"Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум"
Уильям Блейк
И начать сразу хочется с цитаты из предисловия к книге «Искусство видеть»:
«Мы привыкли к мысли, что хорошее, настоящее искусство - понятно людям. Конечно, «Гамлет» Шекспира и при первом чтении увлекает даже не слишком искушенного читателя (тем более зрителя в театре). Какой захватывающий сюжет, какие страсти, какие мучительные сомнения, какой клубок противоборствующих сил, какой скорбный и гордый финал! Но ведь это только самый верхний слой трагедии. Каждый, кто перечитывал «Гамлета» в разные периоды своей жизни, перечитывал в разных переводах, а то и прикасаясь к оригиналу, соотнося трагедию с собственным нравственным опытом, все глубже погружался в этот бесконечный мир, обымающий, чудится, все боли и радости людские. И в конце концов задавал себе вопрос: как же сотворено это чудо? Потому что увидеть внешнюю суть произведения искусства и даже восхититься им, это еще не значит его понять. Тем более понять в самом серьезном смысле, сочетая проникновение в тонкости мысли с живым, интуитивным, даже подсознательным постижением тайн художества, которые превращают встречу с искусством в тот самый «праздник, который всегда с тобой».
Даниэль С.М. "Искусство видеть"
Собственно, это и есть основная проблематика книги. Она о том, как научиться видеть за внешней стороной произведений искусства все то внутреннее, что в них вложили автор, время и зритель. Официальная аннотация к книге более суха и прагаматична:
«Сложный язык изобразительного искусства раскрывается только перед тем, кто обладает знанием определенных законов восприятия, раскрытию которых и посвящена предлагаемая книга. Автор рассказывает об особенностях композиции, колорита, разных техниках исполнения живописного произведения на примерах творений Леонардо да Винчи, Д. Веласкеса, А. Иванова, К. Брюллова, П. Федотова, В. Серова и других художников объясняет, как научиться «видеть» живописное полотно. Для широких кругов читателей, в первую очередь молодежной читательской аудитории.»
Но на мой взгляд, сказанное не совсем верно. Автор не столько занят раскрытием «законов», сколько пытается дать целостную картину изобразительного искусства:
- Как оно развивалось, зачем и почему;
- Как происходит восприятие картины, почему так, а не иначе;
- Кто такие художники, зрители, как они взаимодействуют через картины;
- Как устроен язык изобразительного искусства и многое другое.
Читается интересно, но нельзя сказать, что очень захватывающе в литературном плане. Кроме того, автор - представитель той части отечественной интеллигенции, которая, заявляя некоторые вещи:
- «Великое искусство,- пишет академик Д. С. Лихачев,- требует великих читателей, великих слушателей, великих зрителей. Но можно ли требовать от всех этой «великости»?» И тут же отвечает на собственный вопрос: «Великие читатели, слушатели, зрители - есть. Это критики - литературоведы, музыковеды, искусствоведы»
на мой взгляд, не очень понимает, а что она на самом деле говорит, и как это соотносится с тем, что она же постулирует о роли искусства, важности умения его «видеть», о гуманизме, о человеке и так далее. Увы. Но это тема отдельного разговора.
Из любопытного, к вопросу о «реалистичности» живописи, и вообще изобразительного искусства в целом, автор приводит пример из книги С.И. Вавилова, «
Глаз и Солнце», в котором очень наглядно показано, как казалось бы «реалистичная» фигура Христа:
Андреа Мантенья. «Оплакивание мертвого Христа»
оказывается совершенно нереалистичной с точки зрения любой перспективы и «реального» мира. Почему? Вот какое бы изображение дал снимок фотокамерой в аналогичных условиях:
Рисунок 32. Искаженный фотоснимок фигуры лежащего человека из книги Фёдоров М.В. «Рисунок и перспектива»
Кому интересно посмотреть «тему» перспективы, то советую полистать того же
Фёдорова, там просто и наглядно. Для фотографов, думаю, будет особенно полезно.
Об авторе
Сергей Даниэль - художник и историк искусства, доктор искусствоведения, профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Российской Академии художеств и Европейского университета в Санкт-Петербурге. Автор
большого количества книг по искусству. Живет и работает в Санкт-Петербурге.
Все, что мне встречается из Даниэля, я стараюсь покупать и читать. Тем более, что он один из немногих (если не сказать единственный), кто пишет о Петрове-Водкине, которого, собственно, именно Даниэль для меня и открыл.
Вот как-то так