СТАНИСЛАВ ЛЕМ
Умер Станислав Лем.
27 марта, в 85 лет. Не стало великого польского
писателя-фантаста, одного из немногих, для кого фантастика не была самоцелью,
который не создавал «ночных дозоров», «звёздных войн» и вообще не зарабатывал
развлечением читателей динамичными «приключениями» амбициозных супергероев среди
чудовищ и немыслимых возможностей. Лем помещал своих героев в фантастические
условия, мир будущего - потому что так ему быстрее, проще и нагляднее удавалось
поставить перед нами нравственные, психологические проблемы, актуальнейшие в
настоящем, помочь современнику разобраться в себе, увидеть то, ради чего
действительно стоит жить. Потрясающий гуманист и психолог, мастер острейшего
сюжета настроения и образа, он был способен с помощью своих персонажей - простых
нормальных людей - за короткий отрезок времени дать почувствовать Вечность,
когда ревизуешь всего себя и очищаешься, словно перед смертью. Именно он безо
всяких сложностей и дал мне возможность осознать, что коммунизм - не просто
«одна из моделей развития общества», а единственная возможность для человечества
жить вечно. Его книги позволяют мне отвлечься, не чувствуя себя «адреналиновым
наркоманом», впустую проводящем время, поправляют Душу и приводят к здравому
смыслу… Прошу «Дуэль» в память об ушедшем человеке поместить отрывок из его
романа 1955 г. - «Магелланово облако». Я лишь незначительно сократил этот
отрывок. Предыстория по отрывку: космический корабль людей, уже много сотен лет
живущих при коммунизме, в дальней экспедиции замечает древний звездолёт землян и
поднимается на его борт для осмотра. П. Бобряшов
Мы прошли через своего рода склад, заваленный стальными
бутылями. Далее снова потянулся коридор с облаками пыли, подкрашенными красным
светом. Он кончался дверью размером побольше остальных. Тот, кто шел впереди,
стер рукавицей белый налет с висевшей над ней таблицы; там было написано:
WELCOME, BOYS, IN THE AMERICAN UNIVERSI!1
Гротриан толкнул створку двери и замер на пороге, преградив
путь остальным. Я заглянул через его плечо внутрь помещения. Лучи двух наших
ламп осветили высокую комнату, с обеих сторон заставленную конструкциями,
которые я сначала принял за клетки, - а они оказались многоэтажными койками.
Прямо у ног Гротриана, обутых в серебристый металл, лежало что-то похожее на
полупустой мешок из зеленоватого брезента. С одной стороны мешок раздваивался, а
со стороны, ближней к астрогатору, заканчивался шарообразным утолщением. Я
вздрогнул.
Это был человек.
Он лежал навзничь, с полусогнутыми ногами, прижав руки телом.
Его лицо скрывал кожаный шлем. Он был мертв уже много веков. Такого открытия
следовало ожидать. Неужели это он так поразил Гротриана? Но астрогатор взирал не
на него, а на противоположную стену. Оттуда смотрела обнаженная женщина. Она
сидела на спине большой черепахи, заложив ногу за ногу, касаясь цветком своей
обнаженной груди, и улыбалась. На ее ногах были странные башмаки с каблуками в
форме острого клюва. Ногти окровавлены. Красными были и губы, широко
раздвинутые улыбкой, они открывали очень белые зубы. В этой улыбке было что-то
невыразимо мерзкое.
Я отвернулся. Позади меня стоял Тер-Хаар. За стеклом шлема я
увидел его лицо. Оно было суровым и бледным.
- Что это значит? - спросил я, невольно переходя на шепот.
Никто не ответил.
Гротриан перешагнул через труп и вошел внутрь комнаты. Мы
двинулись за ним по узкому проходу между койками, похожими на клетки.
Астрогатор безуспешно попытался открыть следующую дверь, вызвал механоавтомат, и
тот коротким ударом распахнул ее створки. От толчка прикрепленный к стене лист с
обнаженной женщиной свернулся и упал, как падают в пустоту легчайшие предметы:
словно камень. Пыль, поднимавшаяся между мной и тем, кто шел впереди, густела по
мере того, как мы спускались ниже, в каюты, лишенные окон. Свет наших ламп мерно
колебался в такт шагам, освещая трупы; поверх их тел - плоских, коричневых,
словно высохшие мотыльки, - на нас глядели обнаженные женщины. В висках, как
огромные часы, стучала кровь, горло сжималось.
Мне вспомнился однажды приснившийся сон: будто после долгого
блуждания по темной, пустынной местности я встретил человека; он подошел ко мне
и дружески подал руку. Вглядевшись поближе в его улыбавшееся, доброе лицо, я
вдруг сделал ужасающее открытие: это был не человек. Под искусно натянутой кожей
скрывалось какое-то существо, которое двигало ее изнутри; оно растягивало губы в
умильную улыбку и наблюдало за мной сквозь щелочку в веках холодным, тупым и
одновременно торжествующим взглядом. И вот теперь, продвигаясь в облаках пыли -
это был замерзший в пустоте воздух, - я вновь попал в такой же кошмар.
Большинство предметов, вырываемых из темноты светом наших ламп, были мне
неизвестны. В их беспорядочной мешанине, в хаосе мебели и оборудования,
закутанные в измятые одеяла и пледы, лежали, стояли на коленях, сидели мумии, по
двое, по трое, судорожно вцепившись руками друг в друга, уткнувшись в пол
головой или откинув ее назад, с глазами, превратившимися в ледяные комочки,
поблескивая зубами, все припорошенные снежной пылью, лишенные остатков
человеческого выражения - и все же это были человеческие останки. В прошлые века
такие катастрофы случались, это можно было понять.
Но картины на стенах? Эти обнаженные женщины с белыми, тонкими
пальцами, заканчивавшимися окровавленными ногтями в виде остроконечных капель, с
ожесточенностью поглядывавшие на нас уголками прищуренных глаз, застывшие в
позах, оскорбляющих все, в чем кроется беззащитная и бессловесная таинственность
наготы. Неужели это тоже были люди?
В глухом молчании мы переходили из одной каюты в другую.
Миновали камбуз, где на белом кафельном полу валялись груды пустых банок и сухих
костей, а из блестящих кранов свисали ледяные сосульки. Мы прошли в следующую
секцию коридора - здесь тоже передвигались по полу круги красного света,
проникавшие через иллюминатор. Еще одна дверь. Перешагнув через порог, я увидел,
что с противоположной стороны входят восемь высоких серебристых фигур: наши
отражения в зеркале, закрывавшем всю стену. В комнате царил хаос. Между
разбросанными трехногими стульями, обитыми красной кожей, на замерзших лужах
разноцветных напитков, на осколках бутылок лежали мумии. Ближняя прислонилась
головой к бочонку, из которого, видимо, и вытекла жидкость, превратившись в
зеленоватый лед. Одной рукой мумия прикрывала лицо, другой сжимала короткую
оксидированную металлическую трубку. На поверхности зеркала чернели
многочисленные отверстия, от которых лучами расходились линии трещин. В потолке
зиял открытый люк. К нему вела лесенка. С ее нижней ступени, согнувшись почти
пополам, свисали два тела. Я обернулся. Стену покрывала большая картина. На
голубом фоне среди белых пенистых облаков парили розовые тела женщин.
- Что это такое? - спросил я и не узнал собственного голоса.
- Это атлантиды, - ответил Тер-Хаар и, словно объяснив этими
словами все, обошел меня, отодвинул тела, свисающие с лестницы, и стал
подниматься. Мумии лежали на полу боком. Их головы были замотаны полотнищами
разорванных одеял.
Чья-то сердобольная рука прикрыла тела куском грубой ткани. Мы
вышли наверх и в полумраке опустились в тесный колодец, ведущий в центральную
камеру. Здесь надо было передвигаться, держась за тонкие металлические канаты,
прикрепленные к стенам. Центробежная сила действовала все слабее. Коридор
перекрывала массивная бронированная дверь; когда стерли тонкий слой изморози, на
двери показалась надпись красными буквами:
ATOMIC POWER SECTION. RADIATION DANGER.2
Гротриан первым вошел внутрь. Здесь было темно. Лучи
рефлекторов блуждали по каким-то отсекам и нишам, невесомость затрудняла
ориентацию. Благодаря магнитным присоскам мы могли ходить, но полностью заменить
тяжесть эти присоски не могли. В пустом пространстве поднимались и медленно
плавали между нами какие-то крупные сосуды, похожие на пузатых рыб; временами от
их полированной поверхности отражался свет наших фонарей. Лишь когда
механоавтоматы собрали летающие предметы и сосуды, закрепили их и включили
мощный прожектор, я увидел, что нахожусь в глубине сводчатой камеры. Сверху
свисала лапа крана, охватывающая ракету - почти четырехметровой длины - с
грубыми стабилизаторами. Когда рефлектор в головке автомата описал круг, я
заметил, что в темных нишах стоят грушевидные сосуды. Их было более тридцати.
Узкие рельсы шли от каждой ниши к поворотному кругу крана.
Гротриан спросил у Тер-Хаара:
- Бомбы, правда?
- Да, - ответил историк. - Урановые.
Гротриан вызвал механоавтомат и приказал ему просветить
грушевидные сосуды рентгеновскими лучами. Мы зашли с другой стороны, чтобы
видеть экран, флюоресцирующий под действием рентгеновских лучей. Я заметил, что
под краном в полу есть углубление; в нем был приоткрытый люк. Нагнувшись, я
заглянул в зияющее отверстие: в бездонном мраке мерцали звезды.
Следующий отрезок коридора был устлан мягкой толстой
дорожкой. Он вел к двери, на которой были мелкие серебряные буквы:
Commander in chief Lt. General John Mc Murphy.3
I will do my best.4
Сквозь два круглых иллюминатора в потолке проникали лучи
Проксимы. Ее пурпур смешался теперь с белым светом наших ламп. В этом ярком
свете нашим глазам открылась большая комната. В ней стояли застекленные шкафы со
старыми книгами, громоздкие кресла. На одной из стен висела карта Земли в
устаревшей проекции Меркатора; Евразия была обведена жирной красной линией. Всю
ее перечеркивала надпись:
COMMUNIST SPHERE.5
На остальной части света черными буквами было написано:
FREE WORLD SPHERE.6
В широком кресле за письменным столом сидел человек. Он,
вероятно, когда-то был высокого роста. Его вытянутые ноги высовывались из-под
стола. Голова была откинута, и острый кадык выступал из шеи, обернутой шарфом,
выбивавшимся из-под белого мехового воротника куртки. За ним на стене было
натянуто большое полотнище с красными и синими полосами и звездами. Как и все
остальные на этом корабле, мумия была одета в кожаную куртку; уголки воротника
украшали четыре золотые звездочки. Перед мумией среди покрытых инеем бумаг стоял
стакан с осколочком льда. С правой стороны находился пустой кожаный футляр, а на
книге, на которой золотыми буквами было написано «Тhе Ноlу Вible», лежал
оксидированный предмет с коротким дулом. Когда я подошел ближе, мне показалось,
что командир мертвого корабля улыбается. Я обошел вокруг письменного стола и
заглянул в его темно-серое, покрытое инеем лицо. Оно ничего не выражало. Под
судорожно приоткрытыми губами виднелись зубы, между которыми были какие-то
блестящие осколки. Я наклонился, невольно затаив дыхание, и увидел, что это
куски стеклянной трубки. Кто-то положил мне руку на плечо. За мной стоял
Тер-Хаар.
- Пойдем, - сказал он.
Только тогда я заметил, что мы одни в кабине.
С порога я еще раз оглянулся. Красный свет карлика освещал
лицо мумии как бы в бесплодной попытке оживить ее. Высохшая, сморщенная, она,
казалось, не имела возраста, всегда была мертвой, словно в ней никогда не бежала
живая кровь.
Мы вошли в пустое помещение. Под потолком тянулись аккуратные
пучки труб, у стен высились узкие газовые баллоны, закрепленные в металлических
стояках. Здесь собрались все наши товарищи.
- Этот искусственный спутник, - сказал Гротриан, - покинул
Землю больше одиннадцати веков назад. Атлантиды намеревались рассеивать с него
бактерии и метать атомные снаряды. Чтобы лучше прицеливаться, установили на нем
ракетное устройство, позволявшее переходить с орбиты, близкой к Земле, на
другую, более отдаленную. Из-за какой-то ошибки в расчетах корабль сошел с
намеченной орбиты. Так начался его полет в пустоте. Через несколько сотен лет он
попал в сферу притяжения Проксимы и пополнил число обращающихся вокруг нее тел.
Слушая Гротриана, я невольно представлял себе, как замкнутые в
металлическом кольце люди падали в ледяную бездну, как в них медленно стыла
кровь, как они боролись за еду и тепло. С момента смерти последнего из них
прошли сотни лет, а стальная машина продолжала неутомимо кружиться вокруг
остывающей звезды, неся в себе оледеневший экипаж.
- Они пожали то, что готовили другим, - продолжал астрогатор.
- Хотя страдания, какие они перенесли перед смертью, не могут искупить попытки
уничтожить человеческий род, тем не менее я считаю, что мы не должны ни
углубляться в детали этой древней трагедии, ни оскорблять мертвых, ибо сейчас
это всего лишь рассыпающиеся в прах останки. Человеческие останки. По-моему, мы
должны уничтожить этот корабль. Не надо, чтобы еще кто-нибудь мог видеть то, что
увидели мы. Поэтому решение необходимо принять безотлагательно. Тер-Хаар?
- Согласен с тобой.
- Утенеут?
- Я за твой план.
- Трелоар?
- Согласен,
- Амета?
- Я не уверен, что ты прав, - сказал пилот, - но не буду
противоречить большинству. Не знаю, имеем ли мы право забыть обо всем этом.
- Мы не забудем, - возразил Тер-Хаар, - тем более что я соберу
все документы и материалы, представляющие интерес для исторических исследований.
Казалось, Амета хочет сказать еще что-то, поэтому Гротриан
вопросительно посмотрел на него, но пилот шагнул назад и отвернулся. Астрогатор
посмотрел на меня - последнего из группы. Я молча кивнул. Тер-Хаар, взяв на
помощь инженеров, отправился в каюту командующего. Гротриан вышел, чтобы
связаться по радио с «Геей», а я двинулся вперед без определенной цели. Теперь,
когда я проходил этот коридор второй раз, меня вновь охватило чувство, будто я
вижу кошмарный сон, чувство, проистекающее из неосознанного убеждения, что жизнь
не может быть такой жестокой. Я шел, погруженный в свои мысли, и вдруг у меня
тревожно сжалось сердце. Я остановился, вслушиваясь в мертвую тишину, -
показалось, что я остался один. Я не боялся трупов - хуже было соседство
вызывающе ярких картин, с которых над покрытыми инеем мумиями в пустоте
улыбались обнаженные женщины.
Я пошел скорее, почти побежал, и увидел падающую из
полуоткрытых дверей полосу света. Остановился на пороге.
Это была большая пустая комната. Против двери находилась
высокая полукруглая ниша. В ней висел резко выделявшийся на белом фоне черный
деревянный крест. Внезапно я увидел у ниши коленопреклоненную, с лицом, прижатым
к полу, мумию. Ее спину с остро выступавшим на ней позвоночником прикрывала
черная ткань. Эта мумия, похожая на замерзшую груду земли, отбрасывала на белую
стену бесформенную тень. Я взглянул в противоположную сторону, отыскивая
источник света. В глубине отсека стоял Петр с Ганимеда. Его нагрудная лампа ярко
освещала крест, а сам он - стройный, огромный, одетый в серебристый скафандр, со
скрещенными на груди руками - долго смотрел на этот знак напрасной веры.
Гротриан оставил механоавтоматы в камере атомных бомб. Потом
ракеты одна за другой взлетели, описали вокруг корабля положенный круг, и перед
нашими глазами еще раз проплыли черные буквы:
UNITED STATES INTERSTELLAR FORCE7
Развернувшись носами к «Гее», ракеты ускорили ход, и мы
довольно быстро очутились на ее палубе.
1 Парни, добро пожаловать в американскую вселенную!
2Атомный отсек. радиационная опасность.
3 Командующий генерал-лейтенант Джон Мак-Мэрфи.
4 Сделаю что смогу.
5 Коммунистическая зона.
6 Зона свободного мира.
7 Межзвездные силы Соединенных Штатов
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200621/?21_7_1