Братья Лимбурги
Великолепный Часослов герцога Беррийского, 1410-е - 1490-е
Très Riches Heures du Duc de Berry
велень , гуашь, акварель, позолота.
Музей Конде, Шантийи
«Великолепный часослов герцога Беррийского» («Très Riches Heures du Duc de Berry») - самая известная иллюстрированная рукопись XV в., начатая миниатюристами братьями Лимбургами в 1410-х гг.
Страница 195
Представляет собой роскошно иллюминированный часослов, выполненный по заказу Жана, герцога Беррийского. Содержит 206 листов (412 стр.) размером 29×21 см, 66 из них - иллюстрации целиком во всю полосу, 65 - маленькие. Несмотря на свой небольшой размер, эти миниатюры являются одним из самых значимых памятников интернациональной готики.
Страница 100
Основная часть манускрипта была создана где-то между 1412 и 1416 гг. братьями Лимбург - Полем, Жаном и Эрманом, по заказу их патрона. Сам текст, заглавные буквицы, маргинальные декорации и позолота, скорее всего, выполнены другими специалистами, имена которых по большей части не сохранились. Братья Лимбурги оставили книгу незаконченной, потому что они, как и их заказчик герцог, скончались в 1416 г. - от чумы или на войне. Из 129 миниатюр рукописи при братьях Лимбургах выполнено 65. Именно этим годом датируется первое упоминание манускрипта в источниках (в инвентарях герцога Беррийского, как «незаконченный»).
Страница 108
Эстафета была подхвачена Рене Добрым, герцогом Лотарингским, который покровительствовал искусствам и сам даже был художником-любителем. При его дворе в 1440-х гг. над этим манускриптом трудился неизвестный мастер, т. н. «Мастер Теней» (предположительно Бартоломей ван Эйк). Между 1485 и 1489 Карл I, герцог Савойский нанял для окончания работ Жана Коломба (Jean Colombe). Таким образом, создание манускрипта (с перерывами) заняло около 80 лет.
Страница 142 Христос в Гефсиманском саду
В первую четверть XVI в. Часослов попал во Фландрию, где с цикла «Времен года» были сделаны копии. Затем до XIX в. его следы теряются, в итоге он появился в Италии, где был продан семьей Спинола Жану-Батисту Серра, а затем оказался у барона Феликса Маргерита. Он был приобретен у последнего в 1855 г. герцогом Омальским (1822-1897), четвёртым сыном короля Луи-Филиппа, и затем вместе со всей его коллекцией и замком Шантийи передан им в дар французскому государству (сейчас - Музей Конде). Современный переплёт в красный сафьян - поздний.
Страница 158
«Великолепный часослов» является памятником искусства уходящей Осени Средневековья и знаком грядущего ренессансного мироощущения. Признаки Раннего Северного Возрождения в данной работе: новое отношение к окружающему миру, внимательность к передаче конкретных жизненных деталей, костюма, быта, а также отображение всех компонентов в их взаимосвязи, работа с пространственной средой, перспективой, объемным построением, грамотная анатомия, попытка изображения реальных ландшафтов, отказ от орнаментальных фонов.
Наиболее прославленные изображения Часослова - цикл «Времена года» из 12 миниатюр с изображением месяцев.
Часословы часто содержали календарь, но иллюстрации цикла «Времена года» в данном манускрипте оказались новаторскими с точки зрения своей направленности, тематики, избранных тем для изображения, композиции, а также художественного и технического исполнения.
Большинство из этих иллюстраций изображает на заднем плане какой-нибудь из замков герцога Беррийского, а на первом - множество деталей, атрибутов и обычных занятий на данное время года, начиная от парадного обеда герцога и заканчивая дрессированными свиньями, ищущими жёлуди. Каждая иллюстрация увенчивается соответствующей небесной полусферой, на которой изображена солнечная колесница, знаки зодиака и его градусы, а также количество дней в месяце и буквенные обозначения юлианского лунного календаря.
Январь
Куртуазный мастер
Обмен подарками при дворе герцога Беррийского. Он сидит во главе стола в синей одежде. В толпе - предполагаемые автопортреты Лимбургов (двое в красных тюрбанах и перед ними один в белом). В небесах Козерог и Водолей. Единственная миниатюра из всего цикла в интерьере.
Февраль
Рустикальный мастер
Рубка дров, интерьер сельского дома. Пейзаж - не идентифицируется.
Март
Куртуазный мастер (ландшафт) и Мастер Теней (фигуры)
Пахота, сев, обработка виноградника. Место - замок Лузиньян в Пуату. На перекрестке дорог стоит памятник Монжуа (Montjoie), над башней летает фея Мелюзина в виде дракона, покровительница рода Лузиньянов.
Апрель
Куртуазный мастер
Пара молодоженов меняется кольцами в саду, в присутствии семьи и друзей. Предположительно изображение обручения внучки герцога Бонны д’Арманьяк и Шарля Орлеанского. Дамы рвут цветы для новобрачных. Место - замок Дурдан (Dourdan), владение герцога.
Май
Куртуазный мастер
Празднование первого майского дня. Процессия отправляется в лес, чтобы набрать ветвей и цветов. Место - замок Риом (Riom), столица Оверни, владение герцога (?) или же Королевский дворец (Palais de la Cité, ныне Дворец правосудия), Париж, с виднеющимися башнями Консьержери, Тур д’Орлож, Шатле (Châtelet)
Июнь
Рустикальный мастер
Сенокос. Место - Париж, луг на островке Жюиф, рядом с Сите (теперь насыпь Нового Моста), видны замок Консьержери, Сен-Шапель.
Июль
Рустикальный мастер
Жатва и стрижка овец. Место - замок де Клэ (Clain) в Пуату, владение герцога.
Август
Куртуазный мастер
Соколиная охота, купание. Место - замок Этамп (Etampes), владение герцога.
Сентябрь
Рустикальный мастер (?) - ландшафт, и Мастер Теней (или Ж. Коломб) - фигуры
Сбор винограда. Место - замок Сомюр около Анжера, владение герцога.
Октябрь
Мастер Теней
Сев озимых. Место - поле напротив замка Лувр, (теперь набережная Малаке). Вид от Отеля Нель (Hôtel de Nesle), парижской резиденции герцога.
Ноябрь
Жан Коломб, тимпан с зодиакальными символами - братья Лимбурги
Поиск желудей. Пейзаж - вымышленный, вероятно, вдохновлен видами Савойи, где работал художник.
Декабрь
Мастер Теней
Охота. Место - дубовая роща вокруг Венсенского замка, владение герцога.
Кроме того, Поньон выделяет и «Благочестивого мастера», выполнившего множество религиозных сцен в оставшейся части книги в тот период, когда над ней работали Лимбурги.