Оригинал взят у
sveta_lana4 в
Время Земли, гномов, и волшебного огня. Фото
отсюда Поздняя осень - время Земли, время гномов, земных богатств и волшебного огня.Становится короче день. Все живое погружается в сон. В мир приходит темное время - время Земли. С ее подземными сокровищами - разноцветными сверкающими минералами, спрятанными кладами. Это время в разных мифологиях связывается с жителями нижнего мира: гномами, карликами, хозяевами гор, пещер...
В символе горы традиционно заложено очень много. Гора - это центр Мира и вместилище силы, жилище богов и место испытаний. Многие паломнические пути проходят именно в горах. Гора - это еще и символ храма: и как места обращения, и храма души. Те, кто живет в горе (карлики, гномы, Хозяйка Медной горы и т.д.), помогают пройти к узнаванию собственной души, помогают постичь свои внутренние возможности, побороть искушения. Не случаен в сказках мотив обретения сокровищ - в своих приключениях герой или героиня спускаются в подземный мир (в самые сокровенные уголки своего внутреннего мира, своего Храма души), преодолевают там препятствия и находят сокровища (какие-то новые внутренние качества, необходимые для сотворения явной жизни). Этот образ ищущей и обретающей души проживается в сказках «Морозко», «Белоснежка и семь гномов», «Госпожа метелица», «Хозяйка медной горы» и других.В западной (скандинавской, немецкой, английской) традиционной культуре образы гномов или черных эльфов заложены в самой структуре мира. Помните, среди девяти миров скандинавского дерева Иггдрасиль есть Мир Черных Эльфов - Свартальфхейм. Там живут существа, обладающие уникальными творческими способностями. Они - мастера: кузнецы, пивовары, рудокопы, ювелиры. Они делают предметы, обладающие волшебной силой. Именно черные эльфы или, как их еще называют, цверги, сотворили для Одина Копье познания, которым скандинавский бог по собственной воле пригвоздил себя к Древу Жизни, дабы познать себя и стать Собой.Этой метафоры, кажется, достаточно, чтобы задуматься над смысловым наполнением образа гнома...Это и волшебство таланта, и возможность стать Собой по собственной воле, и обретение своих сокровищ, приобщение к корням духовным и физическим, осознавание и поддержание процессов, происходящих в теле и в душе (как гномы знают и заботятся обо всем, что происходит в теле Земли)....Подземные жители открывают свои сокровища только тем, кто умеет с ними договариваться, помогает им по хозяйству, участвует в их жизни всей душой, а значит - обучается творить свой мир, свою жизнь, тоже всей душой. Получается, что темное время - время в которое человек учится слышать свою душу, находить свой внутренний свет и дарить его другим. Это время сопряжено с испытаниями и преодолением себя, а также с пробуждением веры в себя и Мироздание.Теперь познакомимся с хранителями света земли и света души - гномами.
Веселой жизнь тогда была.
Здесь резчик свой узор творил,
У кузнеца огонь пылал,
По наковальне молот бил.
Росли дома, росли дворцы,
Росли хлеба, росли леса.
И груды золота росли,
На них свет факелов плясал.
Неутомимый был народ!
Играли арфы под горой,
Слагались песни под луной,
Любил веселье Дьюрин род.
Песнь Гимли из “Братства Кольца”
«Гномы - в европейской средневековой мифологии, у разных народов, существа, обитающие в горах, в пещерах, под землей. Это великие мастера-кузнецы, ведающие тайнами гор. Они первыми научились добывать руду и плавить металлы.
В общем-то, это добрый и трудовой народ, но они сильно пострадали от людской алчности, потому людей недолюбливают. Они прячутся в глубоких горных пещерах, там построены ими подземные города и дворцы. Иногда они выходят на поверхность, и если встретят в горах человека - пугают его громким криком.
Гномы воюют в подземельях с горными чудовищами. Они похожи на людей, только меньше ростом, так им удобнее ходить по пещерам. Часть гномов смешалась с людьми, от них люди и получили знания о кузнечном и ювелирном мастерстве.
Гномы - жители земли и гор. В мифологии народов Европы - маленькие, человекоподобные существа, обитающие под землей, в горах или в лесу. Ростом они с ребенка, но наделены сверхъестественной силой, носят длинные бороды и живут гораздо дольше, чем люди. Гномы чрезвычайно обидчивы, вздорны и капризны. В недрах земли гномы хранят сокровища - драгоценные камни и металлы; они искусные ремесленники, могут выковывать волшебные кольца, мечи, кольчуги и другие волшебные предметы. Неотделимы от драконов. Драконы охотятся за сокровищами гномов и гномы поэтому находятся с ними в постоянной войне. Драконы и гномы неотделимы друг от друга.
Гномы - существа более древние, чем их название - оно греческое и возникло в 16 веке. Этимологи приписывают его изобретение швейцарскому алхимику Парацельсу, в чьих трудах оно появилось впервые.
"Гносис" на греческом означает "знание". Существует гипотеза, что Парацельс изобрел слово "гном" потому, что гномы знают и могут открыть человеку точное местонахождение скрытых в земле металлов. Подобно грифам эллинских и восточных поверий и германским драконам, обязанность гномов - охранять потаенные сокровища."
Первоисточник
тут.
Много информации о гномах
на этом сайте А это-статья из украинской вальдорфской газеты «Дитина», №9-10 2001 г. Автор Сергей Копыл, г.Киев.
Взято
отсюда Почему гномы?
Любая педагогика использует сказки и сказочные образы. Использовались они и в советской педагогике. Если понимать под «сказочными образами» героев не только народных сказок, но и произведения писателей, то сюда можно отнести всеми любимых Чебурашку и крокодила Гену, Винни-Пуха, Карлсона и множество других.
Очень часто этими героями становятся животные, причем они как бы заменяют человека - их одевают в человеческую одежду, они живут в домах, едят за столами и т.д. Классический пример - «Ну, погоди!» где мы не встретим людей, а лишь соответствующих им по характеру животных. Конечно, говорящих животных мы находим и в баснях, и в «волшебных» сказках, но там они никогда не заменяют людей, а служат лишь для описания некоторых качеств, свойственных человеку. Стоит прислушаться к вопросам, которые иногда задают дети: например, один маленький мальчик долго разглядывал изображение зайца-спортсмена в спортивном костюме и с лыжами в руках, а потом спросил: «А зайчик - он что, человек?» - «Конечно. Нет!» - ответил взрослый. - «А чего он лыжи взял?»
При этом нужно уточнить одну деталь: взрослые никогда не заблуждаются относительно «реальности» этих героев. Все мы прекрасно понимаем, что образы выдуманы, и их задача состоим лишь в передаче определенных внутренних свойств, в некоем намеке. К «выдуманным» образам современный человек относит не только зверей и героев народных сказок, но и персонажей типа Деда Мороза и Снегурочки. Можно рассмотреть в качестве яркого примера «утренник» в обычном детском саду. Для взрослых все, что там происходит, является просто игрой, все выдумано, и взрослые никогда не ошибаются насчет этого. Но мы знаем, что дети по существу своему воспринимают игру очень серьезно, и они склонны верить в правдивость взрослых. Нужно только внимательно понаблюдать за изумлением, которое выражается на лицах детей (не тех, что уже знают и привыкли, а тех младшеньких, что видят Деда Мороза впервые и переживают его как настоящее чудо), когда они узнают за этим «волщебным» Дедом Морозом всего лишь давно знакомого дворника. Или когда выходит Снегурочка, и ей сразу кричат: «А, это наша воспитательница!» и т.д.
Кто избежит такого опыта разочарования, наверняка столкнется с ним позже. Это неизбежно, но этот опыт может носить совершенно другое качество, если он, во-первых, приходит в надлежащем возрасте, а во-вторых, если взрослые дают понять, что за внешне нереальным образом стоит нечто невидимое и реальное.
Всем известен один из основных тезисов вальдорфской педагогики: глубина переживания ребенком образа, который рисует взрослый, зависит от того, насколько сам взрослый верит в правдивость этого образа.
Можно сильно прочувствовать следующее: все то, что предлагалось и продолжает предлагаться детям в качестве героев детских историй или мультфильмов, никогда не воспринималось взрослыми как что-то, имеющее отношение к реальности. Все это - начиная от Чебурашки и кончая Черепашками-ниндзя - лишь плоды воображения. Максимум, что можно увидеть за ними - это достаточно натянутые символы или аллегории. Несомненно, и Чебурашка может вызывать у детей глубокие чувства любви и заботы. Но совсем другого качества эти чувства достигают, если к тому же и сами образ не вымышлен, а взят из реальности.
Когда мы говорим о драконах и рыцарях, бьющихся с ними, мы на самом деле подразумеваем события, происходящие в духовном мире, когда человек борется со своими негативными сторонами.
И когда воспитатель из вальдорфского детского сада говорит о гномах, он подразумевает конкретных существ, невидимых для человеческого глаза. И дети это чувствуют - они ощущают, что воспитатель не подшучивает и не играется с ними, если говорит, что маленькие гномы живут в темной пещере или в корнях растений. Если же кто-нибудь из детей вдруг спросит, существуют ли гномы в действительности, воспитатель ответит» «да, конечно». Но это совсем не то снисходительное «да, конечно», которым отвечают обычно на вопрос о реальности Деда Мороза. Эта правдивость проникает в ребенка очень глубоко.
Тот образ гномов, который используется в детских садах, происходит во многом из древнегерманской мифологии. Славянская языческая мифология тоже изобилует указаниями на подобных существ, хотя точную аналогию гномам найти достаточно сложно. Вообще, в верованиях различных народов они имеют собственные имена и оттенки качеств. Тогда правомерен вопрос, почему же мы не используем наши, славянские образы, а берем их из германской мифологии?
Однако, необходимо помнить, что уверенность вальдорфского воспитатель в случае с гномами не является просто суеверием или данью народной традиции, поскольку основана она а данных духовной науки. Духовнонаучные исследования подтверждают существование элементарных существ (духов природы), которые не восприниаются человеческим глазом. Они разделяются на некоторое количество видов, один из которых и назван гномами. Гномы(которые наряду с сильфами, ундинами и саламандрами представляют четыре стихии - твердую, воздушную, водную и огненную), в отличие от леших, троллей, русалок, домовых и т.д. описаны духовной наукой намного более детально. Поэтому именно о них мы и говорим в вальдорфском детском саду, желая опираться не просто на традиции, а на современные исследования.
Современное славянское язычество склоняется к тому, что аналогом гномов являются лешие (можно вспомнить еще и Хозяйку Медной Горы), так же как аналогом сильфов или эльфов выступают ветра-стрибы (упоминающиеся и в «Слове о полку Игореве»), ундин - водяные, а саламандр, например, Огневушки-Поскакушки. Скорее всего, различия в восприятии одних и тех же элементарных духов исходят из внутренних особенностей того или иного народа (в том числе менталитета, нравов и лежащих в их основе духовных причин). Интересно пронаблюдать эти различия - почему германские народы говорят о гномах, эльфах, феях и т.д. как о маленьких созданиях, а славянские воспринимают их увеличенных практически до размеров человека (те же русалки, водяные, лешие). Скандинавские тролли тоже могут представать огромными. Однако, нельзя также исключать того, что речь все же идет о разных существах - количество их видов достаточно велико.
Гномы живут в твердом элементе земли, и человек с соответствующими способностями может увидеть их в шахтах и рудниках. Соприкосновение различных стихий дает возможность подобным духовных существам проявляться, и гномы воспринимаются в тех местах, где металл прилегает к камню, как некие сидящие на корточках или свернувшиеся в маленьком пространстве существа. Видимо, отсюда исходят сказания о том, что гномы занимаются добычей золота.
Они также работают с корнями растений (и именно там их настоящее место), доставляя корням минеральные вещества. Характерной особенностью их является то, что они обладают очень развитым рассудком и поразительной наблюдательностью. И гномы в каком-то смысле посмеиваются над людьми и недоумевают, почему те не могут использовать идеи так, как они. Если же еще учесть, что еще одним качеством гномов является непреодолимое стремление к свободе, то образ, рисуемый в легендах и сказках о ворчливых, угрюмых и маленьких созданиях достаточно правомерен.
Возможно, частое использование образа гномов в вальдорфских садах объясняется еще и тем качеством защищенности от внешних раздражающих влияний, которые они несут. Картина того, как в темную осеннюю пору маленькие гномы сидят перед очагом в своей пещере или домике, прекрасно отвечает образу вальдорфского детского сада, призванного оберегать маленького ребенка от холожного внешнего мира и даровать ему тепло семейного уюта. Да и сами дети так похожи на гномов…
Качество «правдивости», присущее вальдорфской педагогике, мы находим во всем, как, например, в использовании настоящих, природных материалов, так и в использовании настоящих образов, имеющих отношение к реальности. Нужно только помнить, что под «реальностью» мы подразумеваем не только физический мир.
Если случится минутка, поразмышляйте, а?
Сказки и правда о гномах и их жизни - в следующем посте...