Keith Jarrett

Mar 29, 2010 10:37

Наконец-то закончила перевод статьи!

 Начало жизненного и творческого пути.
Кейт (Кит) Джарретт родился 8 мая 1945 в США, Аллентаун. Уже в 3 года он начинает заниматься фортепиано, проявляя себя не только как талантливый пианист, но и как композитор. В 6 лет Кейт дает полноценный концерт, завершая его двумя композициями собственного сочинения. В преддверии поступления в школу, мальчик проходит вступительные тесты на IQ, которые показывают, что его интеллектуальный уровень характеризуется шкалой «гений». Кейт идет учиться сразу в третий класс.
В возрасте 9-12 лет Кейт выступает на сцене как профессиональный пианист. В то время он исполняет только академические произведения.
В подростковом возрасте Кейт начинает интересоваться джазом, а юношеский максимализм проявляется в стремлении научиться играть на всех инструментах, которые только попадаются под руку (это саксофон, ударные, гитара, маримба, ксилофон и др., причем на некоторых инструментах, например, саксофоне, он достигает значительных результатов).
После школы Кейт поступает в Бостонское отделение Беркли, учится и подрабатывает джазовым пианистом в клубах, а уже через год уезжает в Нью-Йорк, где начинается его серьезная карьера. Арт Блэйки нанимает его в Jazz Messengers, спустя 4 месяца Кейт Джарретт уже меняет его на очень популярный в то время Charles Lloyd Quartet, где он знакомится с басистом Джэком ДеДжонетом, который становится его единомышленником и партнером на долгие годы.
Параллельно с альбомами Charles Lloyd Quartet Джарретт начинает записывать сольные альбомы, в которых ему аккомпанируют Чарли Хэйден и Пол Моушн.
Вскоре Charles Lloyd Quartet прекращает своё существование, и Кейт продолжает работу в трио, которая нравится ему настолько сильно, что он отвергает поступившее предложение влиятельного Майлза Дэвиса присоединиться к его команде. После повторных предложений Кейт все-таки соглашается и становится вторым клавишником - вторым после Чика Кореи.
В это время Дэвис разрабатывал и продвигал новый стиль - смесь авангарда, фьюжна и джаз-рока. Большинство слушателей - да и некоторые из участников бэнда - абсолютно не понимали эту музыку, но это не помешало коллективу стать таким популярным, каким не был ни один из предыдущих или последующих бэндов Дэвиса.

Фронтмен и сольный исполнитель.
Начиная с ранних 70х, Джарретт начинает работать в качестве фронтмена. Дискография свидетельствует, что в эти годы он очень активно работает:
1971 Expectations
1971 Keith Jarret and Gary Burton
1971 Facing You
1971 The Mourning of a Star Atlantic
1971 Birth Atlantic
1971 ECM Works ECM
1972 Ruta and Daitya ECM
1973 In the Light ECM
1973 Solo Concerts: Bremen and Lausanne ECM
1973 Fort Yawuh Impulse!
1974 Backhand Impulse!
1974 Belonging ECM
1974 Luminessence ECM
1974 Personal Mountains ECM
1974 Treasure Island MCA
1975 Mysteries ABC/Impulse
1975 Shades Impulse!
1975 Arbour Zena ECM
1975 Death and the Flower GRP
1975 The Koln Concert [live] ECM
1976 Eyes of the Heart ECM
1976 Hymns / Spheres ECM
1976 Spheres ECM
1976 Staircase ECM
1976 The Survivor's Suite ECM
1976 El Juicio Atlantic
1977 Byablue ABC/Impulse
1977 Ritual ECM
1977 Bop-Be Impulse!
1977 My Song ECM
1977 Silence GRP

В 1971 он сотрудничает со студией звукозаписи Columbia Records, но затем она неожиданно разрывает с ним контракт в пользу Хэрби Хэнкока. Естественно, Дж аррет невероятно расстроен произошедшим, но очень скоро он знакомится с продюсером Манфредом Эйшером (который только-только создал лейбл ECM), и начинается самый плодотворный период в творчестве Кейта. Эйшер во всем поддерживал пианиста, предоставляя ему любые инструменты, которые требовались Джаррету, любое оборудование, лицензии и т.д. - в общем, создавал максимально комфортные условия для работы Кейта. Результат превзошел все ожидания - 18 альбомов за 6 лет, большинство из которых имели оглушительный успех среди слушателей и, соответственно, принесли Эйшеру серьезную прибыль, а его лейблу - серьезную известность.
В 1973 году Джаррет начал регулярно давать сольные концерты. Сольная программа джазового пианиста выглядела тогда как исполнение эвергринов с импровизациями на них, но Кейт отошел от традиционного представления и стал исполнять полностью импровизационную программу - ни одна нота не готовилась заранее, музыка рождалась прямиком в тот момент, когда он садился за рояль. Первые же концерты оказались столь выдающимися, что трудно было поверить, что Джаррет действительно импровизирует в реальном времени. Но это было так.
В это же время он выпускает еще один знаковый альбом - трехчастный сольный сэт в городе Лозанна (Швейцария) и Бремен (Германия). Выпуск тройного альбома с чистой фортепианной импровизацией и уверенность в том, что люди будут покупать его, казались тогда непостижимой самонадеянностью - однако альбом действительно неплохо разошелся и продается по сей день.
В 1976 году он закрепляет успех своего тройного альбома серией концертов в Японии. Они вышли настолько удачными, что Манфред Эйшер принял решение выпустить 10 виниловых пластинок с этими записями под названием «The Sun Bear Concert». Пластинки продавались только в комплекте и стоили 75$.
Самым продаваемым альбомом Джаррета стал «Köln Concert» - и единственным импровизационным концертом, на письменную транскрипцию которого Кейт дал согласие.
В 1974 году в музыкальной карьере Джаррета начинается новый этап: он начинает сотрудничать с очень самобытным норвежским саксофонистом Яном Гарбареком (Jan Garbarek), контрабасистом Пал Даниельсоном (Palle Danielsson) и ударником Джоном Кристенсеном (Jon Christensen).

Академическая музыка в жизни К.Джаррета
Несмотря на активную работу в качестве джазового пианиста, Кейт никогда не переставал любить академическую музыку. В начале сотрудничества с Эйшером он выпустил двойной альбом «In the Light», который включил в себя фугу для клавесина, квинтет для духовой секции, струнный квартет, несколько других камерных произведений, а также композицию для гитары и струнных, которую записал Ральф Таунер под руководством Джаррета.
Кейт говорил в своих интервью, что он никогда не практикуется в джазовой импровизации, когда занимается: вместо этого он работает над произведениями Баха, Бетховена и других классиков.
С 1976 года Джаррет снова «вернулся» в академическую музыку: он не выступал в качестве академического пианиста с подросткового возраста и решил возобновить практику таких концертов. Они стали проходить регулярно. В числе первых произведений были написанный Лу Харрисоном (Lou Harrison) специально для Кейта концерт для фортепиано и оркестра, сложные произведения Стравинского, Концерт Самуэля Барбэра, произведения Моцарта. Позже он записал 2 тома ХТК Баха (первый том на фортепиано, второй - на клавесине), вариации Гольдберга и 24 прелюдии и фуги Шостаковича. Концерты проходили один за другим.
Все шло гладко до 1985 года, когда у Кейта начался серьезный творческий кризис. Несмотря на то, что он любил играть классическую музыку и получал только высшие оценки критиков за свое исполнение, он чувствовал, что больше не может быть частью мира академических музыкантов: казалось, что они говорят только о «нотах» и никогда - о музыке.
Вскоре он выступил в Alice Tully Hall в Линкольн-Центре. Концерт вышел как обычно удачным, Кейт чувствовал себя комфортно и ему нравилась музыка, исходящая от него в тот вечер. Однако на следующее утро он был ошарашен негативными отзывами критиков Нью-Йоркских газет - это был настоящий удар для Джарретта. Около двух недель он отходил от этого события, ничего не предпринимая. По прошествии этого времени он принял два решения: никогда больше не выступать с классической музыкой и … взять пакистанскую флейту и поехать с ней в студию. Это вылилось в то, что около месяца он провел в студии за игрой на блок-флейте, таблах, пакистанской флейте, перкуссии, металлофоне, тенор-саксофоне, гитаре и даже крошечном пианино. В результате он записал 26 коротких произведений, схожих по звучанию с этнической музыкой. Этот месяц, проведенный Джарреттом в компании инструментов, стал для него настоящим (и может быть, единственным эффективным) лекарством от депрессии. Эти записи были настолько важны для Кейта, что он не стал отправлять их Эйшеру по почте (как он делал со всеми другими своими работами), а полетел в Германию сам. Он не выпускал записи из рук ни на минуту, пока самолет вез его к Эйшеру. Продюсер сделал все, что мог, и в результате был издан альбом «Spirits».

Записи на непрофильных инструментах.
Помимо фортепиано Джарретт играет на электро-органе, органе, клавесине, сопрано-саксофоне, ударных, гитаре, трубе, перкуссии, этнических дудках, маримбе и понемногу на остальных музыкальных инструментах.
В 1976 году Кейт специально едет в Оттоберенское Аббатство в Германии, чтобы сделать запись на их исключительном органе. За несколько часов он записывает двойной альбом, названный Hymns Spheres. Через некоторое время он записывает еще один двойной альбом Invocations / The Moth and the Flame, в котором играет на органе и сопрано-саксофоне. В 1986 он записывает двойной альбом на клавесине - одна из любимейших работ самого Джарретта - Book of Ways.
Отдельно следует отметить, что Кейт никогда не любил играть на электронных инструментах, не интересовался компьютерными программными продуктами и технологией MIDI, предпочитая им живой звук акустических инструментов.

Болезнь
В 1996 году Джарретт прерывает концертную деятельность в связи с серьезным заболеванием. Долгое время об этой загадочной болезни ничего не было известно - естественно, это породило самые невероятные слухи среди фанатов пианиста. В конце концов, менеджер Кейта Стив Клауд рассказал, что в организм Джарретта попала паразитическая бактерия, которая вызывает синдром хронической усталости и быстрой утомляемости. Лечение заболевания оказалось сложной задачей: антибиотики убивали бактерии в крови, но не могли «добраться» до бактерий, проникших в мышцы и органы. Когда бактерий становилось много, они вызывали симптомы, похожие на грипп.
Несмотря на тяжелое состояние здоровье, Джаррет записал за время отсутствия на сцене несколько альбомов: фортепианные концерты Моцарта, сольный альбом La Scala и очень проникновенный The Melody At Night With You.
После 2-летнего перерыва еще не до конца выздоровевший Джарретт возобновил концертную деятельность с the Standards Trio, начав с города Кэмден, Нью Джерси. Кейт выступает по сей день, но старается дозировать выступления, чтобы не спровоцировать развитие болезни.

Бесспорно, Кейт Джарретт - один из величайших импровизаторов в истории джаза. В течение одного его концерта можно услышать элементы стиля госпел, мелодичные баллады, политональный неоклассицизм, берущий за душу романтизм, минимализм, остинатные фигуры, которые могут длиться до 15 минут, рок-н-ролл, аритмичную и атональную музыку, игру на струнах рояля и, конечно, впечатляющую виртуозность пианиста. Он часто сопровождает свои джазовые выступления какими-то стонами, напевами и бурными телодвижениями, которые нешуточно раздражают некоторых слушателей. Что интересно, во время исполнения классики, Кейт не позволяет себе таких «вольностей».
Джарретт всю жизнь был академическим музыкантом и одновременно переиграл все формы джаза от коктельного фортепиано до мейнстрима, от хард-бопа до аванграда. Он был пионером джаз-рока и фьюжн и считается основателем стиля нью эйдж.
Все, что Кейт Джарретт делал в музыке, он делал с полной самоотдачей и ответственностью. Он любит музыку, и это слышно в каждой записи, в каждом звуке, исходящем из-под его пальцев.

музыка, люблю

Previous post Next post
Up