Пришло время рассказать со всеми подробностями о
совершенно восхитительной поездке по
трассе "Колыма" (и далее). Путешествие оказалось неожиданно насыщенным. Вместо "метнуться на полюс холода, помёрзнуть и вернуться обратно" мы попали в какой-то волшебный мир белых пространств, бесконечных дорог, постоянного движения. Всё это завораживало и гипнотизировало всех участников. Ну, конечно же, ещё и вымораживало :)
А красоты там особенные! Солнце высоко не забирается даже днём:
1.
Пространства бесконечны:
2.
Всё покрыто инеем:
3.
И деревья тоже:
4.
Внутри гор тоже иней, кристаллы воды:
5.
Сплошное удивление! И не только у нас...
6.
Ну, готовьтесь, сейчас начнутся рассказы.
7.
Как вообще пришла в голову эта идея взять и поехать в такие весьма отдаленные и неприветливые места? Да всё очень просто! - по причине всё того же злобного биологического вируса мир оказался банально закрыт! Сейчас туда-сюда особо не полетаешь. И вместо давным-давно запланированной поездки в горы Патагонии и пустыню Атакаму (которые у меня в
списке Топ-100) - пришлось быстро изобретать что-то альтернативное. Порылся по архивам, поспрашивал у знакомых путешественников - куда можно поехать по России зимой? Мне предложили несколько вариантов, среди которых был Оймякон.
Оймякон, полюс холода, Якутия, вечная мерзлота... Знаменитое местечко. И мне эта идея понравилась сразу. Я согласился, почти не раздумывая: на новогодних каникулах взять и съездить туда, чтобы прочувствовать местные колориты и что такое -50°C и ниже. // К тому же побывать зимой в Оймяконе я отметил в списке личных мечталок ещё во время
первой поездки в Якутию летом 2013 года.
8.
(да-да, эта фотка сделана в августе 2013-го, а перст указует куда-то, где должен быть Оймякон).
Как уже было сказано, Оймякон считается полюсом холода в России и самым холодным местом на поверхности Земли, кроме ледников Антарктиды, где на
станции "Восток" была зафиксирована самая низкая температура: аж целых -89°C. Но это на высоте примерно 3500м над уровнем моря. Оймякон же сильно ниже, всего 740м над морем. Посему, если говорить о самой низкой температуре "на жилых высотах", то самый низкий холод был зафиксирован всё же именно в Оймяконе: -71°C // По другим данным
-67.7°C... Хотя, какая разница? И так уже неплохой результат, любому хватит :)
Даже на
Северном полюсе зимой теплее! - там всё-таки океан компенсирует этот северный холод. //
Южный полюс не засчитывается, поскольку он на высоте 2800м над морем.
То есть, не исключаю, что самое холодное место на Земле не слишком высоко от уровня моря - это Якутия. В якутский Оймякон мы и поехали.
Где находится Оймякон - знаете? Напоминаю: вот здесь ->
9.
Всё равно непонятно? Хорошо, вот в масштабах России. Так лучше видно?
10.
Цель понятна, направление выбрано. Но, как добраться до села Оймякон?
Немного поинтересовавшись вопросом, мы выяснили, что вообще-то это не слишком сложно. Любопытных туристов возят туда туркомпании из Якутска. Вы прилетаете в Якутск, вас грузят на микроавтобусы, два дня везут до Оймякона, там день-два выгуливают по местным холодам, потом два дня везут обратно. Расстояние довольно-таки большое...
11.
Тут подумалось: а если я вдруг захочу сам поехать за рулём, прочувствовать местные дороги, самому прокатиться по Якутии? Задал вопрос: а можно ли вот так сделать? Мне сказали, что да, можно. Ну и опытные путешественники подключаются: смотрим мы на карту и видим, что село Оймякон находится прямо посередине между Якутском и Магаданом - и предложено было двинуть маршрутом Якутск-Оймякон-Магадан. Мне ответили, что это, конечно, сложнее, но в целом можно договориться с местными компаниями.
Следующая итерация была достаточно очевидной, уже не раз делали такое: а давайте-ка развернём это дело наоборот - и поедем из Магадана в Якутск! Через Оймякон. И вот где-то в процессе подобных обсуждений якутские компании начали сдаваться. Не берутся местные за подобные авто-забавы.
"Но мы не привыкли отступать!" (с) - и в результате за проект колымских покатушек взялись
olly_ru, московская компания
"Авторазум" и российское представительство
Renault. Об опыте и способностях первой напоминать не нужно, а вторую я тоже уже хорошо знаю - катался с ними по
байкальскому льду в марте 2019-го. Хорошая компания, они и в этот раз не подвели. Пригнали машины в Читу на трейлере, из Читы доехали на них до Магадана, куда прилетели и мы, а потом все вместе поехали обратно.
12.
Когда смотришь на маршрут путешествия в масштабах страны, то получается вот так:
13.
А в мировых масштабах это вообще какая-то маленькая закорючка. Хотя вообще-то это 2000+ км. Как 3 раза от Москвы до Питера.
14.
Как-то несерьёзно получается. И тут (всё ещё в процессе подготовки путешествия) меня озарила простая мысль: я же вряд ли остановлюсь в Якутске! Я же люблю порулить машинкой и не раз от души катался в длинные путешествия (по
Тасмании и
Намибии год назад, по
Новой Зеландии, мечтается снова по
Австралии поколесить).
И вот так я предложил поехать аж до самой Москвы! Совершенно неожиданно некоторые мои коллеги согласились и даже горячо поддержали эту бредовую идею...
Вот мы и поехали из Магадана в Москву. Но это была не просто транспортировка себя и автомашинок с востока на запад. После Читы, когда мы уже "спустились вниз" из Якутии, у нас начались рабочие дни, и в крупных городах мы делали дневные остановки для встречи с нашими заказчиками, самыми любимыми и давними бизнес-партнёрами. То есть, вторая часть этой поездки была не столько развлекательной, сколько деловой. Были на заводе
корпорации "Иркут" и погуляли внутри самолёта
МС-21, встретились с руководством
"УГМК" и потрогали свежую медь (и не только медь), а также были на заводах
"КАМАЗ" и
"ГАЗ" - и везде договорились о перспективах дальнейшей работы и кибербезопасного производства.
Итак, мы поехали из Магадана в Москву. И это же почти через всю страну! - дальше Магадана проехать нельзя. До Камчатки дорог нет: ни железных, ни автомобильных. Наверное, это самое дальнее расстояние до достаточно крупного города, ведь к северо-востоку от Магадана нет практически ничего! Но вроде бы тянут
дорогу на Анадырь... Думаю, вы уже догадались :) Да! Когда её достроят - обязательно надо вернуться и проехать ещё раз!
Пока же освоена дорога Магадан-Оймякон-Якутск-...-Москва. Напрямую навигаторы обещают 10 тыс.км, мы же с "радиальными выездами" накатали 12+тыс. Вот такое путешествие.
15.
Значительное расстояние. Даже на карте мира оно получается вполне убедительным:
16.
Ну мы и поехали...
Какие там дороги? - а вот такие =>
17.
Click to view
Это было 8 часов регистратора
от Магадана до Сусумана. // Время - минус 5 часов, т.е. выехали в 8 утра.
Ключевые события (куски дороги могут быть вырезаны) ->
0:09:10 - выезд из города, стелла "Магадан" и километровый знак "2021км".
0:42:30 - аэропорт "Сокол"... проехали, обратной дороги нет.
1:03:30 - посёлок "Палатка", за ним на многие километры и дорога практически пустая, и жилья немного. И асфальт начинает заканчиваться.
2:59:10 - перевал "Дедушкина лысина".
5:21:40 - река Колыма, мост.
7:50:10 - Сусуман.
Готовьтесь, дальше будет новая порция фото-рассказов о трассе Колыма. От Магадана до Якутска.
18.
P.S.: Любопытно, а какая в мире самая длинная "нормальная" (обслуживаемая) и непрерывная дорога? Траектория Магадан-Лиссабон напрашивается как самый длинный автомаршрут между крупными городами, который можно проделать не вылезая из автомобиля (без паромов, но по льду можно). Интересно, а можно придумать что-либо ещё более длительное? Само собой, если ехать по оптимальному маршруту, без зигзагов. И на обычном автомобиле с минимальной подготовкой - как это было у нас.