БРИГАДА Д`АРТАНЬЯНА
Чем больше я смотрю фильм «Д’Артаньян и три
мушкетёра», тем больше я становлюсь уверенным в том, что д’Артаньян незаслуженно
пользуется славой благородного человека, а Ришелье незаслуженно предстаёт в
образе злодея, который только из собственного коварства пакостит всем подряд, а
собственных верных слуг постоянно запугивает.
Этому немало способствовало обаяние актёра
М.Боярского.
Однако уже с первых страниц романа Дюма сообщает
нам, что, например, у д’Артаньяна были «выдающиеся скулы - признак хитрости»
и дар интриги, что горожане никогда не вооружались против кардинала. Как будто
автор сразу готовит нас к мысли, что и кардинал не так уж плох, и к д’Артаньяну
надо отнестись покритичнее.
Король в фильме - персонаж если не положительный,
то нейтральный. Однако в книге он совершенно безвольный человек, которого легко
переубедить в чём угодно, и все кому не лень этим пользуются.
Все четверо друзей прекрасно знают, что королева
«любит… испанцев и англичан», однако это их нисколько не смущает, и они
продолжают усердно служить ей.
Д’Артаньян сдал сыщикам бедного галантерейщика
Бонасье, а потом «и не вспоминал о нём, а если и вспоминал, то лишь для того,
чтобы мысленно пожелать ему, где бы он ни находился, оставаться там, где он
есть». И всё это ради того, чтобы поухаживать за его женой. Что и говорить,
поступок «благородный»!
Когда Констанция вела в королевский дворец
Бэкингема, д’Артаньян выследил их. Бэкингем был в его руках, но, вместо того
чтобы задержать министра враждебного государства, он сам сопровождает его до
дворца.
И Констанция хороша - работая на королеву,
фактически предательницу, она провела во дворец лазутчика, шпиона. Она
действительно интриганка, как её назвал кардинал.
Д’Артаньян с Констанцией не гнушаются и воровства -
перед отъездом д’Артаньяна в Лондон они «приходуют» деньги её мужа: «Если
так,- сказала госпожа Бонасье, открывая шкаф и вынимая оттуда мешок, который
полчаса назад так любовно поглаживал её супруг,- возьмите этот мешок». И это
при том, что королева дала Констанции очень дорогой перстень специально, чтобы
на вырученные деньги от его продажи можно было поехать в Лондон.
Не блещет честностью и Портос: он волочится за
женой мэтра Кокнара, дурит его, выдавая себя за родственника госпожи Кокнар.
Дурит он и её, когда выманивает у неё деньги на свою экипировку: «Затем мне
нужна ещё полная упряжь… Впрочем, она обойдётся не дороже трёхсот ливров.
- Трёхсот ливров!.. Ну что же делать, пусть
будет триста ливров,- сказала прокурорша со вздохом. Портос улыбнулся. Читатель
помнит, что у него уже имелось седло, подаренное герцогом Бэкингемом, так что
эти триста ливров он втайне рассчитывал попросту положить себе в карман».
Письмо, изъятое у королевы, содержит призывы
Испании и Австрии напасть на Францию. Что это, если не государственная измена? К
тому же предательство королевы было подтверждено документально: «В ставке
Бэкингема… были найдены документы… и эти бумаги, как уверяет кардинал в своих
«Мемуарах», бросали тень… на королеву».
Да и Бэкингема нельзя назвать благородным - ради
своей страсти он готов развязать войну и послать на смерть людей. «За этой
войной последует заключение мира, заключение мира потребует переговоров, вести
переговоры будет поручено мне… я вернусь в Париж и увижу вас хоть на одно
мгновение и буду счастлив. Тысячи людей, правда, за это счастье заплатят своей
жизнью. Но мне не будет до этого никакого дела…». И ради этого он готов
пожертвовать человеческими жизнями! Это даже не эгоизм, это намного страшнее.
Ведь он готов не только ввергнуть свою страну в войну, но и предать её и её
союзников:
«Одно её слово - и я готов изменить моей стране,
изменить моему королю… Она попросила меня не оказывать протестантам в Ла-Рошели
поддержки, которую я обещал им, - я подчинился».
А в фильме Бэкингем - простоватый самовлюблённый
красавчик.
Когда галантерейщика Бонасье приводят к кардиналу,
то он застаёт кардинала, в отличие от ранее описанных короля и королевы, за
государственными делами: «он готовился изгнать англичан с острова Рэ и
приступить к осаде Ла-Рошели». Вообще надо сказать, что на протяжении всего
романа главные действующие лица занимаются исключительно решением своих личных
проблем. Кроме кардинала. Кардинал, похоже, единственный, кто печётся о благе
государства. И в книге нет никаких песенок про «шпионов Ришелье», это в фильме
его делают тираном.
Вернёмся к д’Артаньяну. Молодой и красивый, он
пользуется успехом у женщин и пользуется этим не самым благородным образом. Он
изменяет Констанции с миледи, изменяет миледи с её служанкой Кэтти. Конечно, в
те времена это было, видимо, в порядке вещей и не считалось предосудительным,
но д’Артаньян, ради того чтобы овладеть миледи, идёт на подлог, и даже Дюма
прямо об этом пишет: «Это письмо было прежде всего подложным, затем оно было
грубым, а с точки зрения наших современных нравов оно было просто
оскорбительным». Это уже не может быть оправдано никакими «временами».
В фильме миледи называет д’Артаньяна бесчестным
человеком, а д’Артаньян просит у неё прощения перед её казнью. Эти их слова
непонятны тем, кто не читал книгу. А в книге д’Артаньян поступает с миледи
довольно подло: он овладел ею под видом другого, точнее, приходя ночью в её
тёмную спальню, выдавал себя за её любовника. Так что у миледи были основания
называть его бесчестным. Сам Дюма осуждает его: «Его поступок с миледи очень
походил на предательство…».
По сравнению с ним кардинал выглядит весьма
достойно: заметив, что д’Артаньян смел и решителен (ценный кадр), Ришелье
предлагает ему службу. У него нет тупой жестокости, как у киношного кардинала, и
он не хочет просто убить или посадить д’Артаньяна, а переманивает его к себе:
«Я наказываю тех, которые не повинуются, а вовсе не тех, которые, подобно вам,
повинуются… слишком усердно… Что бы вы сказали о чине лейтенанта в моей гвардии
и о командовании ротой после кампании?»
Ришелье в одиночку (король - ничтожество, королева
- изменница) боролся против целого союза государств: «Стало известно о
существовании союза между Австрией, Испанией, Англией и Лотарингией. Этот союз
был направлен против Франции». А тут ещё д’Артаньян со своими
частнособственническими интересами.
Кардинал не жесток, не мстителен, не завистлив. И
ещё он смел: «Всё это не мешало кардиналу, которому даже и самые ожесточённые
его хулители никогда не отказывали в личной храбрости, совершать ночные
прогулки, чтобы передать какие-нибудь важные приказания… посоветоваться о
чём-либо с королём или встретиться для переговоров с тем из посланцев, приход
которого к нему в дом почему-либо был нежелателен». И это во время осады
Ла-Рошели, в непосредственной близости от неприятеля!
Мне могут возразить, что вероломство Ришелье
доказывается тем, что он подослал убийцу к Бэкингему. Однако замечу, что шла
война, а на войне все средства хороши. Мы ведь не обвиняем разведчиков, которые
работали в тылу врага, или снайперов, убивавших из засады вражеских солдат.
Ришелье был великодушен - он сам предложил де
Тревилю перевести д’Артаньяна в мушкетёры: «Ну так возьмите его к себе,-
предложил кардинал.- Раз эти четыре храбреца так любят друг друга, им по
справедливости надо служить вместе».
Кстати, и миледи ставит службу выше личных
интересов. Как ни хотелось ей вернуться во Францию и отомстить мушкетёрам, она
всё же уплыла в Англию исполнять поручение: «Миледи, вне себя от гнева,
металась по палубе… ей страстно хотелось броситься в море и вплавь вернуться на
берег». Однако здравый смысл взял верх: «Поэтому, когда судно проходило мимо
Лориана и Бреста, она не настаивала больше, чтобы капитан её высадил».
Ришелье воспринимал Францию как целое, а французов
- как единый народ, в отличие от своих современников. Тогда ещё жители Франции
называли себя гасконцами, нормандцами и т.п., но Ришелье имел свою точку зрения,
более прогрессивную: «Кардинал, что бы он ни говорил, отлично понимал, что
такое кровопролитие, когда французам пришлось бы сражаться против французов же,
явилось бы в политике возвращением на шестьдесят лет назад, а кардинал был для
своего времени человеком передовым, как теперь выражаются». Ришелье не
мстителен - встречая смелых, хоть и дерзких людей, он задумывается не о мести, а
о том, как склонить их на свою сторону: «Положительно необходимо, чтобы эта
четвёрка друзей перешла ко мне на службу!» - это после довольно резкого
диалога с мушкетёрами.
Ну и как на фоне Ришелье выглядят наши славные
мушкетёры? А они самосуд устроили. Наняли палача, выследили миледи и убили её,
изобразив себя судьями. Миледи, надо сказать, вполне резонно требует, чтобы они
отвели её в суд.
И даже после этого самосуда кардинал их не
наказывает. Более того, он делает д’Артаньяна лейтенантом мушкетёров и называет
своим другом: «Рошфор,- сказал кардинал,- перед вами господин д’Артаньян. Я
принимаю его в число моих друзей».
Интересно, а был ли реальный Ришелье тем жестоким
эгоистом, каким он показан в фильме? Нет. Если обратиться к истории, то мы
узнаем об этом кардинале следующее. Он «основатель Французской академии,
основатель единого государства». Его решительность подтверждается тем, что,
«будучи физически слабым и болезненным, он полжизни провёл в седле и военных
походах». Не был он и фанатиком: «Благодаря ему во Франции, в отличие от
других католических стран, не зверствовала инквизиция и не пылали костры
ведовских процессов». То, что по совету Ришелье были помилованы сдавшиеся
ла-рошельцы, исторический факт. Им даже оставили свободу вероисповедания.
Ришелье шёл впереди своей эпохи: «понятие родина, введённое первым министром
в политический обиход, было чуждо первому сословию».
Ну и в заключение нельзя не упомянуть о книге
Бушкова «Д’Артаньян - гвардеец кардинала», тем более её так усиленно
рекламировали. Эта книга - не просто зеркальное отражение романа Дюма. Да,
действительно, там все события с д’Артаньяном происходят наоборот: он поступает
на службу к Ришелье; три мушкетёра становятся его врагами и т.п. Но там он
служит не себе и не своей даме сердца, там он служит государственным интересам,
как и положено дворянину. Лично мне такой д’Артаньян более симпатичен.
И за Ришелье обидно, и восхищение д’Артаньяном
недоумение вызывает. Как выражалась подруга моей начальницы о том, кто, по её
мнению, зазнавался: «Ты посмотри, все в дерме - а он д’Артаньян!». Д’Артаньян в
нашем представлении - сама бескорыстность и благородство, а это ложное
представление. Как следствие этого - вчера примером были мушкетёры, сегодня
«Бригада». А что, та же братва, только вместо шпаг пистолеты. И девиз, как у
мушкетёров: у тех был «все за одного», у этих «отвечать за всё будем вместе». У
тех были дуэли, у этих разборки.
Сергей ПАВЛОВ
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200501/?01_7_1