"Нам выпала великая честь жить в перемену времён" (с) Б.Г.
Однажды утром 24 февраля 2022 года мы выехали из
города Мирный и отправились по направлению на юг, в сторону начала зимника "Тас-Юрях - Верхнемарково". Вон они мы, красавцы и красавицы ->
1.
А чтобы вам было невозможно не смотреть дальше :) вот кратенькое видео о самых интересных событиях по пути:
Click to view
Дорога идёт на юг до
Ленска, нам же предстоит свернуть направо на село Тас-Юрях. Дорога и здесь нормальная, быстрая, как мы уже привыкли.
2.
После поворота на Тас-Юрях дорога чуть похуже, но вполне терпимо.
3.
Подъезжаем... А вот он, поворот на зимник. Впереди 800+ километров.
4.
В самом начале зимника (и в самом конце) висит "легенда" маршрута: кафе, сложные участки, прочая полезная информация. Ну, всё вроде понятно, надо ехать...
5.
Взгляд туда, фотка в другую сторону. Ощущения немного тревожные - я по такому зимнику ехал впервые. Но любопытно же!
6.
Вдохнули-выдохнули, слегка волнительный момент - но надо ехать. Вперёд! Куда-то туда... По примерно вот такой дороге.
7.
Местами гладко и ровно - но часто ямы, "трамплины" и "волны", особо не разгонишься. Иногда колея от большегрузов, из которой немаленькую полноприводную машинку может внезапно "выбросить" в снежный бруствер на краю дороги. Ездить по колее настоятельно не рекомендуется.
8.
Читал в каком-то интернет-рассказе про этот зимник, что тут местами настолько ровно, что можно идти под 100км/ч. Не верьте! Здесь таких участков обнаружено не было. Ехали 40-50, ну иногда 60км/ч, качество зимника не подразумевает быстрой езды. Особенно на ледяных участках с поворотами, где вообще крались еле-еле, поскольку не просто очень скользко (даже на шипах), так ещё и наклон полотна дороги в противоположную от поворота сторону... но так даже веселее :)
9.
Часто встречались выгоревшие участки. Причём пожары старые, уже частично заросло новыми ёлками.
10.
Со встречками расходились аккуратно, вежливо. Это их дорога, а не туристическая. Часто приходилось прижиматься к краю и пропускать тяжело гружёный встречный транспорт. Особенно, когда они в подъём тянули. Нас сразу предупредили, что большегрузы не останавливаются, особенно в подъём. Наша задача максимально освободить им дорогу.
11.
И наоборот - связывались с попутными грузовиками по рации и просили пропустить нас. Всё проходило вежливо, по дальнобойному кодексу с оттенками зимника.
12.
Но иногда просто не было возможности пропустить - приходилось многокилометры тошниться вслед за медленно едущим дальнобоем.
13.
А вот эти лесовозы здесь давненько стоят. Видимо, что-то пошло не так...
14.
Ой, "маленький"! Мы здесь не одни такие :) И ещё 700+ километров впереди!
15.
По дороге - три нефтегазовых месторождения, вот первое из них (в качестве перфекционизма укажу, что это
Среднеботуобинское месторождение). Красиво дымит - прямо в облако, которое как будто специально подвесили для усиления картинки.
16.
А если фотку чуть затемнить, то вообще суперэкологичненько получается!
17.
Полетаем? Заодно проверим, если ли у них антидрон :)
18.
Нет антидрона! :)
19.
Едем дальше! Дорога-дорога... напрашивается какая-нибудь песня по дорожной теме.
20.
Иногда зимник заползал в болотистые местности - растительность низкая, хлипкая. Но зато наверняка летом здесь облака комарья и мошки!
21.
Уже 1420... (километровые столбы стояли каждый 10-й километр)
22.
Ещё одно месторождение - но с дороги его не видно.
23.
Узко, встречка, пропускаем.
24.
А день движется к закату... И - красиво!
25.
Иркутская область! Граница. И плюс час времени. Зимник пересекает границу с Якутией несколько раз - ровно несколько раз часы в машинках переключались на новые часовые пояса.
26.
Совсем вечереет...
27.
Ужин! Пикет "Чона".
28.
А поскольку была затронута тема ужина, то, наверное, пора рассказать про местную дорожную инфраструктуру. Рассказ будет краток: на весь зимник есть примерно полтора десятка пикетов-кафешек с парковками, всё остальное: заправки, гостиницы, гаражи и прочие мойки с эвакуаторами, - всё это категорически отсутствует. Здесь присутствует только инфраструктура сибирской тайги, больше ничего здесь нет! Ну, кроме GPS/ГЛОНАССА и Иридиум-телефона.
Почему местные кафе-столовые называются "пикеты" - мне неизвестно. Этимологию этого термина предлагаю изучить самостоятельно, а затем доложить всей остальной любопытной общественности. Пикеты работают только в зимнее время. После прочистки зимника (ноябрь-декабрь) персонал сюда заезжает, а перед закрытием (апрель) его отсюда забирают. Летом вся эта дорожная "инфраструктура" стоит пустая. И нет никого вокруг...
Выглядят пикеты примерно так: несколько деревянных домиков (столовая, жильё сотрудников пикета, склад), расчищенная парковка, деревянный туалет на улице - и всё на этом.
29.
И уходящая в бесконечность дорога...
30.
Антураж столовой - чистенько, съедобненько. Для сибирского зимника вполне достаточно.
31.
Названия пикетов иногда весьма радостные :)
32.
Пикет "Удачный". Ночёвка! За день проехали 600км, из них 440 по зимнику. Больше половины, однако!
33.
Приткнулись между "больших мальчиков", залезли в спальники - и в отруб на целых 7 часов.
34.
Раннее утро. Виды с дрона во все стороны.
35.
Эта часть пространств прорезана противопожарными просеками. Удивительно - это где-то в центре бескрайних и безлюдных сибирских пространств! Но недалеко от ещё одной "нефтянки" :)
36.
Вот так на
яндо-картах ->
37.
Утро, пора на завтрак :) Но сначала - накормить коней!
38.
Потом уже в уютную столовую-кафешку. И - снова в дорогу!
39.
Наступил "день-2 на зимнике", впереди вторая половина пути. Что интересно, мне совершенно не надоело ехать! Зимник - очень интересная дорога, да и картинки вокруг и прямо по движению показывают совершенно не скучные. Плюс - едем на юг, теплеет, виды по сторонам начали украшать сосны. Смотрю на фотки - и даже немного ностальгирую. Хорошая дорожка!
40.
Еще один Т-образный перекрёсток, просека направо - ещё одна нефтедобыча.
41.
Привычным движением руля расходимся со встречкой.
42.
Берёзовые арки, снежные туннели... Красотища!
43.
"Первый" по рации договаривается с попуткой об обгоне.
44.
[Временно] закрытый пикет с очень милым названием "Медвежонок". Это вот
здесь. Хорошее местечко!
45.
Моя постоянно случайная попутчица
olly_ru всерьёз задумалась прикупить это местечко и на зиму перебираться сюда - кормить проезжающий дальнобой. А я про себя думаю, что, может быть, рискнуть и войти в долю? Но без смены локации зимнего пребывания. Места хорошие, здоровый образ жизни обеспечен! Вот только удобства на другой стороне улицы:
46.
Едем дальше! Осторожно - колея. И встречки тоже осторожно. Встречек много - иногда пропускали небольшие "караваны".
47.
Прыг-скок, дальше и дальше...
48.
Речка
Нижняя Тунгуска - конечно, это не
Подкаменная Тунгуска, где 100+ лет назад по нашему общему шарику вдарило
очень загадочное нечто, но всё равно родня :) Мост? Ха-ха, мы на зимнике!
49.
Пикет "Непа".
50.
И снова бесконечные километры, обалденные виды...
51.
2000 - есть! Не "1111", но тоже ничего :)
52.
Чем ближе к выезду с зимника, тем выше деревья, больше сосен, дорога становится всё более гладкой. Можно и разогнаться немного - километров до 80 :)
53.
Ещё одна "газонефтянка" -
Ярактинское месторождение. Наличие антидрона проверять не стали :)
54.
И дальше к выезду с зимника... А вот уже и он (выезд)! Дальше - круглогодичная дорога.
55.
Дорога дальше... вроде бы обычный зимник, но потом он превращается в свежевырытую и отсыпанную дорогу. Завершающие километров 15 выглядят вот так:
56.
Вот так уничтожается размах и удаль настоящих сибирских зимников. Если так и дальше пойдёт - закатают всё в асфальтобетон да мостов понастроят. Посему, если кому-то хочется проехаться "по-настоящему", то тормозить не следует.
Ещё совсем недавно зимник заканчивался вот здесь:
57.
Осталось совсем немного, надеемся засветло успеть до Усть-Кута. Начал появляться трафик:
58.
Обочины здесь коварные...
59.
Как вдруг... Упёрлись в длинную очередь. Что делать? Запускаем дрона, исследуем обстановку...
60.
Как выяснилось, чуть дальше в кювет скатился дальнобой, его краном доставали. Вон там он на боку лежит:
61.
Вытащили, колонна двинулась, в Усть-Кут мы добрались уже в полной темноте. На этом наш двухдневный заезд по зимнику "Тас-Юрях - Верхнемарково" торжественно закончился.
62.
Остальные фотки из экспедиции МЯБ здесь.