У многих литературных персонажей были прототипы - реальные живые люди. Порой - очень даже известные. Порой - не очень. Но примеров очень много.
Начнем с Карло Коллоди и его Пиноккио. У деревянного человечка был реальный прототип... и тоже деревянный. Выяснилось это не так давно - во время раскопок в районе кладбища, где покоится прах Коллоди была обнаружена надгробная плита с именем некоего Пиноккио Санчеса. Заинтересовавшись, ученые сверили даты жизни обоих усопших. Оказалось, что они жили в одно и то же время.
Тогда заинтригованные американцы добились разрешения на эксгумацию останков Санчеса, захороненного в 1834 году. Экспертиза его праха дала сенсационный результат: это оказался своего рода «деревянный киборг». Нижняя часть его тела представляла искусно сделанный деревянный протез. Кроме того, у Пиноккио был деревянный нос - и действительно очень длинный.
Пиноккио родился в 1790 году. Очень маленького роста, почти карлик, однако в восемнадцать лет его забрали в солдаты. Прослужив в армии пятнадцать лет, он вернулся домой полным инвалидом. Скорее всего вскоре он бы умер, но судьба свела его с гениальным врачом Бестульджи, которого считали алхимиком и чародеем. Он сделал бедняге Пиноккио небывалую операцию, заменив изуродованную плоть деревянными протезами. Благодаря этому тот прожил еще десять лет, а деревянный нос помог ему стать известным балаганным артистом. Умер он после того, как сорвался с высоты и разбился во время выполнения сложного трюка.
Робинзон Крузо Даниэля Дефо. На самом деле его звали Александр Селькирк. Он служил боцманом на галере «Сенк пор», и в 1704 году был высажен на необитаемом острове. Причем по собственному желанию - он поссорился с капитаном и потребовал высадить его, неважно куда. Александр был уверен, что его скоро заберут, но он ошибся.
1 февраля 1709 года, после четырех лет и четырех месяцев одиночества его подобрали тощим, изможденным, почти лишившимся дара речи. Когда он прибыл в Великобританию, одна из газет опубликовала историю его злоключений - «настолько необычную, что можно даже усомниться, что подобное вообще могло произойти с человеком».
Эта газетная публикация вдохновила Даниэля Дефо, до этого не писателя, а политического агитатора, на написание своего первого романа. Факты он немного исказил: остров поместил в Карибском море, действие перенес на сто лет назад и поселил человека на двадцать восемь лет, а не на четыре с половиной. Выпустив в 1719 году роман, Даниэль получил всемирную известность, прославил прототипа главного героя Александра Селькирку и принес славу самому архипелагу. В 1960 году в честь литературного героя остров Мас-а-Тьерра (Ближе к земле), переименовали в Остров Робинзона Крузо, а острову Мас-а-Фуэра (Дальше от земли) в честь прототипа литературного персонажа дали имя Остров Александра Селькирка.
Сидней Рейли, именуемый «королем шпионов». 1874-1925 годы. Этому человеку особенно повезло в данном плане - он стал прототипом аж трех персонажей, причем очень известных. Этель Войнич списала с него Овода, Ильф и Петров - Остапа Бендера, а Ян Флеминг - Джеймса Бонда. Конечно, все они брали разные «отражения» этой разносторонней натуры.
Алиса в Стране Чудес была срисована Льюисом Кэрроллом с дочери его друзей - семилетней Алисы Лидделл. Именно для нее эта сказка и была написана.
Барон Мюнхгаузен Эриха Распэ и Готфрида Бюргера. Его прототипом был знатный дворянин Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен, родившийся и живший в восемнадцатом веке в Германии в маленьком городке Боденвердере. Прославился как замечательный рассказчик и фантазер. Именно его многочисленные истории стали основой книги Распэ, а затем Бюргера.
Мануэль Бланко Ромасанта, самый известный убийца Испании. Именно его Патрик Зюскинд сделал главным героем своего романа под именем Парфюмер. Ромасанта убил тринадцать человек, а их внутренние органы переработал на мыло. Смертной казни ему удалось избежать - маньяк заявил, что является оборотнем и был признан невменяемым.
Аллан Нат Пинкертон (1819-1884), известный американский детектив, был сыном ирландского полицейского. Переселившись в Америку, он работал бондарем. Только в возрасте тридцати одного года, раскрыв случившееся поблизости преступление, он решил стать сыщиком и основал Национальное детективное агентство Пинкертона. Девизом агентства были слова "Мы никогда не спим", а эмблемой - открытый глаз.
У Пинкертона было всего девять сотрудников, но все они являлись профессионалами высокого класса, мастерами своего дела. "Они были отличными психологами, прекрасными наблюдателями, асами маскировки, перевоплощения, отчаянными смельчаками и мастерами стрельбы из револьверов".
В 1861 г. Пинкертон раскрыл заговор против президента Линкольна. В годы Гражданской войны в Америке агентство Пинкертона вело разведывательную работу для северных штатов, а после войны основным полем его деятельности стал запад Америки. В тамошнем обществе, широко известном по американским "вестернам", господствовало право сильного, а муниципальные и федеральные органы были слабы и малоинициативны. Для Пинкертона открывались обширные возможности, и он в полной мере использовал их. Его агенты, рискуя жизнью, внедрялись в преступные шайки и, благодаря этому, был пойман ряд знаменитых бандитов.
И именно он стал одним из главных героев детективов в мягких обложках, дико популярных в начале двадцатого века. «Нат Пинкертон, король сыщиков» весьма мало походил на своего реального прототипа - по сути, он стал не более чем условной литературной фигурой.
На самом деле существовал и хорошо всем известный д’Артаньян. Дюма очень вольно использовал мемуары подлинного гасконского дворянина, опубликованные в 1701 году. Именно там он нашел диковинные имена Атос, Портос и Арамис, которые в жизни были братьями, а он сделал их просто друзьями. Подлинный д'Артаньян к середине XVII века с помощью неиссякаемой энергии и острого ума достиг довольно высокого положения в парижском обществе и при королевском дворе. Принцы, короли и королевы действительно прибегали к его услугам, полководцы советовались с ним. Опытный военный, умелый разведчик, ловкий дипломат, он пользовался полным доверием французского первого министра кардинала Мазарини.
Шерлок Холмс. В студенческие годы, когда Артур Конан-Дойль учился на медицинском факультете, его кумиром был профессор Джозеф Белл. Блестящий хирург, он поражал всех способностью мгновенно ставить точный диагноз пациенту, прежде чем тот успевал открыть рот. "Пускайте в ход силу дедукции", - неустанно повторял он студентам. Именно с него Конан-Дойль и скопировал своего главного героя.
Сходства с популярным литературным персонажем профессор не отрицал, но указывал на еще одного прототипа - самого автора. "Вы и есть подлинный Шерлок!" - писал Джозеф Белл бывшему ученику и... прирожденному детективу. Ему не раз удавалось распутывать дела, ставившие в тупик полицию.
Принц Гамлет, самый знаменитый герой Шекспира и литературный персонаж датских кровей. Прототипа на самом деле звали Амлет, и был он гораздо хитрее и удачливее литературного персонажа. Отбыв в Англию сотоварищи, он не только подменил письмо, предписывающее казнить его, но и умудрился жениться на одной из английских принцесс. Через несколько лет Амлет инкогнито вернулся на родину, застал во дворце пирующего отчима, тайно вызвал из обеденного зала мать, а потом запер дверь и спалил короля-узурпатора вместе с его товарищами.
Джоан Ролинг одного из учителей Хогвартса - хвастуна и труса Локонса списала со своего первого мужа.
«Буратино». На самом деле это довольно злобная и едкая пародия на современных Толстому деятелей советской культуры. В образе Пьеро жестоко осмеян (с намеками и на творчество, и на личную жизнь) Александр Блок, Карабаса-Барабас - Всеволод Мейерхольд (и его «кукольный театр»), Дуремар - помощник Мейерхольда, носивший псевдоним Вольдемар Люсциниус. И даже сам образ золотого ключа - из поэзии Блока (правда, у того он серебряный). Сбежавшую из театра "самую красивую куклу" в жизни звали не Мальвиной, а Марией. Она была не только самой красивой актрисой Художественного театра, но вообще считалась в свое время одной из наиболее красивых женщин России. Впрочем, мнения современников в отношении М.Ф.Андреевой были полярными - вплоть до основанной на имени характеристики, данной Мальвине М.С.Петровским. Она действительно сбежала и из театра, и от мужа... На Капри - вместе с Горьким... Именно Максим Горький, скорее всего, и был выведен Толстым под именем Буратино - сходств слишком много, чтобы это оказалось случайным совпадением...
Отелло.
Реально существовал итальянец Маурицио Отелло, командовавший отрядом венецианских наемников на Кипре во время войны на Балканах в 16 веке.
Но, и в Венеции, и на Кипре, и во всей тогдашней Европе маврам не стали бы доверять командование флотом.
Ключ к разгадке кроется в имени ревнивца. Уменьшительный вариант имени Маурицио звучит как «Мауро». А ещё это слово означает «мавр» по-итальянски. Видимо, поэтому Шекспир и решил причислить своего героя к маврам. Ошибку Шекспира усугубили театральные режиссёры, сделавшие Отелло негром, каковым он и по сей день выходит на сцену.
Но мавры вовсе не были неграми. Они были северными арабами - смуглыми, но отнюдь не чернокожими. Напрасно на Отелло изводят в театре так много чёрного грима.
«Остров погибших кораблей».
Он действительно есть. Около восточных берегов полуострова Новая Шотландия находится остров Сейбл, который может двигаться со скоростью 20 км в 10 лет. Мореплаватели называют его «остров погибших кораблей». Экология острова такова, что корабль, подошедший к мелководью, обречен на гибель: два встречных течения затягивают его водоворот, как в зыбучие пески. За 100 лет там погибает в среднем по 500 кораблей.
«Остров сокровищ».
В Карибском море есть группа островов, принадлежащих Кубе. Если сравнивать карту острова сокровищ с самым большим островом из этой группы, известным как Пинос, то можно заметить значительное сходство. Один из холмов на этом острове действительно называется «Подзорная труба».
Робин Гуд
Такой персонаж реально существовал. Грабил он, конечно, богатых, но, денег бедным Робин не отдавал, а был обычным разбойником - мародером.
Мэрилин его тоже не интересовала: во-первых, она была не принцессой, а пастушкой, а во-вторых, по свидетельству современников, Робин Гуд был гомосексуалистом. Монах Тук же в действительности жил через сто лет после Робина Гуда.