Итак, дамы и господа, скучающие по причине отсутствия новостей о нашем споре с Корпорацией добра и счастья Microsoft - их (новостей) есть у нас! Но для разминки напомню краткое содержание предыдущей серии сериала Санта-Барбара «антимонопольные разборки в софтверном семействе»:
Осенью прошлого года мы подали на Microsoft
жалобу в Федеральную антимонопольную службу по факту нарушения законодательства. Прежде всего, как и ожидалось,
ответчик всё отрицает. «Не создавали», «не ущемляли», и вообще «не доминируем». Но «факты - вещь упрямая»© и за фасадом официальной позиции Microsoft можно узнать гораздо больше, чем в записях судебных заседаний.
Несмотря на полугодовую тишину в эфире, дело медленно, но верно идёт. Не обращайте внимания на
разные слухи - интервью брали в Германии и, видимо, забыли в конце фразы поставить немецкое «нихьт». Отказываться от расследования мы не только не собираемся, но и будем выводить его на международный уровень и бороться до победы.
Лучше послушайте историю от «первого лица» - сейчас я могу рассказать кое-какие подробности, озвучить планы, при этом не нарушив этические и процессуальные нормы. Внимание! Дальше будут очень интересные, но глубокие подробности. Приготовьтесь к «многобукв».
Несмотря на формальную «несознанку», на практике Microsoft сделал
несколько важных шагов для исправления ситуации и - ура-ура! - нам очень приятно, что, вероятно, наши действия способствовали этому. Компания заняла гибкую позицию: формальное отрицание (что логично), но конкретные (пусть и небольшие) реальные шаги навстречу пользователям и независимым разработчикам.
Что же это за «важные шаги»? Рассмотрим три наглядных примера.
Пример 1: Очень Тревожное Окно.
Одна из претензий к Microsoft состоит в исправлении такого, вводящего в заблуждение окна:
Спросите: "что это и зачем?".
Отвечу: это операционная система рассказывает о состоянии защиты компьютера, хотя фактически речь идёт всего лишь о статусе Windows Defender (антивирус Microsoft). При этом Windows настойчиво предлагает его включить, а заодно удалить текущий продукт. Формально миссия очень даже гуманитарная - чтобы пользователь был в курсе и вообще. Но если копнуть глубже, то возникают вопросы и считываются реальные намерения.
Во-первых, зачем пользователю рассказывать о состоянии защиты, если это уже делает установленный антивирус на расстоянии одного клика, причём более подробно и без «рекламной паузы» в пользу Defender?
Во-вторых, зачем в окне о «состоянии защиты компьютера» примерно 70% площади посвящено рекламе отключённого Defender, а не собственно состоянию защиты?
В-третьих, зачем маскируется факт того, что при включении Defender будет запущена процедура удаления текущего антивируса? Продукта, который пользователь сознательно выбрал и за который, вполне вероятно, заплатил деньги? Предупреждение о последующих действиях доступно только мелким шрифтом на светлом фоне, на всплывающей подсказке, которую ещё надо суметь заметить. В целом, установленный антивирус вполне достаточно просто отключить (удалять нет необходимости), но удаление, конечно, надёжнее - пользователь тогда вряд ли слезет с Defender. По крайней мере, это будет сложнее.
Наконец, дизайн Очень Тревожного Окна выполнен в ядовитой палитре оранжевых оттенков для…для… а вот действительно, для чего? Ведь всё же в порядке - антивирус защищает, атак не обнаружено, обновления установлены. А между тем мы, пользователи, на такой цвет реагируем однозначно настороженно - что-то не так в системе. Так что же не так? Оказывается, вот что не так - не включен Defender! Ну, это действительно тревожный факт, но не для пользователя, а для Microsoft. Для пользователя даже наоборот - немного в мире антивирусов по функциональности и качеству защиты
хуже Defender. Да, надо признать, что Defender на данный момент… буду дипломатичен - не хватает звезд с неба. Вот, например,
из недавнего. При этом очевидно, что Microsoft своими действиями навязывает Defender пользователям.
Как конкретно навязывает? Давайте приглядимся к элементам Окна.
Что сообщает вот эта пиктограмма, которая олицетворяет «состояние защиты компьютера»? «Хьюстон, у нас проблема». А на самом деле никакой проблемы нет - просто Microsoft хочет, чтобы пользователь активировал Defender, при этом не приводя разумных доводов в пользу такого действия.
Или вот:
Значок сигнализирует - что-то в системе не так, что-то требует внимания пользователя и срочного действия. Ведь речь идёт о «состоянии защиты компьютера»! А на самом деле… а об этом уже было выше.
И в конце концов, подготовленный глаз пользователя подаёт в мозг сигнал:
Действительно, как-то много всяких предупреждений, всё оранжевое какое-то - неуютно, тревожно как-то! Дай-ка действительно включу этот Defender - от дополнительной защиты не убудет. А на самом же деле…
Такие тревожные окна сопутствовали пользователям Windows 10 с 2016г. и вплоть до недавнего
апрельского обновления RS2.
Теперь, при работающем независимом антивирусе, ЭТО выглядит так:
Как говорится, почувствуйте разницу.
Браво, Microsoft!
Пример 2: Ты помолчи, я сам всё скажу.
Лицензирование антивирусных продуктов основано на подписке (1-2-3-… года). Во время действия подписки пользователь получает техническую поддержку, новые технологии, новые версии, обновления, дополнительные утилиты, скидки и многое другое в зависимости от разработчика. По окончании срока действия подписку необходимо продлить, о чём антивирусный продукт выводит пользователю «напоминалочки». При этом самый «горячий» период продления лицензий - несколько дней до и после даты истечения.
А теперь кульминация.
Начиная с Windows 10, когда операционная система стала поставляться с антивирусом Defender, Microsoft запретил независимым разработчикам выводить своими средствами предупреждения об окончании подписки. Причём запрет распространялся на период 5 дней до истечения и 3 дня после.. Вместо этого, предлагалось предупреждать пользователя через системное уведомление Windows - то самое, нечитаемое, на которое мы обычно не обращаем внимания. Такая политика привела к существенному снижению объема продлений и… правильно - росту рыночной доли Defender. Потому что если не продлить антивирус, то Microsoft по-тихому, без сантиментов, реверансов и согласия пользователя включает Defender. Немудрено, что это ограничение вызвало очень много вопросов.
Но вот, что интересно: как только мы подали заявление о признаках нарушения антимонопольного законодательства, ограничение в минус пять дней было через пару месяцев снято.
Пример 3: Кручу-верчу.
В Windows планировалась одна любопытная «фича» - ограничение количества активных антивирусов в системе. Точнее - антивирус может быть только один.
С первого взгляда вполне
разумное ограничение ради более комфортной работы пользователя. Но дьявол в деталях и вот в каких.
Представьте, что на компьютере работает независимый антивирус. Пользователь сознательно или случайно (например, с другим софтом в нагрузку) ставит пробную версию другого антивируса и, правильно - этот продукт получает статус основного. Но по ряду случайностей пользователь забывает удалить или продлить пробный антивирус, Windows логично считает, что компьютер в опасности и... вы уже догадались - включает Defender. Вот так: из двух не-Microsoft продуктов выживает продукт от Microsoft. И совсем не ради более комфортной работы пользователя. Никакого выбора.
И вот, волшебным образом всё изменилось. «Фича» эта реализована не будет. Ещё одно ура!
Правильной дорогой.
Я не знаю точных причин этих событий.
Не исключено, что в Microsoft делают выводы и там что-то меняется. Ведь это далеко не первый случай конфликтов с независимыми разработчиками. Анализ
истории этих конфликтов позволяет сделать вывод о небольших перспективах и, наоборот, больших рисках и ущербе имиджу.
Возможно, недовольство пользователей и независимых разработчиков (не только секюрити-индустрии) сыграло свою роль. Допускаю, что и наши усилия в этом направлении внесли свой вклад. Что бы то ни было, движение есть и оно правильное. И это самое главное.
А мы не останавливаемся на этом и продолжаем настаивать на здоровой, подчеркиваю это слово, здоровой конкуренции, при которой все участники рынка имеют равные возможности. Только в таком случае пользователи смогут работать с действительно качественными продуктами, которые они выбрали сами, а не продуктами, подсунутыми тихо, «по блату», навязанными «по протекции». И только в таком случае мы сможем действительно эффективно бороться с кибер-негодяями.
Монополизация в любой области ведёт к застою и деградации, даёт зелёный свет манипуляциям и закулисным сговорам. И всё ради чего угодно, кроме интересов потребителя. В секюрити такая ситуация тем более опасна, поскольку может привести к остановке десятков миллионов компьютеров по всему миру, нарушить технологические процессы, угрожать критической инфраструктуре. Для компьютерного андерграунда бороться против одного антивируса гораздо проще.
Что дальше?
Прошло полгода с начала антимонопольного расследования против Microsoft. Пока всё идёт нормально, есть надежда, что мы с Microsoft найдём разумный выход из ситуации. Да, разумеется, компания будет до последнего защищаться от признания злоупотреблений доминирующим положением и в желании монополизировать AV сегмент. Но, с другой стороны, приведённые выше примеры показывают, что, скорее всего, Microsoft понимает необходимость изменений, имеет некий план действий и следует ему. Это даёт надежду, что более десятка других требований, которые представлены в ФАС также будут выполнены. Пусть даже таким «партизанским» методом.
Что дальше? Дальше будет новое заседание ФАС. А тем временем мы подадим заявление и в Европейскую Комиссию. Но об этом подробнее будет немного позже.
Вот так, дорогие мои девочки и мальчики. А теперь, пожалуйста, поддержите нас своим мнением в этой справедливой борьбе за ваше право выбирать то, что нравится вам лично, а не Корпорации добра и счастья.