О детских проектах

Apr 12, 2017 07:43





Во всех образовательных программах, начиная с ФГОС для дошкольников, содержится это понятие. Проблема в том, что педагоги не могут договориться какую из трактовок принять, какая из них наиболее продуктивна. Приглашаю вас подумать вместе и обсудить.

Детский проект, как я понимаю, это реализация вовне собственного представления о мире (какое уж имеется на тот или иной момент). И это есть просто другое название детского творчества, не более того. Только у нас в стране тему эту хотя и затёрли до дыр, но мало кто серьёзно изучает и тем более воплощает.


Задача педагога - создание условий (как предметно-средовых, так и социально-педагогических) для реализации детьми собственных представлений о мире, которое вообще-то не от случая к случаю происходит, а в конечном итоге вырастает в целостный комплекс специфически детских видов деятельности, из которых и складывается весь педагогический процесс: начиная с одного из видов познавательной и предметной деятельности (причём, ни один из этих видов, предусмотренный ещё в советском варианте содержании обучения, не должен быть упущен) и заканчивая тем или иным видом творческой символической или учебной деятельности.

Порождение и осуществление детьми какого-либо проекта не возможно в русле одного из видов деятельности. Раньше, опять же, насколько я могу понять, этот же метод называли проблемно-поисковым - и это классика советской педагогики и психологии, одна из её вершин. Но этот же метод назывался и по-другому, например, методом погружения.

Проект по сути и есть единый образовательный процесс, в котором субъектность и воля детей не подавляется. Всё, что делается в виде дополнительного комплекса мероприятий, глубоким образом не связанного с основным контекстом жизни детей в группе или в классе, что не связано с содержанием образования и не работает на объединение всех сторон жизни и деятельности детей в единое целое - к проектной (творческой) деятельности не имеет отношения. Кроме того, и это самое главное - всё, что не является полноценным, без всякой натяжки, детским творчеством, к методу проектов так же не имеет отношения.

Единственный допустимый образец - сама реальность, окружающий мир, включая социум, с его отношениями, деятельностью взрослых и т.д., который дети для себя открывают, а потом реализуют, например, в символических видах деятельности (в индивидуальной и групповой творческой игре, конструировании, рисунке, танце, пантомиме, рассказе и т.д.). Допустимый способ помощи со стороны взрослых в ходе самостоятельной детской творческой деятельности на стадии реализации индивидуальных и групповых проектов - заинтересованные вопросы со стороны взрослых, а также предоставление необходимых для этой реализации материалов и других средовых условий (пространства для игры, возможность сохранения построек и возвращения к их дальнейшей доработке и т.п.).

Вы читали рассказ Н.Носова "Мишкина каша"? - Вот это и есть метод детского проекта, в чистом виде. Или метод погружения. Или проблемно-поисковый метод. Только представьте, что рядом есть ещё один участник, взрослый, которому интересно как дети на самом деле представляют для себя процесс приготовления этого блюда. При этом любую информацию об этом дети могут добыть из любого открытого источника. Никаким иным способом детально понять, какова картина мира у детей на самом деле, и куда с ними нужно пойти, чтобы они могли увидеть, как всё устроено в реальности, просто не возможно.

И теперь самое, на мой взгляд, важное.

Без реализации индивидуальных творческих проектов субъектность и воля, а также способности не развиваются. Вообще. А без реализации творческих коллективных проектов, коллектив детей и сознание коллективизма, по сути дела, тоже - не возникают. А уже после 2-го класса, поезд в этом смысле уже ушёл. И, по большому счёту, практически на всю оставшуюся жизнь. В лучшем случае, остаётся "мелкобуржуазное" индивидуальное сознание (если индивидуальное творчество в каком-либо объёме выросло).

Авторские статьи и заметки

Previous post Next post
Up