Обзора не будет (в инете и так полно), мнения - тоже (их еще больше). Будет недовольное ворчание, напрямую связанное с моей недавней
заметкой про экранизации игр и комиксов.
Примечание: заметка рассчитана на тех, кто смотрел фильм и/или читал комикс. Остальным все написанное будет совершенно непонятно. Предупреждаю сразу, дабы не тратить ваше время зря и не лишать удовольствия от знакомства с фильмом и/или комиксом.
«Пипец» - кино отличное. С шикарным юмором, потрясающими экшн-сценами (соло-выход Папани на складе - что-то с чем-то!), отличной игрой актеров, классным саундтреком и очень стильной постановкой. Чего еще нужно для счастья? Вроде больше ничего и не нужно. Как кино-комикс «Пипец» не просто оправдывает себя, но даже умудряется переплюнуть почти все существующие экранизации «книжек с картинками про супергероев». Круто? Круто. Мэттью Вон снял потрясающий комиксоид про супергероев, где в конце стреляют по людям из базук, а персонажи летают на ракетных ранцах с парными пулеметами на борту. Правда есть одна небольшая проблема: речь идет об экранизации комикса, в котором никакого героизма не было в принципе, не говоря уже о супергеройстве, ракетных ранцах, пулеметах и базук. В противовес всему этому там было рассуждение на тему мотивов, которые бы не просто сподвигли людей надеть костюм и начать бороться за справедливость, но еще и заставили бы возвращаться к этому идиотизму даже после проломленного черепа и распоротого брюха. Концептуальность комикса Kick-Ass определялась именно деконструкцией мифа о супергероях на уровне мотивации. Положа руку на сердце, и фиг бы с этими мотивациями, психологиями и прочей «заумью». Ну кому они нужны в фильме про супергероев с замашками на молодежную комедию?
К тому же, у комикса была еще одна классная «фишка» - довольно реалистичная демострация того, как можно стать супергероем, как будет реагировать на это мир и чем все это может обернуться. Именно это и взял за основу фильма режиссер Мэттью Вон. И прокололся. «Как стать супергероем» - зачет. «Как будет реагировать на это мир» - зачет. «Чем все это может обернуться» - FAIL! Фильм снимали еще до окончания первого тома Kick-Ass, что вылилось в непотребную отсебятину, творящююся в конце фильма. Нет, я все понимаю: режиссер явно того и добивался - дурдома. Чего-то безбашенного. У него получилось. Получилось угробить весь концептуальный реализм изначальной истории концовкой, в которой летают, стреляют из пулеметов и базук, а два супергероя летят между небоскребами навстречу рассвету. Марк Миллар, автор комикса, увидев это, наверное, упал бы в обморок. Или проблевался. Я же, увидев все это, подумал лишь об одном: а какой вообще тогда смысл фильма? Ответ «это же просто веселый фильм» не принимаю. Лучше уж говорить прямо - «никакого». «Пипец» - круто снятая пустышка. Кто-то может вполне резонно сказать, что фильм и не претендовал на большее. Возможно. Но хочу заметить один интересный факт. Комикс Kick-Ass выделяется из всех прочих именно деконструкцией мифа о супергероях и реалистичностью. Именно это сделало его культовым еще до окончания первого тома и именно это привело к появлению экранизации. И где все ЭТО в фильме?
Перечитал все вышенаписанное и понял, что заметка отдает некой заумной голословностью. Поэтому попытаюсь разложить все по полочкам, привести сравнения с комиксом. Объяснить на пальцах, так сказать.
1. Мотивация главного героя.
В комиксе Дейвом движет интерес, попытка уйти от обыденной жизни, в которой он еще более обыденный человек, и - самое главное - ощущение собственной исключительности, которое упирается даже не в то, что он супергерой и борец за справедливость (тем более, что это не так), а в том, что он первый и единственный, кто решается на то, чтобы напялить костюм и попытаться попробовать сделать что-нибудь эдакое. В фильме - «патамушта надоело, что никто не вмешивается». «Патамушта борьба за справедливость во всем мире!» Да, вот это, блин, мотивация! Очень оригинально. Из всей этой фигни про «справедливость» вытекает еще один «несходняк» с первоисточником
2. Морализаторство.
В комиксе его нет. Вообще. В принципе. Справедливость, вмешательство/невмешательство и прочая фигня у Миллара отстутствует как факт. В этом и была суть: показать, что в реальности супергейроство не имело бы никакой высшей подоплеки. В конце концов, речь идет о переодетых в дурацкие костюмы людях! Суть по Миллару не в борьбе, а в костюме. В фетише. В крутости. А справедливость и борьба за что-то там - лишь способ показать свою крутость. Чтобы ощутить разницу, достаточно посмотреть на «первый выход» Дейва в комиксе (он ни с того, ни с сего нападает на троих парней, которые просто рисуют граффити на стене, без предупреждения разбивая лицо палкой одному из них) и в фильме (он пытается наказать плохих парней). Результат и там и там один и тот же, а подоплека совершенно разная.
3. Причина первого возврата Дейва на путь супергейройства
В комиксе после выхода из больницы он сжигает все комиксы и злится на свою тупость. А когда избавляется от костылей и снова обнаруживает себя в костюме, то осознает, что он - больной дебил, напоминающий любителей экстрима. Наркоман. Он выходит на улицы в костюме за ощущениями, а не за какой-то там справедливостью. В фильме - ««патамушта надоело, что никто не вмешивается»».
4. Причина второго возврата Дейва на путь супергеройства.
После первой встречи с Hit-Girl, которая оканчивается массовым убийством и расчлененкой Дейв уходит на дно. Чтобы потом увидеть в инете, что вся его популярность досталась некому Red Mist. И он возвращается в строй, чтобы разбить морду этому товарищу, который отнял у него лавры супергероя. В фильме - «патамушта борьба за справедливость».
5. Происхождение Red Mist.
В фильме про него все рассказывается с самого начала. В комиксе же его личность держалась в секрете вплоть до момента подставы. Это была интрига. И не просто для «неожиданного поворота» событий. Миллар в сцене западни раскрывает мотивы всех четырех «супергероев». Момент просто шикарный! Ведь все четверо оказываются обычными отморозками в костюмах. Особенно это касается Big Daddy…
6. Мотивация Big Daddy.
Вот это и вправду самый большой фейл фильма. По порядку. В начале Дейв довольно сурово стебется над смертью своей матери, в которой не было ничего трагичного и дающего повод надеть костюм. Обычная смерть от аневризмы. Это сразу отсекало все стандартные супергеройские темы мести и прочую херню. В комиксе это и вправду отсекло всякую супергеройскую шелуху, а в фильме…А фильме весь этот стеб на тему мести вылился в тему мести. Big Daddy мстит за жену. Очень последовательно, неправда ли? Сначала стебемся, а потом всерьез это дело втюхиваем. Когда это дело увидел - ахренел. Потому что Вон лишил зрителя самой мощной сценарной находки комикса. В оригинале Hit Girl настаивает на том, чтобы они с Big Daddy, таскающим за собой таинственный здоровенный металлический ящик, носили костюмы. Сам же Папаня откровенно бесится от этой идиотской, по его мнению, затеи (не меньше его бесит и Дейв в своем костюме). В комиксе так же не говорят до последнего момента, откуда вообще взялись деньги на такой арсенал. И лишь в сцене западни, когда итальянцы всех ловят и пытают, Big Daddy признается, что он… бывший бухгалтер, которому осточертела его пустая жизнь, который забрал свою новорожденную дочь и сбежал от ненавидящей его жены, чтобы начать другую жизнь. В его ящике оказывается коллекция раритетных комиксов, которые он продавал на eBay, тем самым обеспечивая себя деньгами и арсеналом. Когда же Дженовезе спрашивает «Зачем ты убивал моих ребят?», Папаня отвечает «Все просто! Нам нужен был злодей!» Big Daddy оказывается таким же отморозком, помешанным на комиксах, как и сам Дейв. Даже большим - ведь он убивал людей ради всей этой супергеройской хрени. Больной, промывший мозги своей собственной дочери и сделавший из нее машину для убийств лишь из-за собственной неполноценности. Ну а ненависть к Дейву и его супергеройству определялась обычной завистью к славе Дейва, который осмелился выйти в свет.
7. Любовная линия.
Ах да! Вон снял фильм, не зная, чем завершится любовная линия в комиксе. А в оригинале она завершается своеобразно. В финальной сцене, Дейв встречает Кети в школьном коридоре и признается, что он не гей и что любит ее. Ахренев от такого счастья, Кети просит своего парня избить Дейва, который вовращается после всего этого домой с в очередной раз развороченным лицом. И получает на телефон кучу оскорблений и фото, где Кети делает минет своему парню. Такие вот супергейроские дела. Конец.
Думается мне, осилив сие огромное количество букав, вы поймете, почему от фильма ждал совершенно не того, что получил. Да и не удивительно, ведь в фильме от комикса остался лишь сюжетный скелет. И здесь я снова задам вопрос про все эти экранизации: нахрена при уже готовом сценарии пороть отсебятину? Понимаю, что в данном случае «сценарий» не был готов до конца. Но ведь отсебятина в фильме прет с самого начала! В общем, одно расстройство с этими кинцами по мотивам. «Пипец» мне в целом понравился. Это веселый, задорный, предельно динамичный и стильный фильм. Но сам факт того, что, если бы его сняли всецело следуя комиксу, это мог быть шедерв на все времена, не дает покоя. Грустно…