Позвольте познакомить вас с частью моей сравнительно скромной и совсем немножечко уникальной коллекцией музыкальных инструментов. Свои личики откроют Фатимы от мира дудок. Я бы мог сказать "духовых", но тогда сюда пришлось бы добавлять и все мои губные гармошки, поэтому просто дудок.
1. Это у нас Диджериду. В сущности, это ни разу не дудка, это древний африканский духовой инструмент, который не имеет свистка, а звукоизвлечение происходит путем... ээээ... своеобразного вибрирования губами. Нечто среднее между беззвучной просьбой остановиться для лошади и приемом звукоизвлечения для простой медной трубы. На выходе получается низкий басовитый гул.
2. Кларковский Вистл "Sweetone" в строе C. Мой первый вистл. Обслушавшись кельтского и не очень кельтского фолка, я поставил себе цель - заиметь "вот такую же дудочку, которая там играет". Не сразу я узнал, что эта самая дудочка называется Вистл. Имеет несколько хрипловатое звучание.
3. Кларковский Вистл "Meg" в строе C. Практически ничем не отличается от первого. Тогда встает закономерный вопрос: а зачем же мне два практически одинаковых вистла? А все очень просто! Продолжая изучать кельтскую музыку, я выяснил, что все основные мелодии играются на Вистле в строе D. Не мудрствуя лукаво, я попросил одного товарища, которому было по пути, заскочить в музыкальный магазин и, собственно, вернуться оттуда с нужным инструментом. Вернулся он с Мег в C. Продавцы заверили его, что это чистейший D, но меня-то не обманешь. Менять не стал, ибо дудкой больше, дудкой меньше...
4. Безымянный Вистл в строе D, привезенный из Бретонии. И вот сбылась мечта несостоявшегося духовика-самоучки - у него появился нужный инструмент! Звучание звонкое, строй отличный. Радуюсь до сих пор.
5. Безымянная деревянная Блокфлейта в строе C. Шла в комплекте с набором перкуссии. Что она там делала, честно говоря, не знаю. Звучание хриплое, вторая октава дается крайне плохо, зато низы держит великолепно. Люблю импровизировать на первой октаве, сочиняя нехитрые восточные мелодии. Она как будто под них и заточена.
6. Пластиковая Блокфлейта от фирмы "Veston" в строе C. Один из моих самых первых инструментов. По сути, самой первой моей дудкой была деревяшка от Вестона за 350 рублей. Но она крайне быстро скончалась и потеряла строй. В большей степени из-за того, что я неправильно с ней обращался. Тогда на смену ей пришла вот эта пластмасска за 70. Я хотел потренироваться игре на ней, освоить все азы, а затем вновь купить нечто серьезное, деревянное, дорогое. И что в итоге? А в итоге это теперь едва ли не самый мой основной инструмент из этого класса.
7. Пластикова блокфлейта от фирмы "Yamaha" в строе C. Инструмент совсем немного серьезнее предыдущего. Более четкий строй. А еще в комплекте шла аппликатура и чехольчик, так что почему же я не должен был ее взять?!
8. Пластиковый Гемсхорн в строе C. Интересный инструмент, история которого гласит, что изначально он изготавливался из козлиного рога. Впрочем, он и сейчас из него изготавливается, но я предпочитаю пластик за его неприхотливость и долговечность. Блокфлейтисту с ходу играть на нем не слишком привычно, да и нот он выдает в несколько раз меньше, чем та же блокфлейта. Однако, звучит он крайне приятно и по-своему интересно.
9. Пунги, она же Бин, он же Змеиная Флейта с кокосовой камерой. Гордость, которую приобрел случайно! У меня тут под боком есть гостиница, кишащая индусами, которые продают всякие стекляшки, ароматические масла и прочие безделушки. Не так давно я прогуливался между их торговыми рядами, время от времени заглядывая в случайный из них и ища взглядом, собственно, какой-нибудь диковинный музыкальный инструмент. И вот, в одной из торговых точек я замечаю это чудо (которое, к слову, лежит возле индийских барабанов под названием Табла, которые у нас тоже не так-то просто найти). "А это чего такое? - говорю я, тыча пальцем в инструмент, - Это продается? Это настоящий инструмент или сувенир? Это сколько стоит? Я это хочу, продайте мне это!" И мне продали, проинформировав о том, что с Индии их было привезено всего три штуки, первый экземпляр раскололся при перевозке, поэтому меня молили об аккуратности. Даже в газетку завернули. Ладно, отвлекся, по делу: звучание Пунги чем-то напоминает звучание волынки (или Бомбарды, или Хулуси, если понимаете, что это такое). Строй, правда, какой-то невнятный и сыграть нехитрую мелодию не так-то просто, как кажется. И на октавы не поскакать. Тем не менее, я очень доволен этим приобретением. Почти так же, как и безымянным Вистлом в строе D.
10. Пластиковый Зафун в строе C. Что это такое? Это карманный саксофон. Ага, не вру ни разу, это правда саксофон! Этот инструмент даже трость саксофонную использует. Поэтому, кстати, с ходу у меня были некоторые трудности со звукоизвлечением, ибо на саксофоне я ни разу не играл. Я-то думал, что тут как в любой среднестатистической дудке: подул и сразу задудело! Ан-нет, ничего сразу не задудело. В общем, описывать технику я не стану, а лишь скажу, что это, пожалуй, единственная моя дудка, так скажем, премиум-класса.
11. Бансури в строе F. Индийская поперечная флейта с довольно непростым способом звукоизвлечения (опять же, когда за спиной только опыт игры на блокфлейте), техникой зажатия отверстий вторыми фалангами пальцев и нежным звучанием. Ну вот всегда я мечтал о поперечке, а то продолки да продолки! И вот мечта сбылась, у меня появилась Бансури! Первый раз плавно перескочить с ноты на ноту я смог только через несколько дней. Плавно перескакивать с октавы на октаву не умею до сих пор.
12. Китайская дудочка Сулинг. Незамысловатая деревяшка, которая предназначена, как гласит история, для исполнения протяжных грустных мелодий. Появилась она у меня не очень давно, поэтому всё, что я на ней пока что исполнял - адаптированные мелодии для блокфлейты. Аппликатура у нее тем более такая же (ну, я так думаю, оригинального фингер чарта не прилагалось, и в сети я его не нашел, поэтому использую блокфлейточный и в 90% случаев ноты совпадают). Звучит мягко, нежно, по-китайски.
13. Пластиковый Файф в строе C от фирмы "Angel". Ох, как же долго я искал этого падонка! Вроде как в наличии он имелся в трех магазинах, но вся троица говорила обратное всякий раз, когда я пытался оформить заказ. Была альтернатива взять Файф фирмы "Ямаха", более того, он вроде даже как считался лучше, чем этот. Но у меня была цель: только Ангел! В конце концов, вы вообще слышали о таком, пока я вам сейчас не рассказал и не показал? Вот то-то и оно. Прошло... дайте подумать... порядка двух лет поисков. Да, не меньше! И наконец он у меня появился! Что это вообще такое? А это поперечка! И если Ямаховская позиционировалась как "тренировочный инструмент для начинающего флейтиста", то вот этот вот есть ни что иное, как серьезный самостоятельный инструмент. И именно о нем я грезил, когда мечтах о поперечной флейте, а Бансури взял, так сказать, за неимением лучшего. Так вот, вообще Файф - это маршевая флейта с высоким резким звуком. На этом инструменте регулярно играют англичане, воспроизводя события минувших войн. Вот такая вот штукенция - Файф.
Еще у меня есть Казу - маленькая пластмасска, в которую надо "мычать", папиросная бумага, которая находится в основании этой конструкции, искажает голос и получается нечто... эээ... что уже не похоже на ваш голос. Забыл сразу положит его в эту кучу, а делать новое фото уже не буду, это ведь опять все с полок и из чехлов доставать.
И напоследок, помню и скорблю о:
- Деревянном Вестоне, который был моей первой дудкой, и о котором я написал выше.
- Лабиальной бамбуковой китайской флейте Сяо, у которой был сбит строй и не хватало одного отверстия.
- Сувенирной Сампони, разновидности Флейты Пана, которую невозможно было использовать на звукозаписи как настоящий духовой инструмент.
У меня всё!