НЕАФИШИРУЕМЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ
Современная Республика Корея (Южная Корея) является
рыночной страной с открытой либеральной экономикой, развитыми буржуазными
государственными и демократическими институтами. Эта азиатская страна во второй
половине ХХ века достигла определенных успехов в производстве бытовой
электротехники, малолитражных автомобилей, грузовых судов, в ряде других
отраслей хозяйства. Иногда даже звучат голоса, предлагающие рассматривать Корею
как образец для развивающихся стран в ХХI веке.
Интересно, что при этом в корейском Уголовном
Кодексе, принятом в 1996 году (подчеркиваю еще раз - речь идет о Южной Корее,
а не о КНДР), существуют показательные аналоги и параллели со
«сталинским» УК.
За преступления против государственности, за
военные преступления (включая шпионаж и пособничество врагу)
предусмотрена высшая мера наказания - смертная казнь через повешение.
Предусмотрены соответствующие наказания и за саботаж, и за «агитацию и
пропаганду», и т.п.
Ниже приведены выдержки из южнокорейского УК (цит.
по: «Уголовный кодекс Республики Корея. С изменениями и дополнениями на 1
октября 2003 г.», Санкт-Петербург, Юридический центр Пресс, 2003. Перевод
с корейского - кандидат филологических наук В.В. Верхоляка, Научное
редактирование - доктор юридических наук профессор А.И. Коробеев).
Подчеркивания в тексте сделаны мной (Д.К.).
ГЛАВА I. Преступления,
связанные с мятежом
Статья 87 (Мятеж)
Лицо, которое нарушает общественный порядок с целью
узурпации национальной территории либо ниспровержения Конституции, подлежит
наказанию в соответствии с нижеследующей классификацией:
1. Руководитель преступной организации
подлежит наказанию в виде смертной казни, либо пожизненных каторжных
работ, либо пожизненного лишения свободы;
2. Лицо, принимающее участие в заговоре,
либо принимающее участие в руководстве, либо вовлеченное в иные подобные виды
деятельности, подлежит наказанию в виде смертной казни, либо каторжных
работ или лишения свободы пожизненно либо на срок не менее пяти лет; лицо,
виновное в совершении убийства, либо причинении вреда здоровью, либо уничтожении
имущества, либо совершении грабежа, подлежит аналогичному наказанию;
3. Лицо, виновное только в агитации или
следовании руководству другого лица, либо виновное только в присоединении к
беспорядкам, подлежит наказанию в виде каторжных работ либо лишения свободы на
срок не более пяти лет.
Статья 88 (Убийство с целью мятежа)
Лицо, совершившее убийство другого лица с целью
узурпации национальной территории либо ниспровержения Конституции, подлежит
наказанию в виде смертной казни, либо пожизненных каторжных работ, либо
пожизненного лишения свободы.
Статья 89 (Покушения)
Покушения на преступления, указанные в двух
предыдущих статьях, подлежат наказанию.
Статья 90 (Приготовления, сговор, агитация или
пропаганда)
(1) Любое лицо, осуществляющее приготовления или
вступающее в сговор с целью совершения преступлений, предусмотренных в статьях
87 и 88, подлежит наказанию в виде каторжных работ либо лишения свободы на срок
не менее трех лет, а в случае, если данное лицо отказалось от совершения
преступления, наказание подлежит смягчению либо не назначается.
(2) Предыдущий параграф подлежит также применению к
лицам, агитирующим или пропагандирующим совершение преступлений, предусмотренных
статьями 87 или 88.
/ … /
ГЛАВА II. Преступления, связанные
с иностранной агрессией
Статья 92 (Побуждение к иностранной агрессии)
Лицо, которое в сговоре с иностранным государством
способствует совершению враждебных действий против Республики Корея либо в
сговоре с иностранными гражданами, сражается против Республики Корея, подлежит
наказанию в виде смертной казни либо пожизненного лишения свободы.
Статья 93 (Переход на сторону врага)
Лицо, которое сражается против Республики Корея
путем присоединения к враждебному государству, подлежит наказанию в виде
смертной казни.
Статья 94 (Оказание помощи врагу путем набора
солдат)
(1) Лицо, набирающее солдат для враждебного
государства, подлежит наказанию в виде смертной казни или пожизненных
каторжных работ.
Статья 95 (Оказание помощи врагу путем поставок
оборудования)
Лицо, которое поставляет враждебному государству
войска, укрепления, лагеря, средства передвижения, самолеты и тому подобные
объекты, оборудование или предметы, используемые для военных целей, подлежит
наказанию в виде смертной казни либо пожизненных каторжных работ.
(2) Лицо, осуществляющее поставки враждебному
государству вооружений, амуниции и тому подобных товаров, используемых для
военных целей, также подлежит наказанию, указанному в предыдущем параграфе.
Статья 96 (Оказание помощи врагу путем
уничтожения оборудования)
Лицо, которое с целью оказания помощи враждебному
государству уничтожает или делает невозможным использование военного снаряжения
или иных предметов, перечисленных в предыдущей статье, подлежит наказанию в виде
смертной казни либо пожизненных каторжных работ.
Статья 97 (Оказание помощи врагу путем поставок
товаров)
Лицо, поставляющее враждебному государству такие
вооружения или амуницию, которые не используются обычно для военных целей, либо
товары, неприменимые для ведения боевых действий, подлежит наказанию в виде
пожизненных каторжных работ либо каторжных работ на срок не менее пяти лет.
Статья 98 (Шпионаж)
(1) Лицо, которое осуществляет шпионаж в интересах
иностранного государства либо оказывает помощь или содействует шпиону
враждебного государства, подлежит наказанию в виде смертной казни, либо
пожизненных каторжных работ, либо каторжных работ на срок не менее семи лет.
(2) Предыдущий параграф подлежит также применению к
лицу, которое разгласило военную тайну враждебному государству.
Статья 101 (Приготовления, сговор, агитация или
пропаганда)
(1) Любое лицо, осуществляющее приготовления или
вступающее в сговор с целью совершения преступлений, предусмотренных в статьях с
92 по 99, подлежит наказанию в виде каторжных работ на определённый срок, но не
менее чем на два года, а в случае, если данное лицо отказалось от совершения
преступления, наказание подлежит смягчению либо не назначается.
(2) Предыдущий параграф подлежит также применению к
лицам, агитирующим или пропагандирующим совершение преступлений, предусмотренных
статьями 87 или 88.
Статья 103 (Неисполнение контракта на снабжение
армии снаряжением в военное время)
(1) Лицо, которое без законной причины не исполнило
в военное время или в период вооруженного инцидента контракт на снабжение армии
или военных структур правительства, подлежит наказанию в виде каторжных работ на
срок не более десяти лет.
(2) Лицо, которое создало другому лицу затруднения
для исполнения контракта, указанного в предыдущем параграфе, подлежит наказанию
в соответствии с положениями предыдущего параграфа.
* * *
Надеюсь, читатели обратили внимание на то, что в
качестве меры наказания весьма часто фигурируют смертная казнь и
пожизненная каторга. Что же касается «агитации и пропаганды», то
корейские законодатели однозначно рассматривают эти действия как преступление,
подлежащие серьезному наказанию.
Однако все это не мешает иностранным инвесторам
охотно вкладывать средства в экономику страны, а туристам - посещать проводимые
на ее территории крупные международные культурные и спортивные мероприятия.
В заключение приведу еще несколько специфических
фрагментов из южнокорейского УК.
Например, Статья 111 (1) гласит: «Лицо, ведущее
частную войну против иностранного государства, подлежит наказанию в виде лишения
свободы на срок не менее одного года».
Видимо, эта норма существует в связи с разделением
Кореи на два государства. Наказание представляется неадекватно мягким! В
какой-то степени, это выглядит даже как поощрение частных лиц к каким-либо
враждебным или агрессивным актам против Северной Кореи. Если это не так, то
почему на усмотрение судей оставлен такой широкий диапазон в назначении срока
наказания - от одного года до бесконечности? Ведь абсолютно ясно,
что тот, кто в состоянии финансировать маленькую частную войну, сможет
финансировать себе и маленький срок. Если, конечно, дело примет огласку.
Главное, чтобы доморощенный агрессор воевал в нужном (северном) направлении...
В отличие от современной РФ южнокорейское
законодательство предусматривает жесткое наказание не только за распространение,
но также и за употребление наркотических веществ:
Статья 201 (1) «Лицо, которое употребляет опиум или
делает инъекции морфина, подлежит наказанию в виде каторжных работ на срок не
более пяти лет».
Статья 203 «Лицо, которое совершает указанные
преступления в силу привычки, подлежит наказанию в виде каторжных работ на срок
до половины того предела, что установлен в соответствующей статье».
Однозначно относятся корейцы и к абортам.
Женщина, которая способствует вызыванию у себя
преждевременных родов путем принятия таблеток или других средств, подлежит
(согласно Статье 269 (1)) наказанию в виде каторжных работ на срок до одного
года или штрафа в размере до двадцати миллионов вон. Врач, гомеопат, акушер,
фармацевт или аптекарь, которые способствуют преждевременным родам у женщины по
ее просьбе или по сговору с ней, подлежат (согласно Статье 270 (1)) наказанию в
виде каторжных работ на срок не более двух лет. При отягчающих обстоятельствах
(нанесение вреда здоровью, смерть женщины) в качестве дополнительного наказания
для медработника предусматривается приостановление квалификации на срок до 7
лет.
И это при том, что, по сравнению с РФ,
демографическая ситуация в Южной Корее вполне благоприятна: ежегодный
естественный прирост населения на 2003 г. составил 0.66% (Открытый справочник
ЦРУ: «The World Factbook», CIA, Washington, 2003]; коэффициент фертильности
(число рождений на одну женщину) - 1,17 (Государственная статистическая
служба Республики Корея, Сеул, 2002).
Напомню, что в СССР аборты были легализованы лишь
при Хрущеве в 1955 году. Это была одна из важных причин, обусловивших сокращение
рождаемости и естественного прироста населения. Результаты этого хрущевского
решения сказываются по сей день.
Система корейского права предусматривает и такие
виды наказаний, как «лишение квалификации», «приостановление квалификации». Они
примерно сходны с российскими понятиями «лишение права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью». Однако в отличие от наших
правовых норм, они распространяются не только на профессиональную и служебную
деятельность, но и на область гражданских прав. Например, предполагают
лишение (приостановление) активного или пассивного избирательного права. Эти
нормы закреплены в Статье 43 Уголовного Кодекса Кореи.
Полагаю, что введение сходных норм в российскую
систему права и сходных статей в УК России в отношении корумпированных
чиновников или депутатов всех уровней было бы востребовано временем и с
пониманием встречено в обществе. Предлагаю дополнить выносимый АВН на референдум
проект Поправки к Конституции следующими словами: «Лица, осужденные судом
народа, по окончании срока заключения подлежат поражению в правах в виде
приостановления активного и пассивного избирательного права сроком на 4
года. Лица, осужденные судом народа повторно, подлежат лишению активного
и пассивного избирательного права пожизненно».
* * *
Изучение законодательных актов иных государств
(особенно конституций и уголовных кодексов) не только интересно само по себе. На
основании того, какие законодательные нормы были востребованы в той или иной
стране в тот или иной временной период, можно делать выводы о состоянии
общества, о проблемах, стоящих перед государством, о международной политической
ситуации, а также проводить известные исторические параллели.
Пресловутая 58-я статья «сталинского» УК
предусматривала высшую меру наказания в 6 (шести) случаях (581а;
58 1б; 582;
584; 586;
5814), в отличие от приведенных статей
современного южнокорейского УК, где за аналогичные правонарушения смертная казнь
предусматривается сегодня в 9 (девяти) случаях.
Отметим также, что расстрел (применявшийся в СССР)
является менее жестокой, менее извращенной и менее унизительной формой
исполнения высшей меры наказания, чем повешение (в Корее) или, например,
электрический стул (в США).
Обращают на себя и такие особенности «сталинского»
УК: в отличие от южнокорейского, в нем не предусматривались пожизненные сроки,
но зато присутствовала такая мера наказания, как лишение гражданства и высылка
за границу. По сравнению со смертной казнью или пожизненной каторгой - мера
весьма и весьма гуманная.
О 58-й статье, которая широко применялась в СССР
более чем полвека назад, - причем, в исключительных по своей сложности
исторических условиях (!), - либеральные политики и правозащитники
упоминают часто и с пафосом. Но о современных законодательных нормах буржуазных
государств упоминать, видимо, стесняются…
Что ж, будем им помогать. Предлагаю ввести в
«Дуэли» постоянную рубрику, посвященную параллелям в законодательствах разных
стран (например: «Сравнительная история права»). Главное условие - точные
ссылки на источник информации.
Д.А. КЛИМОВ
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200517/?17_3_1