ЗРИ В КОРЕНЬ
Прочитал в «Дуэли», №45(393) статью «Бойтесь
транайцев, дары приносящих» А. Юнсена. Как я понял, это отзыв на мою статью
«Истина дороже» в «Дуэли», №23(371).
Не знаю, насколько художественное произведение, тем
более фантастическое, требует к себе такого внимания, но если появились отклики,
значит, требует.
Хотелось бы возразить автору.
Как относиться к описанному явлению в произведении
Р. Шекли «Билет на планету Транай»: как к Утопии или Антиутопии - это личная
эмоциональная оценка каждого, даже несмотря на отношение к ней самого автора.
Да, сам Р. Шекли рисует её как Антиутопию. Но попробуйте себя представить на
месте героя. Шекли на этом месте неуютно, но и А. Солженицыну при И.В. Сталине,
как он пишет, тоже жилось невыносимо. Лично мне очень нравятся слова, по-моему,
митрополита Иоанна
С.-Петербургского, сказанные, правда, о православных христианах: «Христиане, как
пчёлы, должны собирать мёд со всех цветов», т.е. ценное зерно нужно искать
везде. Я не призывал строить общество по повести
Р. Шекли, а только хотел показать, что уже давно призрак бродит по Европе -
призрак ответственности власти перед народом. Как сама идея ответственности
власти для одного человека кажется бредовой, а для другого Человека родной, так
и оценка одного и того же явления будет у них различна в зависимости от их
мировоззрения.
Я не буду, как А. Юнсон, заниматься вольным
пересказом, а постараюсь больше цитировать. Еще лучше: кого она задела -
прочитал бы саму повесть, она же совсем маленькая - ссылку я давал. И как все же
признал А. Юнсон, «...вернёмся к идее об ответственности власти. Трудно было
не заметить, что в данном произведении вполне здравые мысли о пользе
подобного мероприятия просто похоронены под грудой совершенно абсурдных вещей».
Вот и читать нужно, отыскивая здравые мысли и отметая эти самые груды абсурдных
вещей. Нужно много работать, никто готового рецепта на блюдечке не поднесет, его
нужно искать, а это и есть работа.
Например, Александр Юнсон, обвиняя меня, говорит:
«…там не было нищенства просто потому, что нищие были объявлены...
государственными служащими», это, по-видимому, должно доказывать, что я
неправ, но это опять же вольный пересказ. В действительности, дословно у Р.
Шекли, это звучит так:
Он вытянул перед собой дрожащие грязные руки.
Гудмэн вытащил бумажник и протянул старику один
дигло.
- Я думал, на Транае не существует нищеты.
Насколько я слышал, правительство заботится о престарелых.
- Да, правительство заботится о них, - сказал
старик.
- Смотрите.
- Он протянул кружку. На ней была
выгравирована надпись: «Официальный государственный нищий, номер DR-43241-3».
- Вы хотите сказать, что государство
заставляет вас этим заниматься?
- Государство разрешает мне этим заниматься, -
подчеркнул старик. - Попрошайничество - государственная служба, и оно
резервируется за престарелыми и инвалидами.
- Это позор!
- Вы, верно, нездешний.
…
- Наше правительство не допускает
попрошайничества, сказал Гудмэн.
- Нет? А что делают старики? Сидят на шее своих
детей? Или ждут конца в доме для престарелых? Здесь такого не бывает,
молодой человек. На Транае каждому старику государство обеспечивает
работу, не требующую особой квалификации, хотя иметь ее неплохо.
Некоторые выбирают работу в помещении, в церквах или театрах. Других
влечет беззаботная обстановка ярмарок и гуляний. А мне нравится
работать на улице. Это позволяет бывать на солнце и свежем воздухе, много
двигаться и встречать необычных и интересных людей, как, например, вы.
- Но как можно попрошайничать?
- А что еще я могу делать?
- Не знаю. Но... посмотрите на себя! Грязный,
немытый, в засаленной одежде...
- Это моя рабочая одежда, - обиделся
государственный нищий. - Посмотрели бы вы на меня в воскресенье!
- У вас есть другая одежда?
- А как же? Да еще и симпатичная квартирка,
ложа в опере, два домашних робота и больше денег в банке, чем вам
когда-нибудь доводилось видеть. Приятно было с вами
побеседовать, молодой человек, и спасибо за ваше пожертвование.
Однако пора за работу, что я и вам советую
сделать.
Если кто-то хочет считать такого человека нищим,
пусть считает. Не помню точно, по-моему, у Ильфа и Петрова читал про такого же
нищего, который после «работы» любил посидеть в своем домике за самоваром.
Александр Юнсон пишет: «…Там нет преступности,
но грабеж считается законным промыслом и способом установления социального
равенства…». Это надо было большевикам сказать в 1917 году. С точки зрения
законов Российской империи национализация промышленности является преступлением,
а не установлением социального равенства. Нынешняя приватизация абсолютно
законна, и тот, кто захочет вернуть собственность народу, будет являться
преступником.
Александр Юнсон пишет: «…государство вообще не
занимается экономикой…». Строго говоря, нет. Вот что в повести сказано про
последнего транайского президента.
- Какая жалость, - заговорил Мелит….
Я его предупреждал против выдачи лицензии на
строительство нового космодрома.
Граждане этого не одобрят, говорил я ему. Но он
был уверен, что они хотят иметь два космодрома. Что ж, он ошибся.
И то, что концепция контролируемого износа, по
словам Александра Юнсона, противоречит индустриальному прогрессу, я, честно
говоря, не слышал. Вот то, что она идет в разрез с теорией ограниченности
природных ресурсов, у В. Пономаренко в «Проблема 2033» читал, а про
индустриальный прогресс не читал. Дайте ссылочку.
Потом Александр Юнсон прошелся по семейным
отношениям на планете: «…он женился на местной красавице. При этом не понял,
для чего на Транае принято сохранять жен в специальном поле, «разобранными» на
молекулы. А выгода была обоюдная. Муж видел жену только тогда, когда сам хотел
этого. А жена, находясь в поле, не старела, и, отбыв к годам тридцати пяти
супружеские обязанности, становилась состоятельной и совершенно свободной...
вдовой. А наш приверженец эмансипации пренебрег этим правилом. В итоге возбудил
ненависть супруги, та завела любовника, а последний едва не прибил героя.
Кстати, в полном соответствии с местными обычаями, т.к. разводов на Транае тоже
нет».
Но если посмотреть с другой стороны: у жены героя
был выбор, находиться или нет в этом самом специальном поле, а он лишил Её этого
права выбора. И то, что его потом чуть не убили, это его вина за нарушение
принципа Ответственности, но другого - мужа об интересах семьи. (Пусть и таких
извращенных интересов. А то, что у твоей жены такие интересы, сам знал, на что
шел. Думать надо.) И как можно требовать ответственности от власти, оставаясь
самому безответственным. Только осознание собственной ответственности за свою
Родину, семью, за свое дело может заставить требовать ответственности и от
государства, в том числе и с оружием в руках.
После этого Александр Юнсон долго рассуждает про
тяжёлую жизнь саперов и начальников непонятно зачем. А по-моему, с единственной
целью - очень уж не хочется за свои поступки отвечать. И не надо прикрываться
правом на добросовестную ошибку. В медицине есть главный принцип - «не навреди».
Ты должен на 100% быть уверен, что это поможет. Если врач, от которого зависит
жизнь одного человека, должен руководствоваться этим принципом, так же и
политик, от решения которого зависят жизни миллионов людей должен
руководствоваться этим принципом. И чтоб не говорил потом: «Хотели как лучше, а
получилось как всегда». Единственное назначение любого наказания - это своей
тяжестью предотвратить вероятность повторения преступления, а не перевоспитание
и раскаяние преступника. Почему врачу никто не позволяет экспериментировать над
собой, а политику экспериментировать над миллионами жизней можно. Право на
ошибку ты, конечно, имеешь, но и отвечать все равно будешь. И крайности это не
цель, а средство достижения цели.
А как наказывать: казнить или нет, посадить сразу
или через четыре года (сколько за это время можно успеть украсть и островов
раздарить, одному Богу известно) - все это темы для обсуждения.
И в конце Александр Юнсон пишет: «…в целом
читать Шекли интересно, рекомендую. А из «Билета на планету Транай» можно
сделать и полезные выводы». Я рад, что какие-то полезные выводы из «Билета
на планету Транай» сделал не только я, но и еще кто-то, вот ради этого я и
писал.
В.А. Овцын
P.S. Один мой друг снова подсел на
фантастику, а именно на С. Лукьяненко. Уговорил почитать одну книгу, по-моему
«Звезды холодные игрушки». Прочитал. Гадость. Автор не разбирается в психологии,
в одной главе описывает характер героя, а в другой тот действует совершенно
противоположно описанному характеру. Но не это главное, он описывает
общественно-политический строй на одной планете в очень негативных цветах, а я
читаю и соображаю, что же этот строй мне напоминает. Очень похоже на социализм
(плановая экономика) с сильно развитыми общинными формами (с взаимовыручкой,
круговой порукой, вниманием к каждому члену общества), примерно как в КНДР. В
принципе неплохой строй, в котором я даже согласился бы жить. Но повторюсь, он
описывается очень негативно. Надо учесть, что и Р. Шекли, и
С. Лукьяненко пишут для молодежи - потенциальных строителей нового общества, и
не исключено, что имеют социальный заказ на вымарывание в грязи заранее всех
форм правления кроме либеральной. И то, что ЦРУ США взращивало, финансировало и
рекламировало свою интеллигенцию и одновременно давило чужую, известный факт.
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200501/?01_7_3