Click to view
Итак, фильм студии «Краеведофф» «Время собирать цветы» выложен в сети Интернет, а это экран такой, что шире не бывает. Мы вообще можем теперь заявлять, что состоялась мировая премьера. И попробуйте опровергнуть!:)
Фильм снят в жанре «докудрама». Жанр модный, однако, рамки его весьма расплывчаты. По мне так и «17 мгновений весны» вполне себе докудрама ( намеренная стилизация под военную кинохронику, изобилие документальных съёмок, основан на реальных событиях). Но Татьяна Лиознова, скорее всего, со мной бы не согласилась.
А вот Галина Щерба сразу заявила:
- Я снимаю докудраму!
И сняла она свою «доку» весьма и весьма достойно. Всё, что касается постановочных эпизодов, сделано на «ять». Режиссёр понимает, что делает, актёры понимают, что хочет от них режиссёр, оператор , не побоюсь этого слова, блестяще выполняет свою задачу. Простите, но мёртвые глаза убитого солдата (кадр, с которого начинается фильм) заставили меня вспомнить великого Урусевского. Проблемы, как мне показалось, были у звукорежиссёра, и проблемы серьёзные. Но, может быть, всё дело было в аппаратуре Дома офицеров, где проходил премьерный показ.
Жестокий конфликт возник у меня со сценаристом. Когда была премьера? 2 недели назад? Вот всё это время я спорила с Олегом Ракшиным. Олег спокойно спал, гулял, ел, или совсем наоборот - нервничал, голодал и мучился бессонницей - но знать не знал, что я в это время спорю с ним до хрипоты.
Были вещи, которые позабавили. Были длиннющие пустые синхроны, которые, на мой взгляд, надо было бы беспощадно кромсать , а то и вовсе выбрасывать… Это всё мелочи и сущая ерунда.
Не это главное!
Мы сидели в зале и смотрели фильм, и мы уже знали, что накануне Путин в Париже один-одинёшенек пришёл к памятнику русским солдатам, погибшим за Францию. У них на могильных крестах так и написано «Погиб за Францию».
Ни Геля Меркель, ни этот попрыгунчик (всё никак не запомню его имени) не пришли «собирать цветы» и благодарить русских солдат. И во время торжеств, посвящённых окончанию Первой Мировой в Париже зачитывали письма солдат французских , чешских, венгерских, немецких… И ни одного русского письма. Вообще ни одного.
Я думаю, что во мне просто говорила творческая ревность. Я, конечно, сняла бы иначе. Жёстче, внятнее, максимально обнажив, а не скрывая острые углы, которые торчали там изо всех щелей.
Но это был не мой фильм. Это был фильм Олега Ракшина. Очень доброго и мягкого Олега Ракшина. И он увидел эту историю так. И вот сейчас, когда я, наконец, призналась в ревности, я смогла сказать ему «Спасибо!»
Спасибо за то, что этот фильм стал для меня началом прорыва. Я продиралась сквозь время к правде про эту Неизвестную Войну.
… «Погиб за Францию». На кой чёрт нам сдалась эта Франция! Разве для этого русские мамы рожали этих богатырей? Чтобы они полегли в чужую землю за чужой народ? Кому, зачем нужна была эта непонятная, эта чужая война?! Ведь до сих пор никто внятно не может объяснить, какие цели преследовала в ней Россия. Союзникам, естественно, очень нравилось тысячами бросать русских богатырей на немецкие окопы. Своих они берегли, а наших было не жалко.
Советская Россия вышла из этой дурной, непонятной войны.
Но Франция категорически отказалась отпускать русских солдатиков. В фильме об этом не сказано ни слова, но наши солдаты были отправлены на каторгу ( в рудлники, где их приковывали цепями) и в рабство (они бесплатно работали на французских предприятиях, фермах, прислуживали французским господам - практически, как русские, угнанные в Германию во время Второй Мировой войны). Впрочем, у них был ещё один вариант - наняться в Иностранный Легион и сложить голову за «прекрасную Францию».
Как вам сюжет? Мороз по коже! Об этом в фильме ни слова. Ни слова не сказали в фильме про то, как выдирала Россия назад своих сыновей. А это просто потрясающая история, крышесносная!
Через 2 месяца после Великой Октябрьской Социалистической Революции Советское Правительство потребовала вернуть русских солдат на Родину. И арестовало к чёртовой матери всю французскую миссию. Для убедительности.
Прекрасная Франция, которой жаль было расставаться с бесплатной рабочей силой (они об этом открыто писали вы газетах), решила потянуть время.
Тогда комиссары сказали, что расстреляют не только всю миссию, но и всех французов, которые находятся сейчас в стране. И я верю, что комиссарская рука не дрогнула бы. И прекрасная Франция тоже поверила, впечатлилась, и началось Возращение… Русских рабов отпускали несколько лет, мелкими партиями.
В фильме солдат красиво бежит навстречу красивой девочке на фоне красивых Жигулей. И всё. Без этих раздражающих деталей.
… Я всё думала про Первую Мировую, про её нелепость, про то, что сотни тысяч солдат стали потом мясом в Гражданской войне. И вдруг на днях буквально обжёг трейлер нового фильма Сергея Урсуляка «Ненастье» про Афганистан.
Господи, как повторяется история! И здесь чужая, непонятная война. И здесь солдаты возвращаются в совсем другую страну: пока они воевали там - здесь погибла их Родина. И тысячи обстрелянных, узнавших вкус крови, солдат снова стали мясом в бандитской войне…
Зачем нам сейчас вспоминать Первую Мировую? Просто интересный факт из области местного краеведения: из нашей Самары отправлялись русские солдаты в чужую землю на погибель?
Или история не закончилась, она, как мы видим, упорно повторяется, и кто-то снова мечтает повоевать русскими солдатиками, залить своего врага по горло нашей, русской кровушкой…
Говорят, Америка мечтает стравить нас с Китаем.
Нет, ребята. Собирать цветы - не время. Не закончилась наша война.
А за фильм - спасибо.
Нина Богаевская.