Наблюдаю в окружении различные родительские стили воспитания.
Результат влияния на ребенка родителей грубых, нелюбящих, не общающихся с детьми - нагляден и понятен;
Видно, что так - плохо, без сомнений плохо, что ребенок не получает любви, привязанности, безопасности и поддержки, без которых повзрослеть и отделиться в собственную жизнь будет сложно.
Это прямое, явное неблагополучие, оно вызывает негативные переживания и стремление менять такой ход вещей.
Но вот влияние родителей нарциссичных, использующих (в большинстве случаев, конечно же, глубоко бессознательно) детей, как возможность заполнить какую-то собственную пустоту - любовью ли, послушанием, восхищением, удовлетворением амбиций, - такое влияние снаружи не часто выглядит, как что-то несущее ущерб ребенку, оно может принимать форму вполне себе социально-одобряемую: мотивация к получению отличных оценок, оказанию помощи другим, хорошему поведению, а вот ущерб принесет не меньший, чем явная фрустрация потребностей.
Эта история о кривом зеркале, о том, что родители в чем-то нуждаются, им хотелось бы получать нечто и они ожидают найти это в ребенке;
ожидают - и ведут себя так, будто бы он действительно обладает предполагаемым качеством, возможностью.
Ребенок присоединяется к их ожиданиям от себя, живет с чувством, что он должен, постоянно должен что-то отдавать, исполнять, играть роль, что важно не то, кто есть он сам, а то, что могут получить от него другие.
Рождаясь, человек изначально настроен на привязанность к окружению, и все правила, задаваемые близкими, становятся для него единственно-известными и естественными.
И он учится, что именно так любят, - вынуждая быть его удобным и хорошим;
но ведь это вообще не про него и он так не узнает, какой он сам... но будет хорошо ориентироваться в желаниях других людей относительно себя.
Его приучают, что одобряют и принимают тех, кто старается, а совершенству нет предела, как известно, - и он будет готов тащить на себе все больше и больше, впрягаться в любую телегу в надежде добраться до уровеня "настоящего" человека, не узнавая своих собственных интересов и ограничений.
Так ребенок получает искаженный образ себя, - как того, кому постоянно надо стараться быть не собой и жить в упорной работе над тем, чтобы становиться все лучше, лучше и лучше; отдавать, отдавать и отдавать...
Также он получает и искаженный образ привязанности между людьми:
как будто в отношениях главное подтверждать свою полезность другим и соответствовать их требованиям, а забота и внимание, направленные на него самого просто из полноты и любви другого человека остаются фантастикой.
.
Иногда от ребенка ждут любви и подтверждения того, что родители самые-самые, и вершина детского счастья предполагается в восхищении и полном согласии с ними;
или, бывает, ребенок должен обслуживать амбиции взрослых, достигать заданных ими вершин, и тогда жизнь переживается им проходящей на наклонной плоскости:если ты не ползешь вверх, к вершине, к тому, чтобы совпасть со своим идеальным образом, то субъективно - скатываешь в пропасть, поэтому ни на мгновение нельзя остановиться.
Все время дальше, лучше, быстрей... бедные-бедные отличники.
Парадоксально, ведь такое старание и страсть к совершенству приносят плоды, конечно же, в виде умений и возможностей; человек действительно многому учится и многое может, но это не делает его счастливым, не дает ощущения собственной полноценности, достойности, - всегда недостаточно, всегда нужно что-то еще.
В чем же разница между нарциссичным родителем и родителем, который помогает ребенку в его собственном развитии?
Родитель нарциссичный просто не будет принимать во внимание то, что происходит у ребенка внутри (или будет воспринимать это, как помеху) - он будет стимулировать его становиться "кем-то" несмотря ни на что.
Родитель "обычный" - вполне может что-то получать в общении с ребенком: свою долю любви и нежности, или может на чем-то настаивать, мотивировать к достижениям, но при этом он будет учитывать возможности и чувства ребенка и пользу, которую тот может получить для себя, - то есть это о признании другого живым человеком со своей историей, жизнью и желаниями, а не просто инструментом для достижения нужного результата.