НАУКА-05
Наука... является коллективным творчеством и не
может быть ничем иным;
она как монументальное сооружение, строить которое нужно на века
и где каждый должен принести камень,
а этот камень часто стоит ему целой жизни.
Следовательно, она даёт нам чувство необходимой кооперации,
солидарности наших трудов с трудами наших современников,
наших предшественников и наших последователей.
Анри Пуанкаре
Наука прежде
В 70-е годы по числу студентов на 10 тысяч человек
населения Россия занимала второе место в мире. Сейчас по этому показателю (179
студентов) её обогнали Канада (299), Австрия (227), Бельгия (224), Финляндия
(220), Испания (187) и некоторые государства Латинской Америки.
О состоянии дел в науке 80-х годов можно получить
представление из справочника «Страны мира» (М., «Политиздат», 1985):
- численность научных работников в стране - 1,5
млн. человек;
- на научные исследования израсходовано 26 млрд.
рублей (в пересчёте на современные цены) - 728 млрд. рублей;
- в 1984 году зарегистрировано 15 крупных научных
открытий в области ядерной физики, астрофизике, физике твёрдого тела, химии,
геофизике, биологии и медицины;
- в народном хозяйстве использовано более 23 тысяч
изобретений, и около 4-х миллионов рационализаторских предложений;
- зарплата молодого специалиста составляла 90-120
рублей в месяц, что в пересчёте на современные цены составляет 5400-7200 рублей;
- зарплата научного работника: кандидата наук -
250-300 рублей (15 000-18 000 теперешних денег); доктора наук - 300-400 рублей
(18 000-24 000 рублей);
- пенсия научного работника со стажем: кандидата
наук - 120 рублей (7 200 нынешних); доктора наук - 160 рублей ( 9600 современных
денег).
Всё это позволяет рассматривать советское время
как «золотой век науки».
Наука теперь
- финансирование научных исследований уменьшилось в
10-15 раз (!) по сравнению с периодом «застоя», когда страна имела выдающиеся
достижения в целом ряде областей науки;
- с 1996 года, когда вступил в действие Федеральный
закон «О науке», на финансирование этой отрасли должно было направляться не
менее 4% государственного бюджета, однако это требование ни разу не выполнялось;
- по доле финансирования науки из государственного
бюджета российская наука находится на уровне Таиланда и Румынии;
- число работников в научной сфере составляет около
470 тысяч человек; в восьмидесятых годах в СССР было полтора миллиона научных
работников;
- в советские времена по числу исследователей на
душу населения Россия занимала первое место в мире, сейчас она опустилась до
седьмого, нас обогнали не только США и Япония, но и Израиль.
- примерно 100 тысяч учёных выехали за рубеж, не
только ослабив нашу страну, но усилив страны чужие, хотя, как утверждают
демократические правители, - «врагов у нас нет»; при этом немалая часть из
уехавших занималась работами в области обороны страны;
- в советское время количество подаваемых заявок на
изобретения было в 10-15 раз больше, чем их подавалось в 1995 году. При этом
изобретатель получал премию за каждое своё изобретение, не тратя ни копейки за
подачу и рассмотрение заявок;
- на мировом рынке высоких технологий в настоящее
время американцы занимают 60%, Сингапур-6%, Россия- 0,5%;
- за период с 1990 года по 2003 год количество
научных организаций сократилось: проектных организаций - в 7,8 раза;
конструкторских бюро - в 3,6 раза; научно-технических подразделений на
промышленных предприятиях- в 1,8 раза;
- в 90-е годы прекратили своё существование 800
институтов, что привело фактически к отмиранию понятия «отраслевая наука»;
- когда говорят, что снижение численности учёных
позволит сократить малоценные исследования, то при этом намеренно забывают, что
при современном состоянии науки и техники существенного прорыва в ней можно
добиться только мощными, хорошо организованными коллективами; вспомним только,
что космические, ракетные, атомные, авиационные, оборонные и прочие достижения
были получены крупнейшими коллективами, сочетавшими в себе научные,
конструкторские и производственные образования;
- роль «внутрифирменных научных организаций» сейчас
крайне мала; их удельный вес в общем количестве научных организаций страны в
2002 году составил 6,5%; в общем объёме затрат на исследования и разработки в
России доля внутрифирменной науки составляет 6%;
- снизилось число высших учебных заведений, в
которых ведутся научные исследования (40% от общего количества);
- в странах с развитой рыночной экономикой
внутрифирменной наукой выполняется основной объём научных исследований и
разработок: 65% в странах ЕС, 71% - в Японии, 75% - в США;
- у хозяев страны нет доверия к тому, что наука
способна улучшить её экономику; они считают, что наука нашей рыночной экономике
очень мало может дать, так как создавалась она не по рыночным критериям; у нас
наука от рынка всегда была далека, но близка к государственным интересам; теперь
же государственных интересов как таковых не существует, а есть только групповые
интересы сырьевых магнатов;
- значительная часть НИИ и КБ в настоящее время не
имеет собственных опытных и экспериментальных производств; те НИИ и КБ, которые
в советское время имели развитую опытно-производственную базу, теперь её
потеряли из-за низкой заработной платы работников;
- в составе основных фондов научных организаций
доля машин и оборудования старше 11 лет составляет более 42%; почти 20%
вычислительной техники научных организаций имеет возраст от 6 лет и старше;
- средний возраст докторов наук составляет 61 год,
кандидатов наук - 53 года;
- средняя зарплата доктора наук составляет 3 500
рублей, пенсия - 2 000-2 500 рублей;
- при резком сокращении финансирования научных
работ у институтов не хватает средств на поддержание материально-технической
базы, и всё чаще экспериментальные работы заменяются численным компьютерным
моделированием физических процессов;
- около трети финансовых поступлений научных
организаций всех форм собственности составляют поступления от непрофильной
деятельности; это позволяет предохранить здания институтов от разрушения.
Наука завтра
Руководство страны ставит перед русской наукой
задачи:
- переход от так называемого базового, целевого - к
конкурсному планированию и финансированию науки; это надо понимать так:
фундаментальные исследования не нужны, нужны конкретные прикладные исследования,
для прекращения которых так много было сделано в наше время;
- менять экономику институтов РАН; создавать гибкие
и мобильные научные коллективы, увеличивая долю фондов в финансировании
исследований, поощряя тех, кто способен эффективно использовать ресурсы и
успешно конкурировать на мировом рынке идей, высокотехнологичных товаров.
- от исследований в сфере естественных наук
требуется целостная система прогнозирования кризисных явлений, в том числе
природных;
- стратегическая задача науки - её интеграция с
высшей школой; при этом категорически забывается более чем 50-летний опыт,
накопленный МФТИ и МИФИ по обучению студентов в «базовых»
научно-исследовательских организациях;
- требуется реформировать систему высшего
образования, то есть, как всегда, ухудшить, приведя её к стандартам
«цивилизованных» стран; это позволит развитым странам дёшево покупать молодых
российских специалистов;
- предполагается «оптимизировать государственный
сектор науки», что предусматривает:
а) сокращение числа федеральных организаций науки в
сочетании с их укреплением;
б) передачу «части государственных организаций из
федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации»;
- предполагается «оптимизировать
организационно-правовые формы государственных организаций науки», для чего
предусматривается:
а) преобразование государственных унитарных
предприятий в акционерные общества;
б) значительное сокращение числа государственных
учреждений путём их объединения, ликвидации и приватизации;
в) количество бюджетных учреждений в сфере науки
должно сократиться к 2006 году примерно до 800, то есть на 40%;
- с учётом приоритетных задач
социально-экономического развития федеральный сектор науки к 2008 году должен
включать в себя 400-700 организаций;
- из них исследовательское «ядро» государственного
сектора науки составят 100-200 научных организаций;
- предлагается провести своеобразное «разделение
труда» в институтах Академии наук: одна часть занимается фундаментальными
исследованиями, другая - прикладными, третья продажей этих результатов всем
заинтересованным лицам; при этом не надо забывать, что «фундаментальная наука» -
это наука, которую все поддерживают, но никто не хочет в нее вкладывать
средства.
(Фактические данные к разделам «Наука теперь» и
«Наука завтра» взяты из «Официального веб-сайта президента Российской
Федерации: Речи и выступления», а также из газеты «Поиск», № 38, 17 сентября
2004 г.)
Что надо сделать, чтобы
это «завтра» не наступило?
Для этого необходимо:
- добиться изменения губительного для страны курса,
превращающего её в сырьевой придаток «цивилизованных» и «развитых» стран и
вернуться к системе «народного хозяйства» в области национальных интересов
Родины;
- направить развитие русской науки в русло
исследования проблем, поставленных перед нами разного рода техногенными
катастрофами и необходимостью возврата страны в положение Великой Индустриальной
Державы, сохраняющей духовный и культурно-образовательный потенциал нации, её
физическое здоровье и устойчивое демографическое состояние;
- сформулировать и финансово обеспечить
основополагающие направления развития русской науки, которыми, допустим, могут
быть:
а) исследования по ракетно-космическим проблемам;
б) развитие аэро-гидродинамических исследований и
развитие авиационного и морского транспорта;
в) исследования в области дистанционных методов
диагностики поверхности Земли и Океана;
г) исследования в области ядерной техники, в
военной и энергетической областях;
д) развитие транспорта и связи;
е) исследования в области энергетических и
ресурсных проблем стран;
ж) исследования в области экологии;
з) обеспечение страны высококвалифицированными
научными и инженерными кадрами при повышении общеобразовательного уровня;
и) исследования в области различных направлений
военной техники;
к) исследования в области основополагающих проблем
биологии, медицины и здравоохранения;
л) исследования по сельскохозяйственным проблемам с
целью прекращения продовольственной зависимости страны от иностранных поставок;
м) исследования в области повышения
технологического уровня производства;
н) в области гуманитарных наук, в частности,
политологии - исследования в области защиты жизненных интересов страны;
- расходы на науку в обязательном порядке должны
быть перенесены в число защищённых статей бюджета, то есть, они не должны
сокращаться ни при каких условиях;
- должны быть разработаны и осуществляться
специальные программы по техническому перевооружению науки;
- общий уровень расходов на науку должен ежегодно
возрастать, приближаясь к уровню расходов экономически передовых стран;
- Россия должна предпринять огромные усилия для
восстановления уникальных производств и поставки изготовленных образцов на
рынки, с которых мы сами добровольно ушли;
- восстановить статус науки, который был высок в
советское время, что было связано, в частности, с тем, что наука обслуживала
оборону страны;
- восстановить статус самого учёного и обеспечить
его материальное положение, подтянув его заработную плату к уровню чиновников
высших разрядов;
Великий русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев
писал: «Дело развития и роста народного просвещения немыслимо без широкого
развития науки вообще, а оно требует больших средств, так как учёные сами люди,
которым нужны средства не только для необходимых научных пособий (библиотек,
лабораторий, обсерваторий и т.п.), но и для собственной жизни, надо, чтобы они
жили в достатке».
Но он также отмечал: «Могу сказать, что знал на
своём веку, знаю и теперь очень много государственных русских людей и с
уверенностью утверждаю, что добрая их половина в Россию не верит, Россию не
любит и народ мало понимает…»
Следует добавить, что положение ещё более
усугубляется, когда к управлению страной допущены не только люди, которых нельзя
заподозрить в патриотизме, но даже её некоренные жители, которые не только «в
Россию не верят, Россию не любят и народ мало понимают», но и Россию
разрушают.
В.И. БОЯРИНЦЕВ, д.ф.-м.н.
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200524/?24_4_2