К моменту, когда меня допустили к полетам с вершины склона, техника поворотов уже была отработана довольно основательно, еще при полетах со ступеньки. Поэтому первый полет с вершины был не столько сложным технически, сколько страшным. С 15 метров перескочить сразу на 65 - да там просто бездна подо мной разверзлась! Полетное задание предусматривало первый поворот на 90 градусов, когда подо мной будет дорога вдоль подошвы горы, полет вдоль склона и второй поворот на прежний курс на траверзе ступеньки. Давно выработаный рефлекс, что мы летим, пока есть скорость, получил чрезвычайные полномочия и орал так, что ручка управления была все время где-то в районе пупа. Борьба с кренами (а слегка побалтывало) тоже получилась очень энергичной, и по тем же причинам. Так что, хотя первый поворот был сделан вовремя, второй поворот я почти проспал, будучи увлечен борьбой с аппаратом. "Ух ты, уже ступенька, поворот на посадочный!".
Пока летал со ступеньки (15 метров), переход наверх почему-то виделся как некий "конец истории". Казалось, что доля просто удовольствия от полета станет больше, а напряжения в каждом полете, когда в десяток секунд надо втиснуть столько работы, что только успевай разгребать, поменьше.
Второй полет эту иллюзию окончательно развеял, потому что Виталик, не откладывая в долгий ящик, сразу предложил учиться делать координированые повороты. На ступеньке высоты и времени совсем немного, поэтому повороты отрабатывались упрощенные - одним движением заваливаешь аппарат в крен, и он поворачивает. Правда и скользит на крыло в сторону крена, быстро теряя высоту. В координированом повороте скольжению противостоит центробежная сила, но чтобы это получилось, управлять аппаратом приходится уже в двух каналах, не только по крену, но и по тангажу. И при этом выдавать ручку не больше, чем необходимо, иначе тоже завалишься - в штопор.
Теперь для поворота надо было "прижать, откренить, выдать". И с этого момента все опять усложнилось. Я уже не говорю про западный склон, где тесно - только успевай вертеться. Но и на востоке было ненамного лучше.
Стартовал, лечу, черт, что же дальше-то делать? Уже над дорогой, надо поворачивать, а как?! Откренил, выдал... Черт, а прижать перед креном забыл... А тут еще на прямой надо ручку в балансир отпустить, а аппарат болтает, и сыпаться вниз он что-то начал, а ступенька уже на траверзе и второй поворот надо бы уже заканчивать, а он еще не начинался. Повернул, начал выводить - прижал, откренил, отпустил... посыпались. А ведь это уже посадочный курс, зачем отпускал, когда прижимать надо, чтоб не сыпаться? Последняя мысль уже на земле, отцепившись от аппарата.
А на западе... На юг повернешь, начинаешь выводить, а выводится вяло, а тут ветер в хвост поддует и березка на тропинке - вот она, уже перед носом. На склон под собой дельтапланы садятся с грохотом, а в деревья - тем более, и если поворачивать он будет так же вяло, то уже не впишешься. Чтобы в крен завалится быстро ручку вниз до пупа (а там ведь и так уже совсем невысоко), тут же тушку влево и энергичная отдача с хорошей перегрузкой. Вот так "спидглайдинг" и получается. А тут как раз и сдвиг ветра от контрсклона, аппарат проваливается, и тут надо пересилить себя, ручку еще сильнее вниз и ждать, чтоб наросла скорость, а если не выдержишь и подпихнешь, тот тут же и грохнешься.
Потом придумал вслух нужные действия произносить. Запомнить перед стартом мантру оказалось легче, и если произносить ее в полете, то действия не пропускаются, выстраиваются в нужном порядке.
И сейчас, почти через полгода и полсотни полетов сверху почувствовал - появилось время подумать. Стартую с восточного склона, и пока повороты делаются, я размышляю, что на старте сильно косило с юга, так что посадочный будет на юго-восток, а высоты еще достаточно, так что можно от ступеньки на северо-восток, на 135 градусов отвернуть, если крен побольше заложить... А вот теперь можно и на посадочный, направо 90, и о разгоне перед посадкой тоже думать специально уже не надо.
Или летишь недалеко от склона, деревья внизу, но высоты полно, можно над ними пройти, не страшно. А если наоборот, что-то сыпаться начали, уходим от деревьев в поле.
Или вот снижаюсь, а на пятачке перед ступенькой парапланеристы крыло раскладывают. Ничего, высоты еще полторы ступеньки, на головы не сяду. А вот впереди на дороге еще одни, от этих отворачиваем налево. А тут модель в воздухе прямо по курсу оказалась, и моделист внизу, значит теперь направо. Конечно, надо было ее увидеть заранее и сразу курс с учетом помехи выбрать, но ничего, и так справился.