Переворот

Jan 29, 2012 19:52

ХОРОШО ПРИЙТИ С МОРОЗА
И посмотреть скучного «юного Джотто». Или даже не его. А приписываемое ему.
У Мадонны Сан Джорджо алла Коста усталый взор, а у Младенца и вовсе больной. Но как прекрасны ангелы, занавесь, и алая подушка, на коей сидит Мадонна, напоминает груди Нут.
И ПОСЛЕ ДЖОТТО
Отправились смотреть иконы. От мозаики Дмитрия Солунского из Киева невозможно оторваться, в ней столько ритмов. А в целом - статика. И впервые заметил, не без помощи Андрея Коваля, что на обратной стороне Спаса 12 века нарисованы солнце и луна очень карикатурно, из каких-то римских бань что ли или вообще с уличных граффити. А ведь крест. А ведь ангелы. И почему серафимы чернокрылые вдруг?
«В 1923 году в русской ангелологии наступил переворот», - Андрей вспомнил, смеясь, Хоружего.
ПЕРЕВОРОТ
Я почуял, что грядет Открытие. И оно пришло. В Псковском зале.
Улыбающийся такой Никола. Ясный. Без подвоха. Стали читать, что в книге написано, которую он держит. Киноварью по белому: «Евангелие от Николы». И далее текст, то ли составленный из четырех евангелистов Татьяном, то ли просто… новое евангелие.
Нас аж жаром обдало: «Стригольники? Или кто из иконописцев постарался в одиночку? Четырнадцатый век?! И неужели никто из иконоведов, парижцев, москвичей, питерцев не догадался? Не заметил?!»
У святого Георгия на щите Зодиак. У апостолов на Преображении XV века плащи то ли отражают их характер, то ли ветерок задувает Петру плащ, а Иакову и Иоанну нет. Это - заметили. А «иевангелие от Николы» - нет.
И ЭТО ЕЩЕ НЕ КОНЕЦ
Люблю альбом гознаковский «Живопись древнего Пскова», а тут иконы вживую. «Собор Пресвятой Богородицы». XIV век. А там - никакой не Псков, конечно, а Индия, Китай, Афон, германское Подунавье.
Из трех пастухов, симметрично с ангелами идущими в гору, первый - двуперстием благословляет небеса. Видимо, это Авель. Затем, Младенца в пещере, спеленутого в тугую личинку с детской головой, лижут конь-змей и розоватый быкозмей с ветвистыми рогами. В виде пляшущих дня и ночи изображены косматые шиваитские аскеты? Посмотрите сами - убедитесь. День-йог в повязке алой танцует, косматый. И ритуальным жестом кладет под ноги Богородицы алую дощечку, «подножие дня». Младенец в лоне Богоматери - «в силах», но не в медальоне. Кто бы объяснил, что это значит. Про клириков в литургических одеяниях «чина Трех Царей» не спрашиваю - об этом как раз написано довольно много. И мальчик-пастух танцует. А в Поклонении Царей один из них подносит Солнце в сосуде.
В КАФЕ
У вегетарианцев . Во-первых, дорого, во-вторых, пьем кофе и жуем сухари, а чизкейк никак не принесут. Ждем.
- Девушка, а торт будет?
- Когда отдастся, тогда сразу принесу!
Наконец принесла.
Двадцать минут они там вокруг куска торта какую-то каллиграфию медом рисовали. Так мы и не прочли, да и что там читать.
БЕЛЫЙ КУСТ
Полный воробьев. На морозе греются. Почему-то избрали именно его. Куст весь засыпан пометом, и снег тоже. Красота, как в сказке. Ни один художник так не сделает. Рядом - словно холодец, аккуратно нарубленная куча льда. Дворник был художником, на свой лад.

икона, Италия, Москва, заметки, Рождество, Россия

Previous post Next post
Up