Предыдущая страница:
Большой Будда Чтобы почувствовать подлинную атмосферу буддийской культуры, предлагаю посетить несколько старинных храмовых комплексов, посвященных богине сострадания и милосердия Каннон. 11-ликая 1000-рукая богиня Каннон - это японское воплощение тибетского Бодхисаттвы Авалокитешвары. На ладонях её рук имеются дополнительные глаза, чтобы она могла видеть все страдания этого мира и избавлять от них людей. Каннон имела на земле 33 воплощения, поэтому в Японии построено 33 посвященных ей храма, в каждом из которых хранится ее скульптура. Всемилостивейшая Каннон, как называют ее японцы, является великой заступницей верующих, а ее имя переводится как «Внимающая звукам земным».
Весна в Киёмидзудэра, Киото
Храм Асакуса Каннон (Сэнсодзи) - Токио
Все три раза, когда мы прилетали в Токио, сегодня 100-летнюю столицу Японии, обязательно вечером отправлялись в район Асакуса, где находится один из храмовых комплексов в честь Каннон - Сэнсодзи. Здесь всегда многолюдно, независимо от времени и погоды. К богине, олицетворяющей неисчерпаемую доброту, милосердие и заботу обо всех страждущих, люди стекаются толпами.
Район Асакуса, Токио
Мирское пространство от сакрального отделяют двое массивных красных ворот. Каминаримон первыми пропускают многочисленных паломников. В двух пролетах слева и справа располагаются грозные синтоистские стражи: бог грома Райдзин и бог ветра Фудзин, по поверьям отпугивающие злых духов и заставляющие входящих задуматься над тем, с чем каждый приходит в храм, что приносит в душе, какие мысли затаены в сознании, какими молитвами наполнено сердце.
Ворота Каминаримон в храме Сэнсодзи, Токио
Эти ворота знамениты огромным красным фонарем, подвешенным в арке; на нем написано «Ворота Грома».
Красный фонарь на Воротах Грома в Сэнсодзи
Проход на Накамисэ через Ворота Грома в Сэнсодзи
От главных ворот Каминаримон берет начало длинная
сувенирная улочка Накамисэ («Среди лавок»), на которой торгуют всякой всячиной. Но если рассматривать это место под другим углом зрения, то от ворот Грома начинается особое священное пространство, называемое Горой Золотого Дракона.
Драконы возле храма Асакуса Каннон, Токио
Храма Каннон там, вдалеке,
Черепичная кровля алеет
В облаках вишневых цветов.
(Басё)
Ворота Ходзомон в Сэнсодзи, Токио
На верхнем ярусе вторых исполинских ворот Ходзомон хранится сокровищница храма Сэнсодзи. На стене висят большие, плетеные из соломы лапти варадзи, как и в храме Котоку-ин в Камакуре. Таков, по преданиям, был размер стопы Будды. В декоре крыши встречаются символы, которые могут вызвать большое недоумение. Но свастика, известная еще со времен Древнего Египта, изначально была солярным символом, а это говорит о том, что Каннон воплощает солнечную богиню, как и Аматэрасу. В Японии это благожелательный знак буддийских храмов.
Фонари на воротах Ходзомон в храме Асакуса Каннон
Фонарь и соломенные лапти варадзи на воротах Ходзомон
Перед самим храмом Сэнсодзи установлена курильница, куда пришедшие помещают благовонные палочки и вслед за этим стараются окурить себя их целительным смолянистым дымом.
Храм Сэнсодзи, Токио
Емкость с водой под присмотром зорких глаз драконов, символов мудрости и хранителей порогов, обязательный атрибут, предназначенный для очищения перед входом в храм. Поскольку мы всегда попадали в Сэнсодзи поздно вечером, двери главного зала были уже закрыты, но люди все шли и шли к нему, вознося к богине милосердия Каннон свои сердечные молитвы, ведь для нее нет запертых дверей.
Дракон на колодце для омовений в Сэнсодзи
Главный вход в храм Сэнсодзи, Токио
5-ти сантиметровая статуя Каннон, найденная рыбаками в реке Сумида в 628 году, установлена на резном алтаре Гокудзи. Трижды испуганные рыбаки выбрасывали ее обратно в воду и трижды снова вылавливали. Тогда деревенский староста отнес скульптуру в свой дом и нарёк его храмом богини Каннон. Но город Эдо (Токио) в те времена часто подвергался пожарам. Дом старосты сгорел, но скульптура не пострадала, и все это было расценено как знамение.
Тибетский Бодхисаттва Авалокитешвара - японская богиня Каннон
На этом месте был возведен храм, разрушенный до основания во время Второй Мировой войны американскими бомбардировками. Были уничтожены 5-ярусная пагода и ворота. Весь сегодняшний храмовый комплекс Сэнсодзи - заново восстановленный ансамбль, блестящий относительно свежей краской и позолотой, но, как известно, «рукописи не горят». Богиня милосердия и сострадания Каннон, одно из самых почитаемых божеств буддийского пантеона, пребывает на алтаре, внимая земным молитвам.
Храм Асакуса Каннон (Сэнсодзи) в Токио
Отовасан Киёмидзудэра (Сэйсуйдзи) - Киото
Следующим пунктом нашего путешествия будет храмовый комплекс Киёмидзудэра, что в Киото, бывшей столице Хэйан. Отовасан Киёмидзудэра - «Храм Чистой Воды» - основан на горе Отова в первой половине 17-го века. Как и в храме Сэнсодзи, к комплексу ведет старинная киотская сувенирная улочка, вечерами до отказа заполненная многочисленными посетителями, плавно перетекающими полноводной рекой к воротам знаменитого буддийского храма, посвященного одной из 33-х ипостасей богини Каннон Босацу.
Сувенирная улица перед храмом Отовасан Киёмидзудэра, Киото
Базар новогодний в городе.
И мне бы его посетить хоть раз!
Купить курительных палочек.
(Басё)
Поднявшись по крутым ступеням, мы оказались перед традиционными воротами Нёмон, за которыми открылся потрясающий вид на пагоду и веранду Киёмидзу-но Бутай (площадка для танцев) с главным залом Хондо, где находится само божество Каннон Босацу. Статуя открывается для обозрения один раз в 33 года. Мы попали в храм Отовасан Киёмидзудэра в знаковом 2010 году, когда лик Бодхисаттвы милосердия и сострадания не был скрыт вуалями, и Каннон можно было увидеть воочию (фотографии самой Канон не будет, так как снимать ее запрещено). И у нас была такая редкая возможность!
Лестница к храму Киёмидзудэра, Киото
Подъём к храму Киёмидзудэра, Киото
С храмом Киёмидзудэра, или Сэйсуйдзи, связано много легенд, подчеркивающих его уникальную историю. Начать с того, что однажды, во времена столицы Нары (710-794), монах по имени Энтин увидел видение: струящийся водопад как будто призывал его к себе. Это был родник, откуда брала свое начало река Ёдогава. Как настойчивый карп, преодолевающий пороги реки и стремящийся вверх по течению, чтобы в награду за усилия превратиться в дракона, священнослужитель из Нары Энтин с трудом добрался до водопада, овеянного серебристым туманным облаком.
Веранда в храме Киёмидзудэра
Рядом с источником стояла бамбуковая хижина отшельника Гёэя, который вручил монаху неожиданный дар: кусок дерева с духом богини Каннон. Энтин вырезал из этого куска изображение Канон Босацу и внес в хижину мудреца Гёэя, превратившуюся в этот момент в храм. Но сам Гёэй странным образом исчез, и спустя несколько дней Энтину удалось обнаружить на вершине горы Отова лишь потрепанные сандалии отшельника. Тогда Энтин понял, что в облике Гёэя ему явилась сама Каннон. Брошенные старые сандалии красноречиво говорили о бренности мира и бессмертии души, способной обретать любое тело. Не то же ли самое символизируют соломенные варадзи в Сэнсодзи и в Котоку-ин, на границе священного порога?
Каменные фонари в Киёмидзудэра
Но вернемся к новоявленному храму Отовасан Киёмидзудэра, названному так по имени источника, обладающего чудотворной силой. Однажды к Храму Чистой Воды из леса вышел полководец императора Тамурамаро Саканоуэ. Он отправился на охоту, потому что по поверьям, кровь оленя облегчила бы роды его жены. Но Энтин объяснил доблестному воину, что убивать животных - кармический грех, и обратил самурая в буддийскую веру.
Пускай бессловесны звери,
Бессмысленны, что из того?
В душе просыпается жалость,
Лишь вспомню, что и они -
Родители детям своим.
(Минамото Санэтомо)
Молитвенные таблички в храме Отовасан Киёмидзудэра
Будда Амида в Отовасан Киёмидзудэра
Саканоуэ раскаялся и отказался от своего плана, обещав возвести на этом месте у водопада новый храм. И, похоже, богиня Каннон наградила его за благородство: жена полководца благополучно разрешилась от бремени, в 794 году столицей «мира и спокойствия» стал Хэйан (Киото), а тронный зал в Наре император каму подарил Тамурамаро Саканоуэ. Во второй раз отстроенный храм простоял с 805 по 1629 год и был уничтожен пожаром. Сёгун Токугава Иэмицу посодействовал в реконструкции святилища, которое с 1633 года постоянно принимало многочисленных паломников.
Веранда Киёмидзу-но Бутай с главным залом Хондо
Главный зал Хондо в Отовасан Киёмидзудэра, Киото
Перед главным залом Хондо охраняемый грозным божеством Фудо Мёо, отпугивающим злых духов, струится ритуальный водопад. Три хрустальные струи наделены целительной силой, и пришедшие в храм совершают здесь обряд омовения. Первая струя - долгая жизнь, вторая - мудрость, третья - счастье в любви. Но причаститься можно только от одной из них. Как в народных сказках про камень на перепутье трех дорог.
Ритуальный водопад в храме Киёмидзудэра
Камни, кстати, здесь тоже имеются. На территории Киёмидзудэра есть
синтоистское святилище Дзисю-дзиндзя, о котором я уже рассказывала (синтез буддийского и синтоистского храма в одном месте для Японии традиционен). Два «любовных» валуна, обвязанные сименавой, коиуранаи-но сэки, расположены на расстоянии 18 метров друг от друга. Надо пройти от одного до другого с закрытыми глазами, тогда точно найдешь свое любовное счастье.
Синтоистское святилище Дзисю-дзиндзя на территории Киёмидзудэра
«Любовный» валун коиуранаи-но сэки в святилище Дзисю-дзиндзя
А можно погадать на записочках, которые предлагаются рядом. Считается, если «послание судьбы» не очень хорошее, его нужно оставить там же, чтобы божественные духи ками прочли его и изменили на более благополучный вариант. Но если пожелание понравилось, записочку обязательно надо взять с собой, как талисман.
«Послание судьбы» в Дзисю-дзиндзя
Что еще поразило наше воображение? Открытая, нависающая над склоном горы 13-метровая терраса Бутай. Она держится на громадных столбах, скрепленных с ней без единого гвоздя! Раньше здесь устраивались ритуальные танцы и церемонии, проводились религиозные праздники. Сегодня терраса перед храмом является смотровой площадкой, откуда открывается великолепный вид не только на храм Киёмидзудэра, но и на Киото.
Храмовый комплекс Отовасан Киёмидзудэра
Веранда Киёмидзу-но Бутай с главным залом Хондо
Главный зал Храма Чистой Воды скрывает в своем чреве алтарь с изображением богини Каннон, вырезанным Энтином из куска дерева. В глубине темного зала Всемилостивейшая Каннон внимает земным звукам и посылает верующим свое молчаливое благословение. Я до сих пор вижу перед глазами ее образ в ореоле приглушенного желтоватого света (или свечения?) Вся суета осталась за спиной, здесь же царила торжественная тишина, внутренний диалог земного и небесного.
Продолжение:
Часть 2Читать с самого начала:
Вначале была Фудзи