Продолжаю рассказы об
автопутешествии Якутск-Тикси-Якутск.
Разогревочные темы
зимников,
наледей и
трассы Р-504 "Колыма" рассказаны и закрыты. Пора уже за руль - и в дорогу! Начало наших последующих приключений - в Якутске, а потом почти тысяча километров по "Колыме", затем в планах свернуть на север - и по зимникам добраться аж до Тикси. Что есть нетривиальная задачка, даже в условиях полной технической укомплектованности, опытного экипажа и профессионального руководства. А потом, кстати, надо бы так же уверенно спуститься из Тикси по уже другим зимникам обратно на трассу "Колыма", тут же "выдохнуть" и потом вполне уверенно домчаться обратно в Якутск. Такие были планы, мы были готовы, машинки укомплектованы и заправлены, а также красиво поставлены на старте для торжественной фотосессии:
1.
Почему именно такие машинки, как их готовили, каким образом они вели себя по дороге и в каком состоянии вернулись обратно - про это всё будет отдельным рассказом, но чуть позже. Наберитесь терпения.
2.
Итак, хорошим и слегка морозным (что-то типа -30°C) утром мы двинулись из города Якутска в сторону неизбежных, но заранее спланированных приключений.
3.
Сразу - на ледовую переправу, поскольку нам надо на правый берег реки Лены, а Якутск, по случайному стечению обстоятельств ведущий свою историю от казачьего острога на правой (правильной) стороне реки, потом по каким-то причинам переехал на левый берег. Вот с тех пор и идут транспортные мучения. Поскольку федеральная автодорога "на большую землю", а теперь и железная дорога - они на правом берегу. А город - на левом. Мостов нет. Посему летом - паромная переправа, а зимой - по льду. Во время ледостава и ледохода (осенью и зимой) город оказывается "запечатанным". Добраться в него с другого берега можно только вертолётом, что недёшево. Особо не налетаешься.
Это была краткая история и мимоходное объяснение текущей транспортной проблемы современного Якутска, но вроде бы уже начали отсыпать подходы к долгожданному
мосту через Лену. Надеюсь, что в следующий раз поедем уже по комфортному мосту. Кстати, он будет уникальной конструкции, поскольку станет самым длинным мостом на вечной мерзлоте,
ну и так далее.
Пока же зимой - по льду. И мы сворачиваем из города в сторону ледовых дорог, удивляясь не вполне резонным знакам, которые вроде бы это запрещают - хотя там дальше вполне себе прочищенная и обустроенная ледовая дорога.
4.
Вот такая примерно:
5.
Да, и сразу надо сказать - у нас был свой талисман. Вот он, приветливо машет ручкой (или лапкой) всем нам и вам тоже :) Он так и ездил все три недели, все предстоящие нам 8 тысяч километров. Вы тоже можете
купить себе такого :)
6.
Ой, сюрприз! По выходным (а это было воскресенье) бегуны тренируются на льду Лены. Кстати, здесь бывают особые якутские марафоны, которые проходят при температурах ниже -50°C. Бррр... Наш "вожатый" колонны
Александр Еликов, однажды отметившись в оймяконском марафоне, сказал, что его жизнь поделилась на две части - до и после этого мероприятия. В смысле ему так понравилось, что он больше не может остановиться :)
7.
Переехали на другой берег, где посёлок Нижний Бестях (куда не так давно дотянули железнодорожную ветку). На этом наши отношения с Якутском временно заканчиваются - поехали!
8.
Вот они мы, экипаж нашей машинки. Бодры, веселы и всячески готовы к предстоящим преодолениям!
9.
Трасса Р-504 "Колыма" в зимнее время - удивительно красивая дорога. Однако, первые 400км до
посёлка Хандыга, а затем и ещё 100км дороги - достаточно тривиальны и немного скучны.
10.
Кто ни разу не бывал в Якутии, для тех, кто видел эти пространства только на картах - наверное, эта часть моих рассказов может показаться любопытной. Но, в целом, первый день дороги - только ехать и ехать, никаких созерцательностей и прочих увеселений не предполагается никоим образом.
Сначала примерно 160-180км вполне ровного асфальта, лишь краткими моментами в ремонте, о чём расставлены предупреждающие знаки. Дорога, ровный асфальт, вполне себе населённые пункты по дороге, местами спид-камеры.
11.
И так примерно два часа ехать и ехать, слушать заранее заготовленную музыку, с попутчиками обсуждать разные подорожные события и явления.
12.
Потом асфальт резко становится "в ремонте", весьма неровным, а местами просто напрочь убитым (на голый лёд его там что ли укладывали?). А потом дорога становится просто ровно укатанной гравийкой.
13.
В целом, вот и вся история этого дня. Да плюс остановки отдохнуть, ноги размять и "стравить давление гидравлических систем", да и пообедать тоже не помешает.
14.
Придорожных кафешек достаточно, так что можно даже позволить себе привередливо повыбирать. Вот в этом месте нами были зарегистрированы самые большие в мире чебуреки :)
15.
Едем дальше. Лес как-то внезапно перестаёт быть ёлочно-сосново-берёзовым и превращается в засилие суровой полярной лиственницы (и так дальше до самых арктических тундр). Дорога ровная, немного петляет между озёрами - едем и едем, периодически втыкая пониженную передачу на чуть более крутых изгибах дороги:
16.
Ледовая переправа через Алдан. Здесь тоже есть
планы построить мост (даже два (для железной дороги тоже), но когда это произойдёт - совершенно непонятно).
17.
Ещё немного - и посёлок Хандыга.
18.
Теперь, наверное, будет любопытно посмотреть что такое якутский посёлок заметного значения - Хандыга. И тут же сразу: интернетам верить нельзя. "Правдивые" вики сообщают, что до него 450км. На самом деле, напрямую от Якутска примерно 300км, а по дороге - нашими навигаторами насчитано ровно 400 (гуглокарты показывают 415 - да и шут с ними).
19.
"Где эта Хандыга находится?" - вдруг наверняка спросите вы. Отвечаю - это очень далеко от вашего подъезда, ещё дальше - от парадного :) И это будет справедливо для 99.9+% жителей России и практически 100% жителей нашего Земного шарика в целом.
20.
Если же всё равно любопытно, где же там и как - то вот, например, здесь это на гугломапсах:
21.
(совладать с яндокартами сложнее, картинка непрозрачней, уже ругался с ними по этому поводу, но "воз и ныне там" (с) уже лет... пять, наверное).
"Что здесь и зачем оно тут? И как там жить?" - спросят жители комфортных многоэтажных человейников средней полосы. Согласен, здесь жить не так очевидно, как принято у большинства населения крупных основополагающих городов-иногда-миллионников. Да, в целом, я и сам не знаю, как тут живётся на самом деле :)
Однако, некоторые наблюдения мною ведутся. Хандыга - одна из основных баз снабжения якутского севера. Здесь есть небольшой порт и нефтебаза, откуда кормятся многие якутские посёлки - чуть ли не до самого дальнего севера. Не зря же зимники идут на тысячу+ километров от трассы "Колыма".
Именно от Хандыги начиналась когда-то трасса "Колыма" (и старый километраж отсюда и ведётся). Тоже по причине транспортных историй: до Хандыги (которую начали строить в 1938г. - до этого здесь ничего не было) шли по воде, потом начиналась грунтовая дорога, ну и дальше весь остальной ГУЛАГ, прииски, золото и так далее. История этих мест жуткая, интересная, необычная.
Сейчас же Хандыга - вполне живой посёлок, с новыми домами, магазинами, развесёлым населением (ну, отжигали они, наверное, в первую очередь для нас), даже крафтовое пиво нашли в небольшом магазинчике! Вот такой посёлок в якутской тайге на берегу Алдана.
22.
Котельные на угле, посему угольный "привкус" на всём вообще. Ну, а чему тут удивляться. Зато у всех центральное отопление, горячая вода, канализация и прочие удобства.
23.
Старые деревянные домушки-бараки сносят, строят новые, по-местному многоэтажные монолитки. Увы, не удалось найти фотку старых домиков - только вот так, с нашими Дефендерами в
приключении-2022 на переднем плане.
24.
Эти домики расселены, их постепенно сносят, жители - в других, более новых домиках. А со старыми деревянными бараками - да и шут с ними.
25.
Кстати, за этим домиком проглядывает необычная круглая крыша...
26.
Не поверите! Эта штука называется "Детский эстетический центр",
смотрите сами!
27.
На этом всё про Хандыгу. Но путешествие продолжается. Точнее - только начинается!
Остальные фотографии из экспедиции Якутск-Тикси-Якутск здесь.