НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Apr 04, 2006 12:52


НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

«...Желающий предвидеть будущее должен обратиться к прошедшему. ... Все события в мире во всякое время могут быть сопоставимы с подобными им в старину. Природа людей ... во все времена почти одна и та же». Такими словами знаменитый флорентиец Никколо Макиавелли заканчивает одну из последних глав своего трактата «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». Он родился во Флоренции (Италия) в 1469 г. в семье родителей, занимавших выдающиеся государственные посты в периоды республиканского правления во Флоренции. Макиавелли получил глубокое и основательное классическое образование, его жизнь и деятельность прошли на протяжении нескольких бурных и жестоких эпох, когда процветали политические интриги, заговоры, конфликты. Годы его государственной деятельности падают на период расцвета республиканского правления во Флоренции, а расцвет творческой деятельности приходится на период крушения республики. В это время им созданы знаменитые трактаты «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», множество художественных произведений и пьес. Скончался Макиавелли в 1527 г. и похоронен в Пантеоне во Флоренции рядом с великими деятелями эпохи Возрождения: Микельанджело, Галилеем, Россини. Однако после смерти его литературное наследие, в особенности трактат «Государь», вызывают уже пять столетий неоднозначное толкование, видимо потому, что в этом произведении Макиавелли первым произвел глубокий анализ политической власти, и, несмотря на то, что после этого были написаны тысячи увесистых томов и тонких брошюр на темы власти, его «Государь» находится в постоянном конфликте и со светскими, и с духовными властями. Царское правительство в России было яростным гонителем самого имени Макиавелли и на протяжении длительного времени не только запрещало издание его работ, но даже их чтение считалось тягчайшим политическим преступлением. Лишь в 1934 г. был опубликован первый том его сочинений на русском языке, а в 1982 г. - избранные сочинения в двух томах.

Весь прошедший век подтвердил представления Макиавелли о власти, о безнравственности политики, о неизбежности государственной жестокости и государственного насилия. Рассмотрим малую часть его представлений и сравним с деяниями власти и политиков современности, используя цитаты из вышеприведенных трактатов. Сегодня модно у части населения искать свои дворянские корни и кичиться этим. «...Чтобы объяснить, что означает слово «дворянство», скажу, что дворянами называют бездельников, живущих обильными доходами и нисколько не заботящихся ни о возделывании земли, ни о... других насущных занятиях. Присутствие их губительно во всякой республике и во всякой стране...». Подтверждением этому служит вся классическая литература прошлого века, а также современные жулики. «...У того, кто захочет основать республику там, где много дворян, ничего не выйдет, пока он их всех не уничтожит; а у того, кто хочет основать королевство там, где преобладает равенство, ничего не получится, пока он не выберет среди граждан людей беспокойных и честолюбивых и не сделает из них дворян, раздав им замки и усадьбы и снабдив имениями и людьми. Тогда он сохранит с их помощью свое могущество, а они с помощью государя удовлетворят свое честолюбие; прочим же останется сносить иго...». Наглядное подтверждение этому - последовательность действий при разрушении государственного строя СССР. «...Самый простой путь погубить республику, где народ допущен к власти, - это втянуть ее в рискованные предприятия, там, где весомо слово народа, они всегда будут oдобрены с готовностью, а противоположные мнения выслушаны не будут». Можно сравнить с перестроечными призывами типа: «Больше социализма!» и т.п., всевозможными непродуманными опытами в экономике и политике.

«...Кто пожелает заняться преобразованиями, чтобы они ни у кого не вызывали протеста, должен сохранить хотя бы следы прежних порядков. Тогда народ не заподозрит изменений существующего строя, даже если новые установления будут... противоположны прежним. ...Нужно, чтобы нововведения содержали как можно больше привычного». О манипуляции сознанием, извращением очевидного, клевете и подтасовке и т.п. написано много работ в патриотической печати, в том числе и в газете «Дуэль».

«...Память о старине стирается по разным причинам. Когда возникает новая секта, т.е. новая религия, ее первая забота состоит в истреблении прежней, чтобы освободить дорогу для себя. Об этом можно судить по поступкам христианской секты в отношении языческой; первая уничтожила все обычаи и обряды второй и погасила всякое воспоминание о древнем богословии... Если бы новые заповеди можно было передать на новом языке, то от прошлого не осталось бы и следа. Кто прочитает о поступках святого Григория и других вождей христианства, тот увидит, с каким ожесточением они преследовали память о древнем, бросая в огонь труды поэтов и историков, уничтожая картины и статуи и истребляя все, что так или иначе связано с античностью. И если бы... добавился новый язык, то все в кратчайшее время было бы предано забвению. Но... можно предположить, что язычники поступили со своими предшественниками точно так же...».

Этот вывод имеет свое подтверждение не только в недалеком прошлом, но и сейчас, когда намеренно или бездействием уничтожается все, что относится к эпохе социализма.

Н. ВЕЛЬГА

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200614/?14_4_2

Н. ВЕЛЬГА, ОТДЕЛ РАЗНЫХ ДЕЛ, 200614

Previous post Next post
Up