ЕЩЕ РАЗ О ЧКАЛОВЕ

Dec 21, 2004 12:45


ЕЩЕ РАЗ О ЧКАЛОВЕ
Только факты

2 февраля 2004 г. исполнилось 100 лет со дня рождения великого русского советского лётчика-коммуниста, выходца из рабочих Валерия Павловича Чкалова (1904-1938).



Антирусские, антисоветские, антикоммунистические СМИ нашей нынешней России, конечно, не упустили случая в очередной раз крупно полгать. Ложь, в основном, касалась 2-х моментов чкаловской жизни: 1. Тюрьма и 2. Гибель. Оба момента списывались на советский, коммунистический режим и лично на Сталина.

Факты легко опровергают эту ложь.

Тюрьма

В ней В.П. Чкалов находился с 3 января по 18 января 1929 г. Между прочим, тогда она имела название «исправительный дом». За что? Вот что говорится в обвинительном заключении:

«Перелетая из Гомеля в Брянск и ведя за собой звено истребителей, Чкалов В.П. по своей инициативе снизился на малую высоту с целью тренировки своих подчинённых для выполнения бреющего полёта. Впереди показалась телеграфная линия. Чкалов В.П. по изоляторам на столбах оценил, что провода должны идти высоко над землёй. Однако он не заметил их провисания, и самолёты врезались в провода, потерпев аварию. К счастью, жертв не оказалось».

Поскольку этот случай самовольства у военного лётчика (военлёта) Чкалова был не первым, брянское командование ВВС передало на этот раз дело в суд. Вот как это оценивает в своём письме к жене Ольге Эразмовне (1901-1997) Валерий Павлович (цитата):

«Вчера был мне суд. Присудили к одному году лишения свободы. Лелюська, ради бога не сердись на меня. Будь это не Чкалов на моём месте после аварии, то не было бы ничего. Значит, я им (т.е. командованию. - А.Г.) бельмо на глазу, от которого хочется избавиться».

Можно понять минутную обиду, застившую разум незаурядного военлёта, но, как видим, советский коммунистический режим здесь совершенно не при чём.

В каких же условиях провёл «тюремный режим» (как окажется, не год, а всего 16 дней) 25-летний нарушитель воинской дисциплины, командир, ведущий звена, едва не погибший сам и не погубивший своих подчинённых? Вот цитаты из его дневника:

«Брянский исправдом.

1-й день. 3 января 1929 г.

Итак, я в тюрьме. Пришёл в 17 часов без конвоя. Поместили в белом корпусе камеры №12. В ней находятся вместе со мной ещё три человека. Комвзвода на 6 месяцев за пьянку, каптенармус (завскладом. - А.Г.) за расхищение на 1Ѕ  года и один гражданин на полтора года. Камера маленькая, но тёплая. Как пришёл, так сразу же начал читать. Ночью уснуть долго не мог. Мысль о Лелюське и Игоре (сыне 1928 г.р. - А.Г.) не давала покоя. Как-то они там в Ленинграде? Лелюська, бедная, милая, как ты переживаешь за меня! Я это чувствую и болею душой. Да, я смело могу сказать, что я неудачник в жизни и если у меня не было Лелюськи и Игоря, я бы жить не стал. Это малодушие, но это так.

2-й день. 4 января.

Встал рано, не выспался. Читал книги. Все ушли на работу. Днём спал. Проснулся, принесли обед.

3-й день. 5 января.

Встал тоже рано. Читал книгу «Коммунисты» Лебединского.

4-й день. 6 января.

Рано проснулся. Поверка. Позвали контролёром на кухню. Принимал по списку продукты и следил за правильностью раздачи. Читал книги, прочёл две книги. Был в клубе. Кинокартину смотрел «Пленники моря».

5-й день. 7 января.

Проснулся в 6 часов. Поверка. После поверки опять уснул до обеда. После обеда написал Лелюське письмо, отошлю завтра. После этого вызвали в канцелярию, работал до 10ч. вечера.

6-й день. 8 января.

Встал как и вчера. Попив чаю, пошёл на работу. Работал до 21 ч. После пошёл на радиостанцию, слушал Ленинград. Мариинский театр, передавали «Хованщину».

7-й день. 9 января.

Встал в 6 часов. До обеда работал мало, всё сидел, ничего не делая, смотрел на улицу. Купил себе 500 гр. хлеба белого. Пока читаю книгу «Современники», ав. Ольга Форш.

8-й день. 10 января.

Проснулся в 6 час. Был на работе, в 12 ч. пришёл на свидание командир 17 эскадрильи Войшицкий, принёс передачу. В 16 ч. пришли на свидание нач. штаба 17 эскадрильи Хопрынов и военком (военный комиссар. - А.Г.). Работал до 20 ч. Пошёл слушать радио, слушал трансляцию из Ленинграда. Потом слушали концерт из Колонного зала Дома Союзов (Москва) оркестра под уп. Андреева.

9-й день. 11 января.

Проснулся как всегда. Узнал, что меня хотят с канцелярской работы снять и назначить зав. клубом. Потом использовать как лектора по авиации.

10-й день. 12 января.

Встал как всегда. Пошёл на работу. Работы было много.

11-й день. 13 января.

Встал как всегда. В 12 ч. пришёл ко мне Ком. отряда М.И. Андреев. Принёс 2 письма и передачу продуктов.

12-й день. 14 января.

Встал рано. В 12 ч. Федя (брат жены. - А.Г.) пришёл, поговорили, рассказал мне, как в Ленинграде дела, успокоил, принёс посылку от Лелюськи и письма от всех. Посылка большая и имеет всё, что я так люблю.

13-й день. 15 января.

Встал в 6 ч., пошёл на работу. В 12 ч. ушёл с работы, болит живот, это, наверное, от того, что попробовал посылку от Лелюськи. В 17 ч. пришёл нач. штаба Хопрынов и лётчик Мошкин. Слушал радио из Ленинграда, хороший концерт был из Госфилармонии, профессор на скрипке играл.

14-й день. 16 января.

Встал как всегда. Вышел на работу в канцелярию. Оказывается, за 8 дней я заработал 5 руб. 83 к. (1 кг мяса тогда стоил 50 коп., буханка хлеба - 2 коп. - А.Г.) Завтра с утра работаю в архиве.

15/17 января (так в дневнике. -А.Г.).

Встал, пошёл на работу, сидел целый день, ничего не делал.

16-й день (так в дневнике.-А.Г.).

Встал как и всегда, работал в архиве, вечером сообщили, что пришла телеграмма: выпустить срочно. Телеграмма из Москвы. Ура! Я свободен».

На следующий день, 19 января к вечеру, Чкалов был в Ленинграде.

Гибель

Это произошло 15 декабря 1938 г. в Москве на Хорошевском шоссе, в 2.5 км от аэродрома (рядом с нынешним Аэровокзалом), с которого Чкалов взлетел на испытываемом самолёте.

Начну с письма военлётов Чкалова В.П. и Байдукова Г.Ф. наркому Обороны К.Е. Ворошилову 22 апреля 1937 г. (в орфографии авторов письма):

«Извините за нашу назойливость. Мы к Вам во второй раз обращаемся по вопросу о перелёте в Америку из Москвы через Северный полюс. Мы вынуждены это сделать по следующим мотивам:

1. Появились слухи о предложении Америки сделать регулярную воздушную линию через полюс (а следовательно есть предпосылки, что американцы не замедлят сделать полёт первые).

2. Другие экипажи (Леваневский*, Громов) не проявляют настойчивости.

3…; 4… (не существенны).

5. Леваневский, ставя себя абсолютным монополистом данного перелёта, держится изысканно высоко по отношению к другим. Помимо всего он по-прежнему плохого мнения о самолёте АНТ-25. Сам же на деле опирается на готовенькую американскую технику, свысока относится к нашему самолётостроению и к возможности наших машин и людей.

Все причины, вместе взятые, создают у нас крайне скверное впечатление - что люди к такому важному делу относятся с точки зрения своего высокого «Я», тем самым не давая возможности и другим, и правительству правильно оценить обстановку.

Исходя из всего сказанного, мы просим Вас, Климент Ефремович, войти в Правительство с ходатайством о разрешении нам полёта на АНТ-25 в самое ближайшее время. Нашему экипажу на подготовку к окончательному вылету нужно не более 10 дней. Лётчики-испытатели Чкалов, Байдуков. 22 апреля 1937 г.»

25 апреля Ворошилов направляет это письмо Сталину.

25 мая принимается постановление политбюро:

«Обязать т. Чкалова и весь экипаж в случае какой-нибудь неувязки и опасности в полёте сделать посадку до Сан-Франциско в одном из городов Канады или Сев. Америки».

Вот наглядная иллюстрация настойчивости характера Чкалова-патриота и профессионала, не бросающего слов на ветер (письмо сочинял и писал он). Тут же иллюстрация быстрой реакции Сталина и его отеческой заботы (постановление написано под его диктовку).

18-20 июня 1937 г. полёт был совершён (впервые в мире!), прославив советских людей и советскую авиацию.

Как же спустя 1,5 года, 15 декабря 1938 г., погиб при испытании 72-го по счёту самолёта мировой рекордсмен, опытнейший комбриг (генерал-майор), Герой Советского Союза Чкалов? И неужели эту гибель «подстроил» ему… Сталин?

Вот выдержка из приказа №070 от 4 июня 1939 г. (спустя почти 6 месяцев после гибели Чкалова - всё это время велось тщательное расследование) «О мерах по предотвращению аварийности в частях ВВС РККА», подписанного К.Е. Ворошиловым:

«Герой Советского Союза, известный всему миру своими рекордными полётами, комбриг В.П. Чкалов погиб только потому, что новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полёт в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чём Чкалов был полностью осведомлён (выделено мной. - А.Г.). Больше того, узнав от работников НКВД (выделено мной. - А.Г.) о неудовлетворительном состоянии этого самолёта, тов. Сталин лично дал указание о запрещении тов. Чкалову полётов впредь до полного устранения недостатков».

Добавлю к этой выдержке:

1. Чкалов получил (и подписал) полётный лист, где ему предписывалось:

а) летать по кругу над аэродромом;

б) соблюдать ограниченную высоту и ограниченную скорость.

2. Чкалов перед самым вылетом был предупреждён подъехавшим на автомашине сотрудником НКВД о запрещении полёта лично Сталиным.

Всё это Чкалов проигнорировал: вылетел за пределы аэродрома с недозволенной скоростью и на недозволенной высоте. Когда в воздухе отказал мотор, Чкалов увидел с высоты между жилыми домами некое подобие полосы, вроде бы удобной для посадки, спланировал на неё (до аэродрома дотянуть не было возможности). Это оказались штабеля дров общей длиной 700 м (здесь был дровяной склад). Самолёт перевернулся, Чкалов получил перелом спинных и шейных позвонков. Всё.

Обильно цитировал и скупо комментировал

Алексей ГОЛЕНКОВ

* Леваневский Сигизмунд Александрович (1902 г.р.) - Герой Советского Союза №2 (1934 г.)

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200451/?51_6_2

200451, ИСТОРИЯ, Алексей ГОЛЕНКОВ

Previous post Next post
Up