Недо-рецензия на докудраму

Nov 24, 2018 01:47

image Click to view


Итак, фильм студии «Краеведофф» «Время собирать цветы»  выложен  в  сети Интернет, а это экран такой, что шире  не бывает.   Мы  вообще можем  теперь заявлять, что состоялась мировая премьера.  И попробуйте опровергнуть!:)

Фильм снят в  жанре «докудрама».  Жанр модный, однако, рамки его весьма расплывчаты. По мне так и «17 мгновений весны»  вполне себе докудрама ( намеренная стилизация под военную  кинохронику, изобилие  документальных  съёмок, основан на реальных событиях).  Но Татьяна Лиознова, скорее всего, со мной бы не согласилась.

А вот Галина Щерба сразу заявила:
-  Я снимаю докудраму!
И  сняла  она свою «доку»  весьма и весьма достойно. Всё, что касается постановочных эпизодов, сделано на «ять». Режиссёр понимает, что делает, актёры понимают, что хочет от них режиссёр, оператор , не побоюсь этого слова, блестяще выполняет свою задачу.  Простите, но  мёртвые глаза убитого солдата  (кадр, с которого начинается фильм) заставили  меня вспомнить  великого Урусевского. Проблемы, как мне показалось, были у звукорежиссёра, и проблемы серьёзные.  Но, может быть, всё дело было в  аппаратуре Дома офицеров, где проходил премьерный показ.

Жестокий конфликт возник у меня со сценаристом. Когда была премьера?  2 недели назад?  Вот всё это время я спорила с Олегом Ракшиным. Олег  спокойно спал, гулял, ел, или  совсем наоборот - нервничал, голодал  и мучился бессонницей -  но знать не знал, что я  в это время спорю  с ним   до хрипоты.  
Были вещи, которые позабавили.   Были длиннющие пустые синхроны, которые, на мой взгляд,   надо было бы беспощадно кромсать , а то и вовсе выбрасывать… Это всё мелочи и сущая ерунда.
Не это главное!

Мы сидели в зале и смотрели фильм,  и мы уже знали, что накануне  Путин в Париже один-одинёшенек  пришёл к  памятнику русским солдатам, погибшим за Францию. У них на могильных крестах так и написано «Погиб за Францию».

Ни Геля Меркель, ни этот попрыгунчик (всё никак не запомню его имени)  не пришли «собирать цветы» и благодарить русских солдат. И  во время торжеств, посвящённых окончанию Первой Мировой   в Париже зачитывали письма  солдат французских , чешских, венгерских, немецких… И ни одного русского письма. Вообще ни одного.

Я думаю, что во мне просто говорила творческая ревность.  Я, конечно, сняла бы иначе.   Жёстче, внятнее, максимально обнажив, а не скрывая острые углы, которые торчали там изо всех щелей.

Но это был не мой фильм. Это был фильм Олега Ракшина. Очень доброго и мягкого Олега Ракшина.  И он увидел эту историю так.  И вот сейчас, когда я, наконец,  призналась в ревности, я смогла  сказать ему «Спасибо!»
Спасибо за то, что этот  фильм стал  для меня началом прорыва.  Я продиралась сквозь время к правде про эту Неизвестную Войну.

… «Погиб за Францию».  На кой чёрт нам сдалась эта Франция!  Разве для этого русские мамы рожали этих богатырей? Чтобы они  полегли  в чужую землю за чужой народ?  Кому, зачем нужна была эта непонятная, эта чужая война?! Ведь до сих пор никто внятно не может объяснить, какие цели преследовала в ней Россия.  Союзникам, естественно, очень нравилось  тысячами бросать  русских богатырей на немецкие окопы. Своих они берегли, а наших было не жалко.

Советская Россия вышла из этой дурной, непонятной  войны.

Но  Франция категорически отказалась отпускать русских солдатиков. В фильме об этом не сказано ни слова, но наши солдаты  были отправлены на каторгу ( в рудлники, где их приковывали цепями)  и в рабство  (они бесплатно работали на французских предприятиях, фермах, прислуживали  французским господам - практически, как русские, угнанные в Германию во время Второй Мировой войны). Впрочем, у них был ещё один вариант - наняться в Иностранный Легион и  сложить   голову за «прекрасную Францию».

Как вам  сюжет? Мороз по коже!  Об этом в фильме ни слова. Ни слова не сказали в фильме про то, как  выдирала Россия назад своих сыновей.  А это просто потрясающая история, крышесносная!

Через 2 месяца после Великой Октябрьской Социалистической Революции   Советское Правительство потребовала вернуть русских солдат на Родину.   И арестовало к чёртовой матери всю французскую миссию.   Для убедительности.
Прекрасная Франция, которой жаль было расставаться с бесплатной рабочей силой (они об этом открыто писали вы газетах), решила потянуть время.
Тогда комиссары  сказали, что расстреляют  не только всю миссию, но и всех французов, которые находятся сейчас в стране.  И я верю, что комиссарская  рука не дрогнула бы.  И прекрасная Франция тоже поверила, впечатлилась, и началось Возращение…   Русских рабов отпускали несколько лет, мелкими партиями.

В фильме  солдат  красиво бежит навстречу красивой девочке на фоне красивых Жигулей.  И всё. Без этих раздражающих деталей.

…   Я всё думала про Первую Мировую, про её нелепость,  про то, что  сотни тысяч солдат стали потом  мясом в Гражданской войне.  И вдруг  на днях  буквально обжёг трейлер нового фильма Сергея Урсуляка «Ненастье» про Афганистан.

Господи, как повторяется история! И здесь чужая, непонятная война. И здесь солдаты возвращаются в совсем другую страну: пока они воевали там - здесь погибла их Родина. И тысячи  обстрелянных, узнавших вкус крови, солдат снова стали мясом в бандитской войне…

Зачем нам сейчас вспоминать Первую Мировую? Просто интересный факт   из  области  местного краеведения: из нашей Самары отправлялись русские солдаты в чужую землю на погибель?

Или  история не закончилась, она, как мы видим, упорно повторяется, и кто-то снова  мечтает повоевать русскими солдатиками, залить  своего врага по горло нашей, русской кровушкой…
Говорят, Америка мечтает стравить нас с Китаем.

Нет, ребята. Собирать цветы - не время. Не закончилась наша война.
А за фильм - спасибо.

Нина Богаевская.
Previous post Next post
Up