БРЕЖНЕВ

Jun 28, 2005 12:21


БРЕЖНЕВ

Авторы сериала на «Первом канале», посвящённого последнему «выдающемуся деятелю международного коммунистического и рабочего движения» в истории советского государства, не нашли для него другого названия, как «Брежнев». Не сумев по-иному озаглавить свою статью о фильме, я понял, что это неспроста: Леонид Ильич - эпоха и в жизни страны, и в нашем сознании. Можно ли как-то ещё назвать эту эпоху?



Сегодня принято судить о ней, как о застое. Скорее всего, этот термин придумали наши враги. Моя трудовая биография сердцевиной своей совпала с той эпохой - я-то знаю цену брежневскому «застою»! В продолжение его, работая на рядовом оборонном заводе, мы в три раза(!) увеличили производство продукции.

Не оттого ли даже в последние годы генсека, несмотря на всю его немощь, с таким усердием показанную в фильме, нас никто не смел тронуть? А всего через несколько лет при молодых и энергичных правителях лишь ленивый забывает пнуть нашу державу!

Если бы сегодня предложили на выбор поставить во главе РФ молодых политиканов, что в изобилии рвутся порулить, или старика Брежнева, ей-ей люди выбрали бы Леонида Ильича! Память о себе в народе генеральный секретарь оставил хорошую. Сколько бы ни талдычили о застое, «совкам» брежневские времена запомнились как самые лучшие. При Сталине жилось ещё трудно: война, восстановление хозяйства... При Брежневе страна, залечив раны, стала богатеть. С полным основанием люди рассчитывали на светлое будущее.

Сериал «Брежнев» («Первый канал», 28-31.03.05. Режиссёр-постановщик С. Снежкин, автор сценария В. Черных) заранее был обречён на внимание телезрителей. Люди постарше прильнули к экранам, рассчитывая вспомнить молодость, кое-кто из молодых - для того чтобы увидеть пресловутый застой, о котором уши прожужжала «демократическая» пропаганда. Похоже, ни те, ни другие не пожалели о потерянном времени.

Фильм начинается с последних дней Брежнева, старого, больного человека. Уже в титрах насторожили имена С. Шакурова и В. Ланового. Не хотелось разочаровываться в хороших актёрах, запомнившихся по знаменитому фильму «Офицеры». Слава богу, этого не произошло. В исполнении Шакурова Леонид Ильич не маразматик, как его изображает с эстрады бригада штатных юмористов, а человек, достойный уважения, сохранивший в преддверии смерти ясный ум и сильный характер. Да, больной, да, еле ноги таскает, но, тем не менее, руководит твёрдой рукой, дай бог нынешним президентам!

Шакурову досталось играть своего героя на закате жизни, в домашней обстановке, в отношениях с женой, медиками, охраной. И стариковским слабостям его уделено много внимания. Здесь и иконостас звёздочек Героя, и слабость к коллекционным саблям и ружьям, и пристрастие к так и неназванным таблеткам. Если бы Шакуров не играл ничего другого, то и сложился бы образ старого маразматика.

Но вот он вспоминает о Хрущёве, и жена ему пеняет, что обидели Никиту, а «тот так много для тебя, Лёня, сделал, квартиру в Москве сохранил, пока из Казахстана не вернулся». И быстрый, решительный ответ: «Помогал, а потом стал против партии. И всё, разговор окончен!»

Или эпизод с инженером, прорвавшимся к Брежневу на дачу с жалобой посреди ночи. Как сориентировался Леонид Ильич, как забегала охрана, выполняя его указания, сколько желания у человека, занимающего самую верхнюю ступеньку власти, помочь рядовому гражданину! О нет, не маразматик Брежнев в исполнении Шакурова, не похож! Думаю, многие оценили этот эпизод совсем не так, как он был, по-видимому, задуман авторами. Те акцентировали внимание на трагедии: четыре года человек не мог добиться справедливости и скончался фактически на пороге решения вопроса! Зритель должен возмутиться Советской властью. Но люди по своему опыту знают: сегодня подобные мытарства - обычное явление, с той разницей, что правды не добьёшься, даже если повезёт забраться на самый верх. СМИ (тот же «Момент истины» Караулова) неоднократно сообщали, как не выполняются распоряжения президента, если они идут вразрез с желаниями чиновников.

На вопрос медички, зачем ему ещё одна сабля, Ильич ответил вопросом: «У тебя сколько серёжек, штук двадцать?» - «Нет, меньше, но я же женщина!» - «А я мужчина!» Интерес к жизни не оставлял Брежнева до последних минут.

Оставив в стороне игру Шакурова, стоит задуматься, отчего «демократы» так настойчиво создают фильмы о последних днях жизни вождей: целый ряд документальных и художественных лент о прикованном к смертному одру Ленине, теперь вот о Брежневе. Просматривается в этом нечто патологическое! А может быть, им нравится видеть великих людей, перед которыми они при жизни трепетали, немощными и угасающими? А может, они пытаются провести параллель между угасанием вождей и идеи, которой те служили всю свою жизнь? Попытка с негодными средствами, которая ничего, кроме отвращения, вызвать не может! И Ленина, и Брежнева мы помним в расцвете их политического таланта, и никакие инсинуации позднейших интерпретаторов не сумеют изуродовать их образ!

И всё же, наверное, авторы фильма понимали, что ограничиться месяцем угасания Брежнева - значит погубить картину. Зрителя морально угнетает созерцание одних лишь немощей старого, больного человека. Даже в том виде, как сделан фильм, во время просмотра только и слышны были от близких жалостливые вздохи, что же они (окружение) не дают старику отдохнуть, всё будят его и вздёргивают!

Так что сны и воспоминания, эпизоды из деятельной жизни несут большую смысловую нагрузку. По-видимому, та идея, из-за которой К. Эрнст финансировал и способствовал постановке сериала, в значительной степени выражается в этих вставках.

В своих воспоминаниях Брежнев не противоречит себе же в преклонных летах: каким был, таким и остался, здравомыслящим и решительным, слугой народа, а не жены (как Горбачёв), не обиды и злобы на Сталина (как Хрущёв), не властолюбия (как Ельцин), не заокеанских хозяев (как двое из перечисленных).

Так же решительно, как с первой встречи предлагал Виктории выйти за него замуж, молодой Брежнев мирит вздорную бабу с мужем, распустившим руки, а старый - отказывается от поста генсека, останавливает кортеж перед захолустным магазином, посреди ночи встречается с неожиданным жалобщиком, возвращает медсестру, которую Андропов велел отстранить от работы.

Особенно примечателен уральский эпизод. «Это война сделала мужиков дефицитом», - с горечью вспоминает Леонид Ильич. А на экране рассказывается, как он сберёг одного такого мужика, которому грозило не менее трёх лет заключения за побои дуры-жены.

«Советская власть дала женщине свободу и равноправие, пусть посидит недельку в кутузке, не будет руки распускать!» - высказалась недалёкая баба. «Не неделю, а три года, и к тебе оттуда не вернётся», - убеждает её молодой Брежнев. И далее говорит, словно наказ для нас, сегодняшних, обманутых капиталистической перестройкой: «Свободу и равноправие в печь не поставишь и на плечи не накинешь!»

Сколько было Леониду Ильичу, когда он так здраво и судил, и рядил - 22 или 23 года? Немудрено, что впоследствии он прошёл такой впечатляющий путь - до руководителя крупнейшего государства.

А на склоне лет, подавая заявление об отставке: «Что вы так переполошились? Что тут необыкновенного? Что вы так прилипли к своим креслам? Посидел сам - дай другому!»

И ещё (Тихонову): «Если партия такие задачи поставила, то их нужно выполнять!»

Но это всё о Брежневе. Лично к нему и авторы, и актёры отнеслись по-доброму, я бы сказал, человечно. С. Шакуров так и сказал в послесловии: «Я хотел сыграть человека, политика меня не интересовала». И актёру дали показать Брежнева с симпатией, но только для того, чтобы на его фоне, как обычно в современном кино, оплевать советский строй.

В конце первого фильма я готов был вздохнуть с облегчением, наконец-то, в кои-то веки, нормальный сериал о советском времени, без чернухи и подковырок! Не тут-то было! Разве могут «демократы» сказать что-нибудь хорошее о недавнем прошлом? И в самом деле, скоро замысел постановщиков начал проявляться, словно переводная картинка. Брежнева не стали показывать монстром, потому что задумали выставить чудовищем весь советский режим!

Не зря, начиная с рекламы, меня не покидало тревожное ожидание подвоха. Верить ли «демократам», даже если они утверждают благие намерения? Их «благими» намерениями выстлана дорога в ад!

К концу сериала определённо выясняется тенденциозный подбор эпизодов-снов, каждый из которых может служить как для объяснения характера главного героя, так и для обличения советского строя. При желании любой может найти в них и то, и это, и достоинства Брежнева, и ущербность устроенной коммунистами жизни. Такой выбор из биографии, конечно, не случаен.

Почему-то Леониду Ильичу снятся только те воспоминания из богатой на события жизни, в которых советская власть поворачивалась к нему своей тёмной стороной. Цензуру они проходили, что ли?

Из уральского периода 1929 года сохранился в памяти донос на молодого начальника. «Везучий ты, Лёня, - говорит ему председатель уездного исполкома, - попала бы кляуза в ГПУ, был бы ты уже за Акатуем!» Одним штрихом - весь «ужас» сталинских репрессий!

Из 1947 года - как «чистил» секретаря обкома Брежнева секретарь ЦК Украины Хрущёв. Дрожь по телу от сцены унижения большого человека! Вот она, диктатура, тоталитаризм в действии! Если уж секретарь обкома не имел самостоятельности, что ж говорить о простых людях?

Этот эпизод подкреплён другим, из предвоенной поры (надо понимать, он не научил ещё Леонида Ильича не высовываться!). Партийный руководитель металлургического цеха объясняет рабочим, что партком комбината не разрешил почин, причём без объяснения причин! Головотяпство, но... возражать не приходится! А достаточно вспомнить, сколько их было тогда, этих починов, чтобы понять, сцена высосана из пальца! Стахановское движение возникло не на пустом месте!

А сон из военной жизни Брежнева, которой он так гордился? Десант на Малую Землю. Леонид Ильич настаивает, и его на руках несут в фелюгу два моряка. В броске на берег уже не до военного этикета, на политработника никто не обращает внимания, все рвутся вперёд. Он оглушён и растерян, бросается следом за десантниками. Взрыв, потерял сознание, очнулся - вокруг одни тела, бой далеко впереди. На этом картинка обрывается, можно подумать, контузией и ограничилось участие будущего вождя в десанте! Всё, что должно остаться у зрителя от военного эпизода, - неразбериха, бедлам, отсутствие техники, война «мясом», как выражаются астафьевы и солженицыны.

Политбюро везде - олицетворение диктатуры: Хрущёва выгоняли по сговору и заговором, а рядом с поздним Брежневым - это уже те, про кого говорили «от Ильича до Ильича без инфаркта и паралича», спаянные неприятием молодых и реформ, и главное, такой красивой вещи, как «демократия».

И, наконец, один из ключевых эпизодов, показывающих всю тщету деятельности генерального секретаря Брежнева и его жизни - 1982 год, продуктовый магазин, толпа возбуждённых покупателей, Леонид Ильич, который решил посмотреть, как живёт народ, и всё, что за этим последовало....

Трудно сказать, чего больше в этой картинке - обмана, незнания реалий того времени, непонимания сущности происходящего в экономике? Если по форме, то ни в одном магазине вдоль трассы следования кортежа руководителя государства не могло быть такого убожества. В 1982 году ни Москва, ни её окрестности не жили так плохо. Очередей, конечно, хватало, но пустых полок не было. С 1971 года я постоянно ездил в командировки через Москву во все концы страны и знаю, о чём говорю. Ни в Туле, ни на Урале не было так беспросветно, как в этом подмосковном магазине! Между тем украинские, киевские, харьковские, донецкие, мелитопольские или, к примеру, ленинградские и рижские магазины поражали ассортиментом продуктов. А домашние холодильники не пустовали и в провинции.

Очереди - не всегда показатель нищеты, в брежневские времена они, скорее, говорили о наличии у покупателей денег. Никто не спорит, что сегодня полки магазинов богаче, чем когда-либо в советские времена. Но многие ли могут позволить себе это «изобилие»?

Постоянные невыплаты зарплаты, банкротства предприятий, связанные, в том числе, и с тем, что объём денежной массы по отношению к валовому внутреннему продукту в РФ существенно занижен в сравнении с общепринятыми в мире нормами. Зачастую завод банкротят, даже если ему должны больше, нежели он должен сам.

Но когда румяного министра финансов спрашивают, почему не напечатать достаточно денег, он морщится, как будто ему подложили дохлую мышь: нельзя, вмиг полки опустеют! Нынешнее «изобилие» создано искусственно. В брежневские времена у всех были деньги. Если бы, к примеру, в свободной продаже появились легковые машины или самолёты-вертолёты, и их бы раскупили в мгновение ока. Кто постарше, помнит, колбасу по 100 граммов покупали лишь москвичи, провинциалы брали палками, сколько дадут. Также и другие продукты - сколько дадут и сколько можно унести. Тульская электричка ходила в Москву и обратно переполненной, и недаром про неё сложили загадку, «длинная, зелёная, пахнет колбасой».

Смеяться над этим можно, но такие же электрички ходили в восьмидесятые годы из всех городов в радиусе 200 км от Москвы, и никто пустым не возвращался. У людей были деньги! Очереди - это нехорошо, но ещё хуже, когда купить не на что!

Я до сих пор удивляюсь, почему экономисты того времени не стали регулировать ажиотажный спрос на товары повышением цен? Впрочем, что же тут странного? С одной стороны, они боялись народного негодования вроде новочеркасского, с другой - это те же «экономисты», шмелевы, заславские, буничи, лацисы, которые неплохо устроились в «демократической» РФ. В их ли интересах было решать проблемы «застойной» эпохи? По-настоящему удивительно, что тот же народ, что бунтовал в Новочеркасске из-за повышения цен на сливочное масло с 2,5 руб. до 3,5 руб., после 1991 года скушал тысячекратные и неоднократные повышения цен! Но, быть может, это был уже не тот народ?

Однако, вернёмся к эпизоду фильма с посещением магазина. В то время как Брежнев оторопело смотрел на пустые полки, СССР находился в головке списка стран с наибольшим потреблением продуктов на душу населения. Было чему удивляться! Ведь у генерального секретаря на столе лежали те же цифры, что у современных статистиков и историков, а они подтверждают нынешнее колоссальное падение производства хлеба, мяса, молока, масла, яиц, рыбы и проч. по сравнению с 1985 годом! Тем не менее сегодня полки забиты продуктами, а тогда почему-то были пустыми!

«Демократы» гордятся продуктовым изобилием как последним и единственным достижением. Но с неизбежностью наступит время, когда лишь идиот не поймёт, чего стоят эти «потёмкинские» деревни!

В преддверии такого пассажа уместна ли немая сцена в продуктовом магазине 1982 года?

Двойственно впечатление от сериала «Брежнев». Наверное, он - явление на ТВ-небосклоне. Всем надоели явные выпады против советского прошлого, и даже заявку без пристрастия рассказывать о нём зритель готов принимать доброжелательно. К актёрам практически претензий нет. Но, уважая Шакурова, Ланового и других, заслуженных и молодых, всё же не могу поздравить их с участием в таком фильме. Цель у него - иезуитская: связать воедино в глазах телезрителей, в первую очередь, молодых, советский строй и немощность Политбюро. Хозяев, продюсеров устраивает даже, что каждый из руководителей показан человеком, лишь бы Советская власть на всех этапах истории выглядела монстром.

В который раз появляется мысль, что Шакурову позволили сыграть Брежнева-неполитика, чтобы он не сыграл Брежнева-офицера, генерала, главнокомандующего - раньше это у него хорошо получалось. Но Брежнев без политики - всё равно что без стержня. Политика - смысл и содержание этого человека, убери её - и что останется? Дедушка, незлобивый и всепрощающий, которому окружающие спать не дают? Не слишком ли скромный результат для громкой роли?

И как бы ни расценивать игру Шакурова, нельзя не подумать, что картинки из жизни молодого и зрелого Брежнева привлекают больше. Каждая из них просто нуждается в развитии, оставляет неудовлетворённое желание заглянуть за её пределы. Жизнь Брежнева намного богаче того небольшого предсмертного промежутка времени, что показан в фильме.

Ряд эпизодов-воспоминаний-снов старика Брежнева вполне мог бы послужить канвой для большого сериала, хотя возможность его создания творческим коллективом во главе со сценаристом и режиссёром после того как они совершенно определённо выразили своё кредо в послесловии, проблематична и маловероятна.

Вот здесь, по-видимому, и пришло время сказать о послесловии «Брежнев. Кадры решают всё», в котором режиссёр
С. Снежкин, автор сценария В. Черных и отчасти исполнители главных ролей высказались по существу.

С. Снежкин: «Главный герой всего лишь наша модель советского лидера, похож или не похож - это не имеет значения». Выходит, авторы, создавая образ Брежнева, думали и об остальных советских вождях: от Ленина и Сталина до Кирова, Молотова, Микояна и др.!

С. Снежкин: «Советская власть - она хотела жертв, она хотела преданности, она выискивала, выдёргивала тех людей, которые были нужны... а потом она смотрела и, если ты не соответствовал, стирала в порошок!» Не слишком ли пристрастен режиссёр? Свойство любой власти он объявляет сущностью преимущественно советской. Можно подумать, «демократическая» власть не требует преданности?!

Опять же С. Снежкин: «Там наверху пустыня Калахари, там ничего нет!»

И вновь он же: «Только один путь: либо ты попадаешь под каток, либо ты на этом катке едешь!»

Хоть говорили и другие, но на поверку всё, что надо, сказал, как это и положено, режиссёр. Не правда ли, его устремления ясны. Но зачем потребовалось объяснять, будто и так непонятно?

Лишь одно режиссёрское откровение выпадает из ряда: «В стране была устойчивая часть населения, которая боролась, борцы. Они боролись не против советской власти, они боролись за справедливость! Сейчас нет таких, исчезли, вымерли как класс. Исчез предмет борьбы, а именно: справедливость. Страна живёт с полным ощущением, что справедливости нет, не было и никогда не настанет!» В брежневской эпохе люди искали и находили справедливость, о чём, как ни крути, говорит эпизод с инженером Кандауровым (актёр С. Гармаш). Тот же Гармаш подтверждает правдивость представленной им картинки воспоминанием из своей юности в Днепро-дзержинске. А нынче, в «демократическом» раю, о справедливости и не мечтают? Замечательно!

И наконец, воспользовавшись разговором о сериале, не могу не выразить своё отношение к человеку, руководителю, при котором прошла большая часть моей трудовой жизни.

Леонид Ильич не виноват, что своим талантом не поднялся до Ленина и Сталина. Ортодоксы ругают его за то, что он не сделал и, в первую очередь, пока ещё были силы и возможности, не отошёл от руля государства, не передал его достойному преемнику. Но есть ли сомнения, что он никогда не сделал бы и многого другого, не предал бы союзников, не бросил бы Афганистан, Кубу и ГДР, не развалил СССР, не допустил приватизации, монетизации и проч.?

По большому счёту есть за что винить Брежнева. «Причина реставрации капитализма...: после Сталина в руководстве Коммунистической партии не оказалось кадров соответствующего теоретического уровня, они просто поддерживали движение в заданном направлении» (Косолапов Р. Мнения экспертов // «Завтра», №14, 2005). «Но поддерживали же!» - подчеркнём, вспоминая Брежнева и фильм о нём. При сегодняшнем голоде на личности, на вождей, пусть бросит камень в Леонида Ильича лишь тот, кто сам без упрёка! А таких среди верхушки оппозиции что-то не видно!

Рассуждая о Брежневе, не следует забывать о том, что он, в отличие от иных, не к ночи помянутых, поддерживал движение в заданном направлении. И пусть это признание будет памятником Леониду Ильичу!

А в заключение, конечно, нельзя не заметить, что сериал приурочен к 60-летию Великой Победы. Леонид Ильич тоже ветеран Великой Отечественной войны и может служить олицетворением поколения фронтовиков. Они похожи на кинематографического Брежнева, если и немощные, то светлые разумом, гордые прошлыми победами и стремящиеся к справедливости.

Ежели есть у фильма второе дно, то обманули в ожиданиях не меня, а ветеранов. Памятью о Брежневе воспользовались в корыстных целях - в очередной раз поглумиться над советской властью.

И неудивительно, что антисоветизм не удалось скрыть. А спрятать хотели, именно поэтому режиссёр и оправдывался в послесловии, боялся, наверное, что хозяева поймут превратно. Но, читатель, чего же ожидать от ОРТ? Другого фильма они бы просто не пропустили!

Ю.И. ШАБАЛИН

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200525/?25_9_1

200525, КУЛЬТУРА И КУЛЬТПАСКУДСТВО, Ю.И. ШАБАЛИН

Previous post Next post
Up