(Окончание, смотри
[1] )
Если данная идея выдерживает практическое испытание
десятка веков, то, очевидно, какая-то внутренняя ценность в ней есть. И
атеистическому правительству нынешней Москвы становится совсем плохо - ему
приходится хвататься за формулировки давным-давно прошедших времен. Тех времен,
когда русскому народу было хронически очень плохо, совсем плохо, когда он
хронически стоял «на краю гибели» в самом буквальном смысле этого слова и когда
инстинкт жизни должен был напрягаться до самой последней степени - иначе бы,
действительно, никак не устояли.
Мы можем сказать: Господь Бог вложил инстинкт жизни
в каждое живое существо. Мы можем сказать и иначе: инстинкт жизни формулирует
Господа Бога, как свой величайший и заранее непостижимый идеал, как точку
концентрации всего лучшего, что в человеке есть.
Это «лучшее», конечно, не одинаково для всех. Но
когда точка, в которой концентрируются все лучшие идеалы нации, начинает
распадаться в атеизме, - начинает распадаться и сама нация. Безусловное,
безграничное и недостижимое Добро, которое на всех языках человечества
называется Богом - заменяется всякими другими благами.
С заменой веры в абсолютное Добро верою в
относительную колбасу - все остальное начинает принимать тоже относительный
характер - в том числе и человек. С потерею веры в Бога теряется вера и в
человека. Христианский принцип «возлюби ближнего своего, как самого себя», ибо
ближний твой есть тоже частица абсолютного Добра - заменяется другим принципом:
человек есть средство для производства колбасы. И тогда начинается
взаимоистребление.
Я бы сказал, что русский комсомолец, как он ни
будет отбрыкиваться от такого определения, если и атеистичен, то атеистичен тоже
по православному. Если он и делает безобразия, то не во имя собственной шкуры, а
во имя «мира на земле и благоволения в человецех». У русской молодежи нет, может
быть, веры в Бога, но нет и неверия. Она - как тот негр из киплинговского
рассказа, для которого Богом стала динамомашина. Да, суррогат - но все-таки не
безверие. Для комсомольца Богом стал трактор - чем лучше динамомашины? Да и в
трактор наш комсомолец верит не как в орудие его личного будущего благополучия,
а как в ступеньку к какому-то все-таки универсальному «добру».
Иван СОЛОНЕВИЧ
Москва и Второй Рим
Не знаю, как на церковно-православных людей, а на
меня выступление г. Кураева произвело прямо-таки паскудное впечатление. Понятно,
что А.Юсупов не вытерпел нахальной подтасовки цитат и подмены понятий. Типичен
ли этот стиль для московского духовенства - сказать не могу, потому что всю
истерическую газетную демагогию по поводу последних терактов просматривал по
диагонали. Но физиономия г. Кураева недавно мелькнула по телевидению в кадре с
Владимиром Познером в программе «Времена».
Под вопли о злых исламистах господин дьякон
деловито впаривает читателю «товар» послушание церковной администрации,
приобретение крестиков и т.д. с помощью элементарных приемов современного
маркетинга.
В начале, вышибив у читателя слезу списанной из МК
историей о пацане, попавшем в заложники (так опытная гадалка старается сперва
погрузить клиента в транс), пгавославный пгофессог «ловко» переставляет акценты,
и вот перед нами уже не политическая акция (пусть грязная и кровавая), а
мистико-ритуальное действо, в котором христиане страдают за веру от рук
сатанистов. Предполагается, что на волне сочувствия к жертвам читатель уже
«поплыл» и не помнит, что террористы захватили не церковь и не монастырь, а
светскую школу на территории светского государства - России, и притом в городе,
населенном по преимуществу отнюдь не христианами (название этого города уже лет
пятнадцать знает каждый московский алкаш, пьющий дешевую водку из Беслана).
Более того, как выяснилось, теракт готовился и планировался задолго до
совершения, и его конечной целью, как и в событиях на Дубровке, было достижение
конкретных уступок от правительства РФ.
Если этот пример кого-то не убедил, вспомним взрывы
в переходе у метро «Пушкинская», у «Рижской», на «Автозаводской». Там что,
заранее выясняли вероисповедание будущих жертв? Абсурд! Терроризм - тяжкое
уголовное преступление вне зависимости от присутствия или отсутствия религиозных
мотивов. Зато при наличии этих мотивов, даже выдуманных, следствию не
обязательно искать ответ на вопрос: кому это выгодно? Вполне достаточно, если
газеты объявят: террористы-сатанисты-исламисты - непредсказуемые фанатики.
Нормальному человеку их все равно не понять, зачем же доискиваться до причин?
Далее г. Кураев напускает византийского тумана, в
котором, кажется, тонет и здравый смысл, и понимание текущего момента. Нам,
видите ли, должен служить примером патриарх Полиевкт - консультант византийского
императора Никифора Фоки по религиозным вопросам, не одобрявший насилия!
Вот дословная цитата из статьи: «По смыслу
церковных канонов, и воин, вернувшийся с войны, нуждается в духовном лечении и
покаянии, а потому и подлежит временному отлучению от причастия... Что же
касается павших воинов, то тут нельзя всегда быть уверенным в том, что человек,
погибший в бою, воодушевлялся в нем не злобой и жаждой мщения, а желанием
защитить своих любимых».
Это вообще вызывает оторопь: сеанс психоанализа над
свежей братской могилой и дьякон в глубоком раздумье - а не испытывали ли
погибшие чуточку злобы к врагу? А те, кто в бою уцелел, должны пять лет
сидеть на воде и хлебе, вымаливая отпущения грехов у откормленных «батюшек»,
- так, что ли?
Ясно, что дьякон не знает и знать не хочет, как
сейчас воюется русским за интересы России. Но он мог бы, по крайней мере,
прочитать пару книг по истории. Или хоть не лезть с поучениями в ту область, где
ничего не смыслит.
Но нет! Читаю: «в былые века качество вооружений
воюющих сторон было более или менее одинаково, равно как и тактика и физические
качества воинов». А как же лучший в Эгейском море флот Византии? Легкая
конница арабов, тяжелая конница крестоносцев, стенобитные и метательные машины,
использовавшиеся при осаде Константинополя?
Собственное невежество дьякону не помеха и, видимо,
поэтому он уверен, что в былые века (в какие ж конкретно?) варяги и
римляне, арабы и итальянцы одинаково вооружались и воевали, а побеждал
тот, кому просто-напросто больше хотелось. Долой греческий огонь, дамасскую
сталь и китайский порох! Остается выяснить, каких таких райских мальчиков
обещали своим солдатам Александр Македонский и Чингисхан, завоевавшие половину
мира.
Вот наш пацифист сообщает: «Россию медленно, но
верно превращают в прифронтовое государство, защищающее встревоженную Европу от
растревоженного исламского мира. И президент уже произнес это слово: «война».
А на войне как на войне: на войне не бывает атеистов». Короче, с технически
сильным противником будем бороться идеологией. Благо, опыт уже имеется -
когда ожидалось, что распропагандированный немецкий солдат из трудового
народа повернет оружие против своего офицера.
В качестве моральной компенсации жертвам терактов в
статье предлагается идея «антишахидской догмы»: «не шахид-террорист попадает
в рай, но, напротив, люди, убиваемые фанатиком сатанинской секты, приемлются
Господом независимо от того, как эти люди ранее жили на земле». Таким
образом церковь, вроде бы, примет участие в борьбе с терроризмом.
Отлично, посмотрим со стороны. Идет война между
фанатиками двух различных религий. Воюющие с обеих сторон стремятся попасть в
рай, заслужив его соответствующими поступками. Религия одной стороны одобряет
военные действия, обещает рай павшим с оружием в руках (ислам). Религия
другой стороны осуждает насилие, обещает рай павшим безоружными
(православие). Угадайте с одного раза, чья молодежь будет лучше подготовлена к
боевым действиям?
А в поздней Византийской империи моральный дух
руководства, действительно, создавал большие проблемы. Друг детства как раз дал
мне почитать «Историю христианской церкви Евграфа Смирнова». Из этой старой, еще
до революции изданной книги я сделал интересную выписку (она прилагается ниже).
Но византийской водицей промывка читательских
мозгов не заканчивается. Дальше автор, видимо, путает «среднего россиянина» со
«средним прихожанином», точнее - прихожанкой. Контингент постоянных посетителей
церкви - бабушки, тетушки, инвалиды, на профессиональном жаргоне священников -
«стадо», которое надо «пасти». Правда, «средних россиян» - обычных людей - пока
еще все-таки больше, чем «овец» и «баранов». Но пгавославный пгофессог все же
пытается оседлать и «среднего россиянина»: «Как же избавить нас от комплекса
затравленной жертвы, если смерть и в самом деле может быть везде?
Мужество может вернуть только религиозное мировоззрение». То есть, уже и
затравлены мы, и мужество растеряли, и никто не спасет нас, кроме церковного
начальства. Дальше, в классических традициях рекламы («Это - то, что тебе
нужно!»), бойкий служитель церкви и вовсе переходит на «ты»: «ты будешь
парализован и будешь сидеть в каком-нибудь погребе за 101-м километром от
Москвы. Тогда ты станешь жертвой истории, а не ее творцом» и так далее (так и
вижу г. Кураева на корпоративном тренинге «Гербалайфа»: «Будьте активны!
Убеждайте клиента! Отождествляйте себя с ним, обращайтесь к нему интимно - тогда
он поверит вам!»).
Не думайте, что я нарочно меняю местами буквы «р» и
«г» в слове «пгавославие». Это у меня, точнее, у моей верующей тети, пишущая
машинка такая. Она вместе с тетей уже лет пятнадцать слушает рождественские и
пасхальные службы с комментариями картавого диктора. Вот и дослушалась! Теперь,
по ее орфографии, «в Елоховском собоге пгисутствуют патгиагх, иегеи, пгихожане»
и прочая публика.
В общем, не знаю, как насчет аль-Каиды и аль-Куры -
специалистам виднее, но идеальную Россию господин дьякон, наверное, представляет
себе в виде гарема зашуганных монашек с ленивым евнухом во главе.
Вношу свое предложение: с антишахидским догматом
они там у себя как хотят, а нам пора отличать православие от пгавославия. Ни
крест на персях, ни пейсы до плеч, ни прочие традиционные прибамбасы в наше
время не гарантируют даже элементарной порядочности. Была такая пословица: «Кто
ни поп, тот и батька» - ее бы почаще вспоминать «патриотическим» идеологам. А я
уж скорее бы пошел молиться под старым дубом, как друид, или на восход солнца,
как огнепоклонник, чем лобызать ручки таким вот кураевым.
А теперь - обещанная в начале выписка. (Обложка у
книги оторвана, год выпуска не указан, но текст набран старинным шрифтом с
«ятями» и сочинен явно не воинствующим безбожником.)
«Христианская жизнь в греко-восточной церкви в
описываемую эпоху представляет мало светлых и привлекательных сторон.
Нравственная порча, обнаружившаяся в восточных христианах в предшествовавшие
въка, в XI-XV столетиях достигла громадных размеров».
«Греки такъ глубоко упали въ нравственномъ
отношении, что даже въ между народныхъ сношенияхъ получили позорное прозвище
лживыхъ, лукавыхъ и льстивыхъ (Никита Хониать, XII век). Если мы и встръчаемъ въ
греческомъ обществе проявления, повидимому, благочестивой настроенности, каковы
постройка императорами церквей, монастырей, раздавание милостыни, усердие къ
богослужению, стремление многихъ проводить монашескую жизнь и т. п., то, въ
большинстве случаевъ, это было только религiознымъ лицемърiемъ. Лицемърiе такъ
было сильно, что Евстафш Солунский (XII в.) писалъ противъ этого, особенно
ненавистнаго ему порока, особое сочинение.
Нравственная порча проникла во все классы
общества. Императорский престолъ представляетъ намъ почти непрерывный рядъ
злодъяний и преступлений: исторiя интригъ, разнаго рода насилий, жестокостей и
даже убийствъ, которыми сопровождалось вступление на престолъ византийскихъ
императоровъ этого времени, известна. Въ жизни императоры были, по большей
части, людьми безъ религюзныхъ убъждений и нравственныхъ правилъ; весьма часто
они продавали свое православiе за ожидаемую съ запада помощь и весьма часто въ
дълахъ управления въ отношенияхъ къ подданнымъ являлись жестокими тиранами,
попиравшими всъ нравственные законы. Высшие классы общества проводили жизнь
распущенную, грабили казну для удовлетворения особенно развившейся въ то время
страсти къ роскоши и задачею всей своей жизни поставляли придворные интриги и
заговоры противъ императоровъ.
Простой народъ, забитый, ограбленный, обнищавший
и невежественный, ограничивая благочестие исполнениемъ однихъ обрядовыхъ
предписаний закона, погрязалъ въ суевърияхъ. Впрочемъ, суевърiя составляли въ то
время принадлежность всъхъ классовъ общества, не исключая императоровъ.
Астрология, магiя, прорицатя, гадатя и т. п. были въ большомъ ходу. «Известно,
говорить Хониать, что наши императоры и шагу не смъють ступить, не
посовътовавшись напередъ съ положенiемъ звъздъ». Действительно, покорность
астрологии доходила до того, что императоры не хотели начинать сражения или не
переъзжали изъ одного дворца въ другой, если по астрологическимъ соображениямъ
приходилось то и другое въ несчастные дни.
Императоры верили также въ волшебниковъ,
гадателей и прорицателей и нисколько не стыдились обращаться къ нимъ съ
запросами о своемъ царствовании или своихъ преемникахъ. Андроникъ Комнинъ
обращался, напримъръ, къ одному гадателю на мутной воде и все бредни его
принималъ за истину. Исаакь Ангел, постоянно советовавшийся съ астрологами, не
оставилъ безъ внимания и почитаемого народомъ прорицателя Васильюшки, и однажды
посътилъ его со всею своею свитою. Даже такой образованный человъкъ, как
историкъ Никита Хонiатъ, разделять народную въру въ чудеса магии, въ разнаго
рода приметы и признавалъ магическую силу за такъ называемыми
константинопольскими талисманами.
Духовенство, отъ которого следовало бы ожидать
истинно-христiанской жизни, также было деморализовано. Многие изъ патрiарховъ,
забывая свое святительское служение, принимали участие въ придворныхъ
интригахъ, а нъкоторые изъ нихъ вели жизнь распущенную. Епархiальные apxiepeи,
вмъсто того, чтобы заниматься управлениемъ своими епархiями, приезжали часто
безъ нужды въ Константинополь и подолгу проживали здесь, интригуя другъ противъ
друга и противъ патpiapxa.
По разсказу Григоры, строгий патрiархъ Афанасiй
(въ конце XIII в.), выпроваживая изъ Константинополя епископовъ и митрополитовъ
въ ихъ eпapxiи и запрещая другимъ прiъзжать, говорилъ: «проживая здъсь, пусть не
наговариваютъ другъ на друга и на меня самого - они, обязанные быть учителями
мира. Каждому, говорилъ онъ, слъдуетъ пасти врученную ему паству, какъ патрiархъ
пасеть столичную, и руководить своихъ овецъ, находясь при нихъ же, а не
проживать въ столице и только получать оттуда доходы».
Лица прочихъ степеней клира также не отличались
благочестивою жизнiю: небрежное исполнение обязанностей своего служения было
общею ихъ чертою. Нравственная порча коснулась даже монашескаго сословiя.
Древние монастырские уставы не соблюдались строго. Монахи выходили изъ своихъ
монастырей, появлялись въ большихъ городахъ, особенно въ Константинополе,
разъезжали и ходили по улицамъ и площадямъ, втирались въ дома богатыхъ и даже во
дворцы императорские и проводили вообще жизнь распущенную.
Противъ такой нравственной испорченности
греческаго общества возвышали свой голосъ некоторые изъ ревностныхъ пастырей
церкви. Въ этомъ отношении особенно замечателенъ вышеупомянутый патрiархъ
Афанасiй, строгий аскетъ на патрiаршемъ престоле. При вступленiи его на престолъ
все возлагали на него светлыя надежды, думали, что на землъ воскреснеть истина и
сойдетъ съ неба правда. Действительно, онъ ревностно взялся за исправление
нравовъ мiрянъ, клира и монаховъ; послъднихъ онъ, между прочимъ, водворилъ въ
монастыряхъ и, такимъ образомъ, очистилъ отъ нихъ площади и улицы. Но противъ
Афанасiя возмутились все apxiepeи, монахи и мiряне, которые не могли долее
сносить его духовной суровости, - и онъ долженъ былъ оставить престолъ. «И кто
бы могъ одинъ, восклицаеть Григора, остановить этотъ постепенный упадокъ Церкви,
когда не могъ этого сделать и патрiархъ при всемъ своемъ желании?».
Вам эта картина ничего не напоминает?
В таком бардаке императорам было не до народа, они
то свергали друг друга, то призывали на помощь западных рыцарей. В начале 13 в.
сын Исаака Ангела (это не кличка, а династийное имя) царевич Алексей пообещал
крестоносцам много денег, если они помогут ему вернуть себе царство. Не получив
за работу обещанных денег, «друзья по военному блоку» просто разграбили и сожгли
Константинополь, а на его развалинах основали собственное государство. Позднее
греки отвоевали свою столицу и восстановили Византийскую империю. Но уже в 14
веке их противниками вместо арабов стали турки-сельджуки (предки современных
азербайджанцев), которые, в конце концов, и прикончили «Второй Рим».
И помог им, как и следовало ожидать, один
патриотически настроенный батюшка - Георгий Схоларий - вместе с другим
батюшкой-диссидентом, бежавшим в Рим из России.
Конечно, дела у греков были запутанны и по временам
совсем плохи, но если бы они продержались еще лет сто или хотя бы 50, Россия,
покончив с ордынским игом, помогла бы дряхлой бабушке-Византии. И нам не
пришлось бы 200 лет воевать с турками за Украину, Молдавию и Крым.
Но все случилось так, как случилось. Последний
император Константин Палеолог сделал для спасения своей столицы все, что мог, и
погиб во время штурма 23 мая 1453 г., защищая ее с оружием в
руках.
Годом раньше византийцы обратились за помощью к
Риму, который, естественно, потребовал, чтобы в обмен на поддержку
константинопольский патриарх признал власть Папы. Посланцем к грекам был
отправлен бывший московский митрополит Исидор, который принял католичество и
служил Папе в чине кардинала. Императору пришлось согласиться, потому что его
армия была раз в 10, если не в 20, меньше турецкой. И в осажденном турками
Константинополе у бывшего митрополита-диссидента Исидора не нашлось более
срочных дел, кроме проведения торжественной католической мессы в соборе святой
Софии. А у «патриотически» настроенного патриарха Георгия не нашлось более
подходящего момента, чтобы призвать народ к бунту против «латинян». Удивительно
ли, что после этого часть итальянских моряков (католиков!), приплывших на помощь
к византийцам, не стала им помогать. В этом политическом раскладе, как водится,
был и третий персонаж - тоже «патриот», и притом военный (не помню, как его
звали). На беду греков он командовал византийским флотом, на который осажденные
очень надеялись. И этот православный адмирал объявил: «Пусть лучше победит
турецкая чалма, чем папская шапка!»
В общем, как пишут историки, «в городе,
раздираемом религиозными противоречиями, зрело предательство знати и усиливались
протурецкие настроения».
Конец известен: турки устроили в городе погром и
резню, взяли несколько десятков тысяч пленных и превратили главный собор в
мечеть. Они отыскали тело павшего императора и с почетом похоронили, а
отрубленную голову выставили - на страх побежденным. А патриотический
православный патриарх Георгий, не бравший в руки оружия, где-то отсиделся,
пережидая разгром и грабеж ...и благополучно продолжил «окормлять» прихожан уже
при турках под именем патриарха Геннадия. Вот только прихожан у него заметно
поубавилось. На какие же грабли нас призывают вновь наступить?
Н. Конец
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200501/?01_4_1