Лучшее, на что мог рассчитывать молодой еврейский интеллектуал в университетском мире, - это место приват-доцента, опять-таки потому, что оно не было государственной должностью.
В 1909-1910 годах в университетах Германии почти 12% рядовых преподавателей были иудеями, а еще 7% - евреями, обратившимися в христианство (Getaufte). А ведь в то время евреи составляли около 1% населения Германии.
Можно предположить, что преподаватели-евреи были людьми чрезвычайно одаренными, поскольку им приходилось держать экзамен на присвоение степени venia legendi перед предвзято настроенными экзаменаторами. Но даже когда еврей преодолевал это препятствие, ему все равно было чрезвычайно трудно приобрести ранг государственного служащего, получив звание адъюнкт-профессора или ординарного профессора. Сложность заключалась в том, что для такого карьерного роста преподавателю-еврею необходима была рекомендация профессора-нееврея; тут-то и проявлялись предрассудки. В 1909-1910 годах среди ординарных профессоров в немецких университетах было менее 3% иудеев и еще 4% крещеных евреев. Протестанты и католики занимали 93% ординарных профессорских должностей, при том что среди приват-доцентов их было около 80%. В Берлинском университете, самом большом и престижном в Германии, в 1909-1910 годах не было ни одного ординарного профессора - еврея. Георг Зиммель, один из самых блестящих и плодовитых немецких социологов и философов того времени, получил место ординарного профессора в Страсбурге только в 1914 году, за четыре года до смерти - он скончался в возрасте 60 лет (*прим. - он был сыном крещеных евреев). Эрнст Кассирер - пожалуй, крупнейший философ критического крыла неокантианской школы и тоже, как и Зиммель, еврей - сумел пройти экзамен venia legendi только благодаря личному вмешательству Дильтея, а место профессора, причем в новом и передовом, подчеркнуто урбанистическом Гамбургском университете, получил лишь в 1919 году, когда ему было 45 лет.