СВЕТ И ТЕНИ НА МРАМОРЕ
Светлой памяти
Сан Саныча Соловьёва - редактора газеты «Москва. Садовое кольцо»
посвящается.
Под таким заголовком в 1972 году вышла статья в газете
«Московская правда», посвященная проблемам архитектуры Московского
метрополитена. Авторы жаловались, что искажаются первоначальные задумки
архитекторов, изменяются облики станций. Лампы накаливания заменяются уродливыми
газовыми светильниками дневного освещения. На станции «Киевская» Филёвской линии
красивые люстры были заменены «вентиляторами» с газовыми рожками, на станции «Павелецкая»
исчезло чудное свечение, подсмотренное архитекторами на зорьке в храме на Нерли.
А на «Курской» (подумать только!) даже пол исказили - вместо ромбов на полу -
квадраты (сравните с потолком), скоро, ужасались авторы, и до стен доберутся.
Только три станции («Лермонтовская» - ныне «Красные ворота», «Маяковская» и «Кропоткинская»
- будущая - «Храм Христа спасителя») были удостоены звания памятников
архитектуры, а напоследок в статье выражалось сожаление, что метрополитен не
имеет даже своего архитектора; в Большом театре - есть, а в метро - нет. Была
забыта такая вещь: на «Добрынинской из панно выковыряли портрет Сталина и
влепили на его место Гагарина (хорошо не Хрущёва).
Прошло тридцать три года (возраст Христа). А что изменилось?
Многое. Москва советская сменилась Москвой мерзкой, простите, оговорился -
Москвой Мэрской. А так же стала конечным пунктом прибытия поездов (раньше
объявляли «Поезд прибывает в столицу СССР, город-Герой Москву»). Изменилось
отношение и к метрополитену. Перво-наперво - станции переименовали. Нет, станции
(вернее, некоторые из них) переименовали во вторую очередь. А в первую - грязь
развели и бомжей в метро расплодили, заодно и нищих. Ну и одновременно стали
облик менять, продолжили традиции советских бюрократов, которые работали по
СНИПам и плевали на архитектуру. Зачем вспоминать всяких посохиных-щуцевых
вместе с душкинами (или как их там), когда есть великий Зураб, изобразивший всех
героев (а не только Багратиона) на грузинский лад. Первым делом полы подправили,
на большинстве станций шашечки ограничительных полос убрали, сделали сплошные
белые или красные (кто их увидит?) полосы, заодно с буграми (мало ли что
незрячим хуже стало - пущай своими палками внимательно щупают), которые сравняли
и даже сделали откос (как заскользишь к краю платформы, знай - опасно, отступай
назад). Ну уж про часики не говорю, да и таблички тоже, мало ли что памятники
архитектуры, больше присваивать не будем, а к тем, которые есть, проще
относиться надо. На «Кропоткинской» кроме всяких полос свету добавили. Чтобы людям
всё видно было. Про лесенки-чудесенки вообще молчу, дубовые перила только в
песне про старого извозчика остались, про светильники и говорить не стоит, как и
об изменении внешнего вида эскалаторного тоннеля (или туннеля). Мало ли, что
меня тоска одолевает, когда старьё красивое вспоминаю. Старьё и есть старьё
нечего с ним церемониться. Может, мне ещё вспомнить одно из московских
бомбоубежищ (бункеров), где спуск и подъем был на первозданном эскалаторе
(возможно, оно и не одно такое - не везде же спуск на лифтах). Там, небось,
ничего не меняли по одной причине - денег не хватило. А, может быть, и туда
новшества дошли. В советские - вернее, какие советские - совковые времена
боялись, что изменения и до стен доберутся. Чё там бояться, ещё тогда добрались
до «Дзержинской» (вернее, «Лубянки» - чтоб сильнее трепетали от страха). А
сейчас взяли на «Белорусской» и заменили оригинальные плитки на белые мраморные
плиты. Правильно! Чего с ними возиться, если отваливаться стали. Обычно звание
памятника архитектуры присваивают после того, как объекту исполнится 50 лет
(трём станциям присвоили досрочно). Сейчас 70 лет стукнуло. А пятьдесят - уже
многим послевоенным (Кольцевой линии, Горьковско- (вернее просто) Замоскворецкой
линии, Арбатско-Покровской до Измайловского парка (бывшей «Стадион им. Сталина»
- ныне «Партизанской). Скоро «Университету» исполнится. Так что, первоначальный
облик хранить? Дорого. Вон Бутовская линия, куда проще Филёвской, какие там ещё,
как говорили во времена Хрущёва, архитектурные излишества? Хрен вам в зубы
вместе с ботвой. Ездють и ладно. С Нью-Йорка пример берите. Да рекламы, рекламы,
как за бугром, побольше надоть… Вот только жёнушка моя откопала книжонку 1935
года издания с фотографиями - воспоминания первых метростроевцев. Ежели не
боитесь тоски зеленой и если будут технические возможности, упрошу я нашего
дорогого главного редактора опубликовать фотографии оттуда.
Евдоким
КОНАНЫХИН
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200624/?24_2_2