А БЫЛО ТАК
В «Дуэли» №8 приведена заметка Ю.Шабалина об
истории создания самолета Ту-4.
В заметке, на мой взгляд, необоснованно
утверждается, что Ту -4 не был скопирован с В-29. Точной истории в заметке не
приводится, используются только сведения сравнительного характера с другими,
более поздними разработками А.Н. Туполева или сведения о превосходстве самолетов
военной поры. К этим сведениям нет претензий. Однако история с Ту-4 выглядит на
самом деле сходно с тем, что автор критикует.
Году в 1976 мне довелось слушать эту историю из уст
одного из известных наших ученых специалистов в области авиакосмической техники
профессора, д.т.н.
П.А. Агаджанова, который в свои лейтенантские годы был свидетелем и исполнителем
в этой истории.
Дело было так. Когда в Москву был доставлен
попавший к нам В-29, полностью оборудованный, его скрупулезно обследовали (в том
числе и П.А. Агаджанов) специалисты всех профилей авиации. И.В. Сталин, будучи
влюблен а авиацию, сам тоже полазил по самолету и потом пригласил ведущих
обследователей к себе. Выслушав их отчеты, он спросил, можем ли мы сделать такой
же самолет? А.Н. Туполев ответил, что можем, но стоит ли делать такой же, если
можем сделать и лучше. На это
И.В. Сталин, в свою очередь, ответил, покачав пальцем: нет, лучше не надо,
сделайте точно такой же. Точно такой же и сделали и достаточно быстро.
П.А. Агаджанов объяснил такое задание И.В. Сталина
тем, что таким образом он стимулировал подъём технологического уровня
авиационных производств, особенно в приборной, радиотехнической,
электротехнической и диагностической сферах , стремясь к ликвидации разрыва в
наших и мировых технологиях. Этот разрыв действительно существовал и в
определенной мере был сокращен в процессе освоения технологий и развития
производств при копировании В-29. Я же сам помню, что удивлялся тому, что
радиооборудование, такое же, какое ставилось на Ту-4, было сплошь по виду,
узлам, деталям, вплоть до маркировки и формы деталей, американского типа, хотя
все было изготовлено на наших производствах, причем очень качественно. Так что
задание И.В. Сталина дало дополнительный толчок развитию авиационных производств
и технологий. Можно, конечно, рассуждать - хорошо это или плохо. А что плохого,
если послужило на пользу делу?
Попутно хочу отметить, что теорию и технику в
области радиолокации, авиационной в том числе, в конце 40-х и в 50-х годах наши
специалисты и студенты (и я с ними) во многом осваивали с помощью множества
переведенных томов-отчетов так называемой Массачусетской серии книг. Что же
делать, если не до скрупулезного освоения теории и техники мирового уровня было
во время войны, наверстывали во всю сразу после неё. И это дало результат. Не
грех, ведь, учиться тому, что накопил мировой опыт. Вот и И.В. Сталин
стимулировал, не откладывая в долгий ящик, такую учебу, которую Ю. Шабалин
относит почему-то к плагиату. То, что наши специалисты были готовы к освоению
мирового уровня, это другое дело, это и показала история быстрого его
использования.
В.Н. ДИВЕЕВ
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200511/?11_6_3