РУСОФОБ ЛИ ТАРКОВСКИЙ?
НЕТ- С. ЯРОШЕВИЧ
ДА - Ю.И. МУХИН
Восстание против логики
Уважаемый Юрий Мухин! В номере 24 «Дуэли» в статье Голенкова
про «Короче!» в конце приведен следующий фрагмент: А так все еще говорит
Жданович: В 1976 г. в СССР было снято кино «Сталкер». Снял его
диссидент-антисоветчик, при том - воинствующий русофоб Андрей Тарковский; если
Вас коробят мои утверждения о биологическом русофобстве совкового киношного
«эстета» (тем, кто не читал повесть В. Богомолова, но восторжен от ее
«экранизации»: во что Тарковский превратил высокую трагедию богомоловского
«Ивана», наилучше иллюстрирует то, как с тех пор писатель-фронтовик - не
поставил подписи ни под одной из «своих» «экранизаций»), а как безродному
коммунисту, Вам фактическое содержание «Андрея Рублева» ничего не говорит, как и
отзыв о нем И.С. Глазунова, то отсылаю к рецензии (о «Рублеве»), написанной и
опубликованной в эмиграции А.И. Солженицыным - опубликованной именно «там», где
разоблачительная статья, посвященная, по сути, не художественному произведению,
а видеоряду, созданному для иллюстрирования опусов Александра Яковлева, Ричарда
Пайпса и Збигнева Бжезинского, ничего кроме неприятностей автору-политэмигранту,
противоречащему «генеральной линии» Большого Брата, не сулила...
Меня
все-таки удивляет ваша тенденция печатать всякий бред, скажем, про какую-то
песню, где поется «Идем на восток», - и газета проклинает авторов, так как на
восток - это в Японию, в то время как герои песни идут в Турцию (налицо
нарушение элементарной логики, согласно газете). Однако достаточно ясно, что
«Восток - дело тонкое». В общем, проклятия газетные - простой бред. Но «про
Тарковского» вы меня задели. «Не могу молчать».
Допустим, что редакция едина с мнением Ждановича о Тарковском.
Это довольно естественное допущение, надеюсь, вы меня не простите, если я в
допущении ошибаюсь. Итак: допустим, режиссер, то есть Тарковский, очень плох во
всех смыслах, согласно Ждановичу и газете. Но слова Ждановича очевидный бред.
Точнее.
1. Тарковский был не политическим, а художественным
эмигрантом, он всего лишь хотел снимать фильмы. Далеко не у каждого режиссера
«идей всегда много» (из его встречи с молодежью в Доме молодежи в Ленинграде,
ок. 1983). Можете запросить помощников уточнить, как проходило его выступление
перед прессой с заявлением о невозвращении. Оно не должно вызвать впечатления
большой радости режиссера от этого самого невозвращения.
2. Я вообще собирался ЕГО фильмы использовать в пропаганде
против товарища из МИ-6, - против товарища Резуна («В. Суворов»). Может быть,
даже соберу силы и использую. «Почему?» - спросят меня все вместе. «А просто» -
отвечу я. Я знаю даже УНИВЕРСИТЕТСКИХ выпускников, искренне считающих
Тарковского русофобом. Что уж тогда говорить о газете? Однако у него есть фильм
«Ностальгия», снятый в Италии с Совинфильмом. Вообще-то «ностальгия» - тоска по
Родине. Но я был очень глупым: я думал, что там показана тоска по НЕБЕСНОЙ
родине, - по Богу, по душе и проч. Однако оказалось, что все-таки «Ностальгия»
Тарковского - это тоска по самой настоящей родине, даже, конкретно, по России.
Вспомните последний кадр: русский деревенский дом находится на
месте разрушенного АЛТАРЯ, внутри РАЗРУШЕННОГО итальянского ХРАМА... Причем,
вместе с электрическими столбами, то есть, с «лампочкой Ильича». Как еще более
коротко, художественно сильно и ясно показать, что Россия - это даже не «третий
Рим», а точный Небесный Иерусалим, алкаемый автором и его героем?? Причем
Иерусалим христианский (то есть, русский), а не иудейский - иудейская теория
нашего режиссера мало интересовала (утверждаю без доказательств, из общего моего
понимания). Как сказано не мной, не раз и не два, и плюс еще и в «Солярисе» -
гениальное всегда просто.
Но вернемся к «Ностальгии». Еще «причем» этот фильм он
БУКВАЛЬНО снял о себе самом. Его герой Горчаков - это транскрипция слов «Горький
Тарковский». Что это фильм «о себе», я могу даже доказать не из фамилии, а из
содержания, это несложно, но требует времени, вашего, тов. Мухин, а его у нас с
вами крайне мало. (И, кроме того, помнится, вы не очень верите в Бога и Небо,
хоть и верите в душу, которая, на мой отсталый взгляд, и есть и этот Бог, и это
самое Небо... Так что этот мой здешний «всплеск» пройдет для нас с вами даром.)
Фильм посвящен матери автора, очень русской женщине, и там
даже есть такие примерно слова: «Мать, мать, ветер быстрее и быстрее кружится
над твоей головой, осеняя все окружающее». Пророк в фильме кричит перед
самосожжением: «Пусть солнце воссияет ночью и снег выпадет в августе». Но
ведь в фильме солнце действительно сияет ночью, но в РОССИИ (см. фильм еще раз).
В фильме снег действительно в августе падает - но над РУССКИМ домом в
заключительном, ударном кадре. (Последнее не абсолютно точно по форме, но
абсолютно точно по смыслу.)
...Даже океан Солярис в «Солярисе» - это тайный образ России и
совести для понимающих. (Кстати, именно про тайный образ вообще никто не знает,
кроме меня, это я догадался сам - оно ясно, даже очевидно, но недоказуемо, в
отличие от обсуждаемых здесь моментов ностальгии по небесной Родине. А вот
Россия и ее небесность в ностальгии - доказуемы.) И все это газета называет
«русофобством»??
3. Ваш Жданович отсылает к Солженицыну, который обругал фильм
Тарковского «Андрей Рублев». Да, такое случалось, поругивал. Может, вы не
знаете, но я сомневаюсь в гениальности Александра Исаича. Может вы не знаете, но
я вам скажу, ЧТО ИМЕННО ругал Солженицын. Он додумался до того, что в фильме о
великой истории и великом монахе-иконописце автор (Тарковский именно) ставит и
решает насущные антисоветские вопросы. А вы, по-моему, всегда не любили глупых.
(Это я вам, Ю.М., говорю про А.И.)
Александр Исаевич мог с тем же пафосом и буквально то же
говорить и о Пушкине, так как последний прямо заявлял, но в письме: где хорошо,
там и родина. Следует ли из этого, что Пушкин был русофобом и еще антисоветчиком
и ставил насущные вопросы про Архипелаг еще аж за 200 лет до Тарковского и
Солженицына?
На съемках «Жертвоприношения» А.Т. говорил своей съемочной
группе: «Вы никогда не поймете русских, если с детства не читали Пушкина».
Эстета, то есть. С чего бы это русофоб свою нежность отдает и русским, и
ихнему, русских, Пушкину?
4. Да, было дело, в «Зеркале» режиссер слегка прошелся по
Сталину, с кем тогда не бывало? (Сам, я, правда, пока еще не сталинист.) Но зато
цитируемое в «Зеркале» письмо Пушкина Чаадаеву с оправданием всей истории России
- в том фильме звучит не только про ЦАРСКУЮ Россию, но и Советскую.
Доказательство? Вспомните военную хронику из «Зеркала», вспомните аэростат
«СССР», взмывающий под звуки «Stabat Mater» Перголези, вспомните кадры с
героями-челюскинцами, замедленные, с летящими медленно листовками, - ТАК
ВОСХИЩЕННО никто не снимал ни о какой своей родине, даже Бондарчук, даже Стенли
Кубрик.
5. Другие фильмы А.Т. - вообще даже не о русских, а о самой
сути самой русскости. Вы, конечно, не знаете, поэтому я подскажу вам эту суть:
Россия - это восстание против факта. (И логики.) Россия - это совесть,
божественная причем. А совесть - фактам и логике не товарищ. Факты говорят:
выживает сильнейший, логика доказывает: ты один. А Россия говорит: «Есть Бог!»
Итак, Россия, русскость - это восстание против факта и логики. А это и есть суть
остальных фильмов нашего А.Т.
6. И вы, Юрий Мухин (вместе с В. Резуном, кстати, но не
обижайтесь), действуя В СОГЛАСИИ с логикой и фактом, в своей газете выступаете
ПРОТИВ русскости. Факт? Факт! Чтобы быть вполне русским - надо быть против
реальности, как Иисус, Пушкин, Тарковский и все фильмы последнего.
«Жертвоприношение», например.
Ну, все... кажется, защитил... как умею.
Все же русофоб!
Знаете, Сергей, надо все же было дать несколько больше
доказательств тому, что «вполне русский» - это отморозок, который не в ладу ни с
логикой, ни с фактом. Да, согласен, круг людей, к которому и Вам лестно
принадлежать, именно такой. Сам себя этот круг называет русской интеллигенцией и
очень гордится этим названием. Кстати, если бы Вы не Тарковского смотрели, а
Новый Завет почитали, то не стали бы к этой компании причислять Иисуса Христа.
Он же ведь к этому кругу имел очень касательное отношение - он убогих лечил, и
только.
Теперь о том, почему Тарковский русофоб. Вы не поняли смысл
того, зачем я дал цитату Ждановича. Выше над этой цитатой автор рассказывает,
как его в школе заставляли сокращать предложения, писать коротко. Вот я и привел
в качестве примера одно длиннющее предложение из писем Ждановича, чтобы
намекнуть тому, как желательно писать. Мог дать и другое такое же его
предложение, и третье. Интересно, что смысла того, что хотел сказать Жданович, я
не понял, и сейчас не понимаю, а Вы, оказывается, разобрались.
Видите ли, Сергей, в условиях полного разделения труда очень
важно быть лично честным. Вот вы едите хлеб, и у хлеба два свойства - он Вам
нужен и он того качества, которое Вы ожидаете. Ну представьте, что
бы Вы сказали, если бы заплатили за хлеб, а получили дерьмо? Наверное, Вы были
бы недовольны. Соответственно, чтобы быть честным, нужно, чтобы и результат
вашего труда был нужен тому, кто производит хлеб (и все остальное), и чтобы он
был того качества, которое честные люди от Вас ожидают.
Был ли честен Тарковский? Есть ли в его фильмах нужное
качество, хотя бы такое, как в фильмах Рязанова? Отвечу: фильмы Тарковского -
это образец подлости и презрения к зрителю. Заметьте, ведь зритель, покупая
билет в кино, не подозревает, что ему сейчас подсунут блевотину, а Тарковский
ему ее подсовывал под видом фильма.
У меня до сих пор в памяти стоит то, как я, дурак, купился на
фильм «Жертвоприношение». Смотрю - в центральном кинотеатре большая реклама,
причем в ней выделено, что это франко-итало-шведский (или еще какой) фильм, т.е.
импортный. Ну, думаю, надо пойти, тем более, что кинотеатр давал всего один
сеанс. Мне бы дураку задуматься, а почему всего один? Почему остальные фильмы
кинотеатр крутит 21-28 сеансов в неделю, а этот собирается показать только раз?
Заплатил 1,5 рубля (этот же фильм идет часа четыре), прихожу, зал на 800 мест -
битком! Через час в зале осталось человек 10, в том числе, чтобы отучить себя от
глупости, и я досмотрел «Жертвоприношение» до конца. Поэтому могу рассказать, о
чем Тарковский в фильме «Жертвоприношение» сумел поведать зрителю всего за 4
часа и за 1,5 рубля.
Сюжет таков. Назревает какая-то мировая катастрофа, и, чтобы
ее предотвратить, главный герой фильма (а их в фильме было всего штуки три)
должен трахнуть домработницу. Он это делает в конце фильма, и мир спасен!
Тарковский помог мне выбросить псу под хвост четыре часа жизни. Спасибо ему за
это! Но зато я стал умнее!
Тут как-то по телевизору толпы дегенератов жевали сопли от
восторга по поводу фильмов Тарковского и показывали их один за другим. Я
попытался понять смысл разговоров, по-моему, о «Сталкере». Минут 10 смотрел -
ну, полнейший смысловой бред! Автор текста совершенно не представлял смысла
слов, которые вложил артистам в уста.
Да, я знаю, что существует определенный круг придурков,
которым все равно, какая картинка на экране, лишь бы Э. Рязанов в «Кинопанораме»
сообщил им, что это шедевр. Но даже если этих придурков и было в СССР тысяч
20-30, то ведь остальных 280 миллионов об этом надо было предупреждать! Так бы и
писали на афишах: «Жертвоприношение» - «Для придурков» - или: «Тиль Уленшпигель»
- «Полная режиссерская версия эксклюзивно для идиотов».
Вы мне скажите: ну хорошо, по твоему мнению (которое мы и не
подумаем разделить), фильмы Тарковского исполнены для безмозглых бездельников и
по отношению к остальному народу являются дерьмом. Но где же здесь русофобство?
Поясню, что происходило. Идет нормальный русский труженик в
кинотеатр, смотрит фильм и ничего не понимает. Но ведь он не понимает не только
этот фильм, он ничего не понимает и в высшей математике, и в квантовой физике.
Но он знает, что есть очень умные люди, которые в этих вопросах разбираются.
Получается, что он не понимает фильм не потому что это бессмысленное дерьмо, а
потому что это он дурак, а вот другие люди, так называемые интеллигенты, они
считают этот фильм шедевром. Какой вывод? Вывод один: интеллигенты - очень умные
люди! Чего же удивляться тому, что именно эти интеллигенты захаровы, рязановы,
говорухины и прочие в перестройку повели за собой народ на разрушение России?
Повторю, я не понял, что именно сказал Жданович, но в вопросе
о Тарковском я с ним солидарен - Тарковский русофоб поскольку ненавидит и
презирает русских, возможно искренне считая, что это он русский. Нет, на самом
же деле ни он, ни его тусовка к русским не имеет ни малейшего отношения - это, в
лучшем случае, не русские, а московские.
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200532/?32_5_2