Мне повезло оказаться свидетелем выступлений Елены Фроловой во время этой её поездки во Францию. И так как рассказов об этом турне пока не прозвучало, а поделиться, по моему, есть чем, то вот, делюсь.
· НЛО Пушкин шоу - (неопознанный литературный объект)
11 марта 2005 года я шёл в театр в парижский пригород Бобиньи.
Театр известный своим экспериментаторством и авангардизмом.
Такой бунтаРРРРский ! И расположен-то он на бульваре Ленина, дом один.
Театр известный своей пристрастностью к России.
Ибо директор театра когда-то был атташе по культуре во французском посольстве в Москве и в этом здании гастролировали труппы Льва Додина, Петра Фоменко... Игрались французские спектакли по Булгакову, Чехову, Толстому... Громадный зал, на 900 мест. Забегая вперёд, скажу, что зал был переполнен оба дня этого действа (11-12/03/05).
Шёл я, собственно говоря, сам не зная на что. И никто не знал. И в этом был некий новый стиль театрального промоушена. А реклама была сделана широкая. Реклама чего ? Спектакля «Пушкин». Вот всё. А дальше просто следовали имена участников, из которых два имени - русские : Елена Фролова и Виктор Пономарёв. Нерусские имена - Бонга, Дэвид Мюррэй.... - известные джазовые и попсовые певцы и музыканты из Европы, Америки и Африки. Согласитесь, что всё это звучало как-то загадочно.
Пока люди рассаживались, в течение получаса перед началом на экран перед сценой проецировали видепролог : некий афро-француз, в шапке ушанке и меховой шубе, с горящим взором и с характерным акцентом рассказывал (и очень складно, выстроенно) биографию АСа Пушкина, историю Ибрагима Ганнибала да и всей России 18-19 веков, рассказывал о взаимоотношениях поэта с царём. Из этого рассказа мы понимали, что Пушкина власти преследовали из-за рассистских соображений, и что такой поэт мог появиться только благодаря слиянию северного и южного темпераментов... На лицах зрителей постепенно проступали все возможные степени согласия с услышанным - от «Ну конечно ! Тут всё логично !» до наоборот.
Начался концерт. Представьте себе :
- левую часть сцены занимает небольшой струнный оркестр (10 инструментов-скрипки, альты, виолончели) с очень темпераментным дирижёром любящим потанцевать ;
- правую часть - потрясающий джаззбанд : сакс, гитара, ударник, пиано ;
- в центре авансцены - великолепный лысый джазовый баритон ;
- рядом - Бонга, поп звезда из Анголы, чернокожий вариант мефистофеля в розовом костюме ;
- рядом - Салли Ньоло - джаззово-этническая дива из какой-то другой африканской страны ;
- рядом - наша, русская в доску любимая Елена Фролова с «народными» красками в голосе ;
- сзади - тоже наш Виктор Пономарёв, актёр и единственный не музыконт на сцене - читает в микрофон стихи Пушкина «наотмашь» как Высоцкий пел своих «коней» и «волков» ;
- а на заднике - на фр.языке показываются тексты исполняемых стихов великого русского поэта.
И представьте, что это всё звучит одновременно. Весь зал от такого невиданного зрелища вздрогнул будто «вдруг проснулся». Всё это было очень, ОЧЕНЬ странно, но ОЧЕНЬ уж и здорово ! Здорово, потому что ты всё же понимаешь, что звучит что-то несовместимое но оно работает. Работает ! И раздвигает рамки представлений. Да и с чисто музыкальной точки зрения все исполнители были на топ уровне. Но... однако и странно и жаль, что образ солнца российской словесности оказался представлен как «наш [т.е. их] чернокожий собрат, который здорово раскрутился у них там на Севере». Каждый из описанных участников представил по 2-3 сольных номера, и все вместе - номера 4-5. Лена спела 2 народные песни - под гусли колыбельную "На улице дождик" и а капелла "Славушка ж да худая" про украденный платочек, где ей подпевал, вернее, как бы сочувственно вздыхал в ритм под ленины жалобные причитания Витя, а в самом конце этой песни подключились один за одним все остальные музыканты и это всё переросло в произведение Дэвида по стихам Пушкина: "Любви, надежды, тихой славы, Не долго нежил нас обман"... Там Виктор уже рычал, а Лена как ТУ-154 кричала про то как "Пока надеждою горим, пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы" - и всё это под джазово-скрипичный оркестр... И так это было пронзительно и самозабвенно ! Как жаль, что Вас, дорогой читатель, не было с нами !
Учитывая, что Лена и Виталий были не только единственными русскими, но и единственными светлокожими участниками концерта, народ пришедший подзарядится африканским темпераментом воспринял этих послов северной культуры с искренним удивлением и восхищением. После этих концертов в «общеобразовательной» прессе подробной критики не было, она были наверняка в специализированных изданиях. Прозвучало лишь несколько восхищённых голосов об организаторе - саксофонисте Дэвиде Мюррэй - никак мол этот крутой пацан не остановится, всё мол чего-нибудь отчебучит, неугомоннай. Сама Лена окрестила это неординарное событие «Пушкин-шоу» и призналась : « Даже мне сложно как-то однозначно отнестись ко всему этому. Я еще не знаю, как относиться - просто удивляюсь. Может быть, это единственное правильное отношение.»
Лена уже как-то описывала как ей делали предложение учавствовать в этом проекте. Её рассказ находится
здесь.
Театр Даниэль-Сорано (предместье Винсенн) - 18/03/05
Неделю спустя состоялся концерт в «Театре Даниэль-Сорано» в восточном предместье Винсенн. Люди знакомые с творчеством Лены стали реагировать сразу как только появилась реклама - звонили и приезжали из отдалённых городов разных провинций. Приезжали из Реймса и Орлеана специально "на Фролову". Так как этой весной у Лены вышло три диска - один во Франции по Цветаевой и в России - «Путешествие в Рай» и коллективный по Мандельштаму - концерт был составлен из песен этих трёх альбомов. Целый месяц до меня потом доходили невероятные, потрясённые впечатления о том концерте, и не только от русских !
Честно говоря, этот вечер мог бы стать хрестоматийным пособием для специалистов по необъяснимым природным явлениям, противоборствам различных энергий и т.п. Я наверное никогда раньше не сталкивался с таким количеством совпадений и поводов к суевериям. Упомяну лишь о двух из них, хотя их было гораздо больше.
· В ста метрах от театра Сорано находится другой концертный зал, в котором в одно время с концертом Лены проходил концерт Бонга, одного из участников «Пушкин-шоу».
· За пол-часа до концерта в Сорано, в здании сломалась касса, два принтера на разных этажах отказались делать свою работу и четыре неповинных человека застряли в лифте на полтора часа.
Из-за этих технических проблем, пришлось заканчивать подготовку к концерту во время самого концерта. Всё вместе это создавало какой-то натиск ночного дозора на дневной. Своим искусством Лена смогла его с честью преодолеть и довести атмосферу вечера до тонкого и возвышенного градуса.
Потом (21/03/05) был концерт в русском культурном центре - это оффициальное заведение дипломатического статуса, туда приходят люди целенаправленно интересующиеся русской культурой и русским языком. Всегда много наших. Ещё в совсем недавнюю эпоху русские места в Париже были либо белогвардейские, либо советские. Они не посещались одними и теми же людьми. Это были два параллельных русских мира в нерусском городе. Времена изменились, но это логово советско-французской дружбы до сих пор, к сожалению, продолжает напоминать детство. Ведь центр-то «культурный», а он в таком состоянии, как будто существует на самом деле для чего-то другого... Так и кажется, что увидишь где-нибудь кровью нацарапанную надпись «здесь был Юстас». Не смотря на устойчивую советскую атмосферу в этих неотремонтированных стенах, был очень удачный сольный концерт с презентацией диска Елены Фроловой по стихам Цветаевой.
Аббатство Руайомон 24/03/05
Ещё одним запоминающимся событием стал литературно-музыкальный и очень «салонный» вечер в небольшом кругу в старинном аббатстве Руайомон километрах в 40 от Парижа.*
Живописнейшее аббатство 13 века, с парком, прудиком и рвом вокруг - красота. Витражи, гулкие залы, сводчатые потолки - всё как полагается. Там сейчас распологается частный фонд финансирующий творческие лабаратории (каждая от 1 до 6 недель) по развитию техники литературных переводов, поиску новых форм в музыке, хореографии, литературе и т.д. и т.п. Управляющий этим фондом - поклонник Светланы Алексиевич и Елены Фроловой - не мог не организовать в их честь обаятельный салонный вечер, в котором, в дружественной и непринуждённой обстановке кроме Лены выступили удивительные артисты. Сначала один молодой французский поэт читал свои стихи в стиле «слам». Оказывается «слам» - модное сейчас в Америке течение ритмического чтения поэзии. Это тексты, которые пишут прежде всего для восприятия на слух, а не для чтения. Тут скрываются, оказывается, залежи неиспользуемых форм экспрессии. А после Лены выступил удивительный дуэт жонглёра с барабанщиком. Один лупил по ударной установке всем чем ни попадя, другой - всем чем ни попадя жонглировал. Шикарный виртуозный номер минут на 20 с искромётным юмором. А потом было вкусное вино.
К этому надо ещё добавить, что в те дни в Париже проходил ежегодный книжный салон и в этом году он был посвящён России. Чета Захаренковых там представляла издательство "Вита-Нова", присутствовало огромное количество современных российских литераторов, было много интересных встреч, дискуссий и открытий.
Вот такая интересная поездка в Париж состоялась у Лены Фроловой в марте 2005 г.
Олимпия...
фотограф : Алексей Захаренков
Вот ссылка для желающих заказать по почте французский диск "Елена Фролова поёт Марину Цветаеву". Так как сайт французский, это проще будет сделать людям живущим в ЕС.
http://www.fnac.com/Shelf/article.asp?PRID=1637995&OrderInSession=1&Mn=2&SID=f4d62796-ce25-b470-a6dd-d5ca4133cf4f&TTL=190420051254&Origin=FnacFR&Ra=-28&To=0&Nu=1&UID=1F3FAB318-4BE4-3DB6-BA8B-6068BB507C17&Fr=3