отдельных насыпей замечательна "Черная горка"; на южном конце Старицкого уезда, с правой стороны р. Шоши. Эта огромная насыпь состоит из чернозема, тогда как почва вокруг супесчана и песчана. Вообще эти курганы и сопки находятся вблизи рек и озер. Группы курганов составляют круг. Курганы - земляные насыпи, сделанные с большим тщанием и прочностью и обложенные снизу в два, в три ряда разноцветными камнями в виде огромных длинных плит, сплоченных искусною притеской и каменными клиньями. Вблизи курганов попадается множество камней и каменных обломков; на камнях сохранились надписи и изображения, некоторые из них обвиты как бы лентами, высеченными или выпуклыми. Под камнями, сопровождающими ряды бывших курганов, встречается правильная мостовая, а ниже цемент. Между круговинами курганов, в середине их, глубокие ямы или колодцы, стены которых на два аршина от устья правильно обложены камнями; земля, вынутая из этих колодцев, должна была служить для насыпки кургана. Цель этих сооружений не разгадана". Вот факт, и по нему можно фантазировать сколько угодно).

Можно взять общее количество известных рукописей, применить какую-либо методику и сделать "далеко идущие выводы...". Можно, например, взять исторически известный материал для написания древних рукописей под названием пергамент, впервые изготовленный в г. Пергам (II в до н.э.), центре эллинской культуры в Малой Азии (СЭС. М. 1983 г.), узнать способы его производства.

Как известно, для изготовления пергамента использовалась кожа с теленка, козленка или барашка не старше 6 недель (знакомый с сельской жизнью поймет, что это такое), которая размачивалась в проточной воде 6 суток, затем шерсть разрыхлялась гниением в сырой яме с золенной известью от 12 до 20 суток, затем эту кожу обдирали и проквашивали в овсяных или пшеничных отрубях для удаления из неё извести, затем дубили растительными экстрактами и, когда кожа становилась мягкой, выравнивали неровности; затем натирали кожу, предварительно посыпанную мелом, пемзой. Такой пергамент еще называют велень. Позже, с целью удешевления, пергамент делали из расслоенной кожи. Современная технология выделки пергамента и веленя практически ничем не отличается от древней. Так что при желании можно самому изготовить древнюю рукопись. Известно, что для первого экземпляра первой изданной И. Гутенбергом Библии потребовалось около 300 овечьих шкур...

В XI-XII столетиях пергамент на Руси делать не умели и ввозили его из Византии или Запада, и только в XIII веке началось писание книг на отечественном пергаменте. Как пишет А.И. Соболевский в "Славяно-русской палеографии": "Его (пергамента) обычное название в Московской Руси - харатья (из греческого)", появилось в русском письменном языке в XV веке, "...его также называли просто кожа или телятина". Пергаментом дорожили, его берегли, нередко использовали повторно, соскабливая предыдущий текст, т.к. он был единственным материалом для написания официальных актов на Руси. Письма же и черновики актов писали на бересте. Пергаментные книги стоили дорого. "Приобретать и читать книги могли только... очень богатые люди... высшая городская элита. Книжность была привилегией самых верхних слоев общества" (Котков С.И. "Памятники письменности русского языка". Энциклопедия. М. 1979 г., стр. 193). "Книжная культура Киевской Руси - культура религиозная, привилегированная, дорогостоящая, городская" (Пелевен Ю.А. affresco.ru). Да и зачем простому человеку, не торговцу и монаху, умение читать и писать.

Возьмем для примера "Пантелеймоново" евангелие - рукопись новгородского происхождения (размером листа 34x24 см) на 224 листа... (Это ж сколько козлят ушло на евангелие? И кто себе это мог позволить?). "Писана на пергаменте, произведена на заказ" (Столяров Л.В. Исторические записки 5(123). М. Наука. 2002 г., стр. 108). В средине XIV в. важное значение для письма приобрела бумага. До нас дошло крайне мало русских рукописей на бумаге. Самыми ранними актами на бумаге признают договор смоленского князя с Ригой (первая половина XIV в.) и договор московского великого князя Семена Ивановича с его братьями (1350 - 1351 гг.) (Черепнин Л.В. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. М.Л. 1950 г. №2). Как известно, производители бумаги оставляли свой фирменный знак, по которому можно определить не только страну, но и год изготовления бумаги.

Эти знаки силами ученых собраны и систематизированы в специальном "Каталоге". "Среди немногочисленных бумажных рукописей XIV в. нет ни одной древнерусской, но есть одна среднеболгарская и одна сербская...". Например, в "Евангелии, написанном на бумаге в Твери в 1417 г. (Лихачев Н.П. Палеогр. знач. 4.1, стр. 89), встречаются водяные знаки в виде рожка с перевязью, оленья голова, лук со стрелой, звезда с крестом, полумесяц с крестом". Знаки свидетельствует, что рукописные русские книги первой трети XV в. написаны на итальянской и французской бумаге. В первой половине XVI в. чаще всего на Руси употреблялась французская бумага с филигранями "герб Франции", единорог, собака и т.д. Книга "Апостол" в 1564 г. написана на французской бумаге с водяными знаками "кораблик" (герб г. Парижа), маленькая сфера. Немецкая бумага поступала со знаками "голова быка", тиара, вепрь, орел. Польская бумага поступала со знаками "герб Годзава", "герб Абданк", двойная лилия и т.д.

Послание Тохтамыша польскому королю Ягайлу (1393 г.) написана на бумаге со знаком "голова быка". В XVI в. Россия становится реэкспортером западной бумаги на Восток. "Прямые данные о ввозе бумаги в Россию появляются в XVI в. Основная масса её шла через Архангельск и посредство англичан, которые везли французскую бумагу. С бумагой приезжали купцы из Великого княжества Литовского... До Архангельска важную роль в ввозе бумаги играла Рига. В 1585 г. среди товаров в Архангельске находилось 400 стоп французской бумаги, в 1600 г. - 1000, в 1621 г. - 1990, в 1635 г. - 9150 стоп. Стопа содержала 480 листов бумаги. Размер листа бумаги, судя по старорусским книгам, равен 65х44 см. В монастырях содержались запасы бумаги, например, в Никольском Карельском в 1551 г. - ...84 листа, в Краснохолмском в 1575 г. - 960 листов. В Торговой книге XVI в. стоимость одной стопы бумаги 4 гривны или 80 денег. Отсюда стоимость дести (24 листа) [стопа - 20 дестей] - 4 деньги. На внутреннем рынке цена дести бумаги колебалась от 3 до 7 денег. Например, в 1545 г. в Новгороде десть бумаги стоила 2 алтына - 12 денег, в 1555 г. лист писчей бумаги стоил полденьги. Белозерская таможенная грамота 1551 г. устанавливала пошлину со стопы бумаги в 1/2 деньги. В 1563-68 гг. десть бумаги на Белозерском рынке стоила 6 денег, стопа - 120 денег, или 1/2 деньги за лист" (Каштанов С.М. Исторические записки 5 (123) М. Наука. 2002 г. стр. 84). Много это или мало для того времени? Крестьянин "в XVI в., чтобы заплатить налог в казну или феодалу, должен был собрать сумму 3-5 рублей, что составляло стоимость 15-30 четвертей ржи, т.е. 60-120 пудов. В начале XVI в. 1 рубль в Москве составлял 200 денег, двадцать денег - гривну, шесть денег - алтын. Белка стоила 1-2 деньги, горностай 3-4 деньги, мера хлеба 4-6 деньги, утка или курица 1/2 деньги". (Векслер А., Мельникова А. Московские клады. Московский рабочий. 1988 г.).

Таким образом, приблизительная стоимость одного листа бумаги в XVI в. равнялась стоимости одной курицы.

Н. ВЕЛЬГА

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200645/?45_6_2

Н. ВЕЛЬГА, ИСТОРИЯ, 200645

Previous post Next post
Up