А БЫЛО ТАК

Mar 22, 2005 12:43


А БЫЛО ТАК

В «Дуэли» №8 приведена заметка Ю.Шабалина об истории создания самолета Ту-4.

В заметке, на мой взгляд, необоснованно утверждается, что Ту -4 не был скопирован с В-29. Точной истории в заметке не приводится, используются только сведения сравнительного характера с другими, более поздними разработками А.Н. Туполева или сведения о превосходстве самолетов военной поры. К этим сведениям нет претензий. Однако история с Ту-4 выглядит на самом деле сходно с тем, что автор критикует.

Году в 1976 мне довелось слушать эту историю из уст одного из известных наших ученых специалистов в области авиакосмической техники профессора, д.т.н.
П.А. Агаджанова, который в свои лейтенантские годы был свидетелем и исполнителем в этой истории.

Дело было так. Когда в Москву был доставлен попавший к нам В-29, полностью оборудованный, его скрупулезно обследовали (в том числе и П.А. Агаджанов) специалисты всех профилей авиации. И.В. Сталин, будучи влюблен а авиацию, сам тоже полазил по самолету и потом пригласил ведущих обследователей к себе. Выслушав их отчеты, он спросил, можем ли мы сделать такой же самолет? А.Н. Туполев ответил, что можем, но стоит ли делать такой же, если можем сделать и лучше. На это
И.В. Сталин, в свою очередь, ответил, покачав пальцем: нет, лучше не надо, сделайте точно такой же. Точно такой же и сделали и достаточно быстро.

П.А. Агаджанов объяснил такое задание И.В. Сталина тем, что таким образом он стимулировал подъём технологического уровня авиационных производств, особенно в приборной, радиотехнической, электротехнической и диагностической сферах , стремясь к ликвидации разрыва в наших и мировых технологиях. Этот разрыв действительно существовал и в определенной мере был сокращен в процессе освоения технологий и развития производств при копировании В-29. Я же сам помню, что удивлялся тому, что радиооборудование, такое же, какое ставилось на Ту-4, было сплошь по виду, узлам, деталям, вплоть до маркировки и формы деталей, американского типа, хотя все было изготовлено на наших производствах, причем очень качественно. Так что задание И.В. Сталина дало дополнительный толчок развитию авиационных производств и технологий. Можно, конечно, рассуждать - хорошо это или плохо. А что плохого, если послужило на пользу делу?

Попутно хочу отметить, что теорию и технику в области радиолокации, авиационной в том числе, в конце 40-х и в 50-х годах наши специалисты и студенты (и я с ними) во многом осваивали с помощью множества переведенных томов-отчетов так называемой Массачусетской серии книг. Что же делать, если не до скрупулезного освоения теории и техники мирового уровня было во время войны, наверстывали во всю сразу после неё. И это дало результат. Не грех, ведь, учиться тому, что накопил мировой опыт. Вот и И.В. Сталин стимулировал, не откладывая в долгий ящик, такую учебу, которую Ю. Шабалин относит почему-то к плагиату. То, что наши специалисты были готовы к освоению мирового уровня, это другое дело, это и показала история быстрого его использования.

В.Н. ДИВЕЕВ

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200511/?11_6_3

ИСТОРИЯ, 200511, В.Н. ДИВЕЕВ

Previous post Next post
Up