О ГИГИЕНЕ

Mar 14, 2006 12:44


О ГИГИЕНЕ

В полемической статье Ю.И. Мухина («Дуэль», №44 [442]) затрагивались бытовые подробности гигиены «цивилизованных» завоевателей, вторгшихся из Европы в нашу страну. Хотелось бы кое-что добавить, рассмотрев вкратце историю гигиены тела и одежды в Европе и других странах. Как решались вопросы санитарии и гигиены в древнем мире, малоизвестно. Однако известно, что в знаменитых римских общественных банях язычники мылись без помощи пеномоющих средств. Плиний Старший писал брезгливо, что «варвары» галлы изготовляют моющее средство из золы. Действительно, упоминавшиеся галлы делали моющее средство из растительного масла и красной земляной краски. Не надо было бы быть язычникам такими высокомерными! Христианство, которое с энтузиазмом принимали языческие вожди, постепенно распространяясь по Европе, сурово ополчилось против развратного языческого Рима и запретило знаменитые общественные бани. Они перестали существовать в Европе на многие столетия. «...В средние века в Европе простые средства - вода и мыло - были забыты, в окруженных стенами городах царила скученность. Эпидемии губили население...» (Гжегож Федоровский). Народы восточной Европы, лишенные банных великолепий, использовали в качестве моющих средств щелок, растения, золу, животные жиры, бобовую муку, клей, пемзу, ячменную закваску, глину и т.п. На территории будущей Руси скифские женщины делали моющий раствор из древесины кипариса и кедра, смешивая их с водой. По словам Геродота, скифы ставили войлочные шатры, внутри которых бросали раскаленные камни в сосуд с водой, получая пар. Арабский писатель Абу-Бекри писал о древних славянах, что они устраивают себе дом из дерева, законопачивают мхом, обливают горячие камни в очаге водой и стегают себя сухими ветками. Европу же заново научили мыться арабы, завоевавшие Испанию, которые изобрели мыло, необходимое им для омовений по религиозному мусульманскому ритуалу. Основным поставщиком мыла в Европу стала Венецианская республика, с 1123 г. наладившая ввоз мыла из своих колоний на Ближнем Востоке. Венецианское мыло стало распространяться по Европе со второй четверти XIII в. Уже в 1501 г. Венеция вывезла аж 480 ц мыла. В это время среди аристократов появилась мода ходить умытыми... Однако мыться целиком из-за дороговизны мыла казалось бессмысленным, достаточно духов! Паразиты, которыми кишела одежда аристократов, не связывались с телесной грязью... Для устранения неудобств, связанных с паразитами, изобретались всевозможные чесальные приборы: щеточки, скребки в виде позолоченных кистей рук, специально отращиваемые для этой цели ногти и т.п., хорошим тоном считалось иметь специальные ложечки для раздавливания паразитов. В Англии в 1399 г. король Генрих IV основал орден, «...привилегия которого... мыться в бане с мылом». Кстати, из русских летописей известно про Ефремовы бани, построенные епископом в 1089 г. в Переяславле - общественные каменные бани. Адам Олеарий, путешественник из Европы, посетивший Россию в 30-е годы XVI века, писал, что в России нет ни города, ни села, где бань бы не было, и что на Руси угощают приезжего человека баней, как хлебом и солью (видимо, защищаясь от распространения паразитов). Распространение в Европе русских бань началось после войны 1812 г. Первые бани появились в Берлине и назывались «Русские горячие парные бани Пахмахера». Кроме чистоты телесной необходима и чистота одежды. Возникновение тканей тесно связано с применением простейших ткацких приспособлений, применявшихся, по некоторым сведениям, за 5 тыс. лет до н.э. В древности ткани были грубы, поэтому после стирки требовалось не столько разгладить, сколько размягчить ткань. Использовали для этого различные растяжки, камни, врубели с вальками и т.п., а для уничтожения насекомых - сосуды с углями, горячие камни и т.п. Древних сведений о более совершенных устройствах - утюгах, нет в исторических описаниях, но писатель Рабле в играх Гаргантюа упоминает «утюги из печки», а это относится к XV в. н.э. В русских летописях первое упоминание об утюге относится к 1636 г., т.е. середине XVII в. (И. Забелин. Домашний быт русских царей. МЛ, 1872 г.) (видимо, по причине чистоплотности населения необходимости в этом агрегате не было), и звучит так: «Генваря в 31 день, кузнецу Ивашке Трофимову 5 алт., а он за те деньги зделал в царицыну мастерскую палату утюг железный». Утюги считались вещью престижной и дорогой, в 1766 г. в посудной лавке Нижнего Тагила продавались утюги Демидовских заводов «весом 1 фунт, цена 1 рубль». (Н. Тагильский филиал СОА, ф.10, оп.1 дело 22. 1764-1769гг.).

Н. ВЕЛЬГА

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200611/?11_6_3

Н. ВЕЛЬГА, ИСТОРИЯ, 200611

Previous post Next post
Up