Во многих играх правила очень простые: есть какая-то штука, и эту штуку надо куда-то запихнуть, и проблема заключается в том, что противник из вредности делает всё, чтобы этого не произошло, и заодно пытается запихнуть эту штуку туда, куда надо ему. Таковы футбол, баскетбол, бадминтон и многие другие игры. С бильярдом ситуация несколько иная. Там противник не вредничает, его вообще не интересуют твои шары. Вместо этого он цинично, один за другим, закатывает свои и смеется, глядя на твои неуклюжие попытки попасть, казалось бы, небольшим шариком в, казалось бы, немаленькую лузу.
У Ральфа было неоднозначное отношение к бильярду. Он никогда не был профессионалом, да и вообще не так часто брал в руки кий. К слову сказать, он и брал-то его неправильно - теоретическая подготовка у него отсутствовала напрочь. Удивительно, но у этого самоучки шары временами летали удивительным образом. Прицелится, например, в одну лузу, ударит, а шар попадет не в лузу, а в какой-то другой шар, а тот, ударившись о бортик, отскочит и как раз попадет, но не в ту лузу, а в какую-то другую. Или вообще не попадет в шар, в который целился, а от двух бортов попадет в какой-то другой, а тот другой подтолкнет третий прямо в лузу. Обычно угрюмый, Ральф при виде этого чуда хохотал, как ребенок, сгибался пополам, падал под стол и валялся на полу, корчась от смеха. Но случайности случайностями, а отсутствие навыка брало свое, и Ральф частенько не попадал даже в очень простых ситуациях. Увидит, что шары расположились благоприятным образом, обрадуется, засуетится и ударит со всей дури - а где сила, там нет точности, вот и не попадет. В этих случаях Ральф сильно переживал.
Матильда, в отличие от Ральфа, была мастером игры. То ли в детстве, то ли в юности она была чемпионкой чего-то. Ральф не помнил чего именно - у нее было столько наград в разных отраслях, что он просто не мог запомнить все подробности, знал только, что чемпионка, и ему этого хватало для понимания ситуации. Сам-то он ей в подметки не годился в этом аспекте. Когда-то давно она несколько раз приглашала Ральфа поиграть и стабильно обыгрывала. Иногда, правда, проигрывала одну партию (поддавалась? расслаблялась?), зато с треском выигрывала остальные три-четыре. Ральф толком не понимал, зачем она играет с такой бездарностью, как он, но не ломал над этим голову, а просто радовался факту. Он бы и забыл про эти игры, но однажды случилось неожиданное.
Это было после того, как Ральф принял твердое решение не беспокоить Матильду. Он сидел в столовой, спокойно обедал, никого не трогал. Вдруг звонок от Матильды. Он чуть не подавился. Не хочешь, спросила она, в бильярд поиграть. Ну он сказал на всякий случай: "Не знаю, но подумаю". А потом трубку положил - и хохотать: то у нее по пять занятий на вечер запланировано (и так целыми неделями!), то вдруг сама звонит. Женщина за стойкой посмотрела на Ральфа с удивлением.
Он не знал, соглашаться или нет. В отличие от Матильды, Ральф не любил бильярд. Хотя нет, точнее вот так: в отличие от Матильды, бильярд Ральф не любил. Но от ее приглашения отказываться было глупо. Тем более, в тот момент: неизвестно, когда в следующий раз у нее выдастся свободная минутка. Правда, осторожный Ральф боялся, что встреча с Матильдой вернет к жизни былые переживания: наверняка не пройдет и пары дней, и она опять забьет свой график под завязку, не оставив ему и щелочки, и он опять будет биться головой в эту глухую стену. Но все-таки Ральф решил рискнуть. Ну глупо же было отказываться!
В назначенный день Ральф встал пораньше, чтобы пораньше прийти на работу и иметь моральное право пораньше с нее уйти. Он даже побрился: хотя Матильду его внешний облик, похоже, мало волновал, но это был хороший повод очистить лицо от накопившейся щетины. В назначенный час плюс несколькоминутное опоздание (а что такого? она сама регулярно опаздывает!) он добрался до места назначения, и они бодрым шагом направились в бильярд-клуб. Дальше по знакомой схеме: хозяин, получив нужную сумму, выдал инструменты и указал на свободный зеленый стол.
Первую партию Ральф даже выиграл. Они шли вровень, а потом он дважды подряд непостижимым образом добился успеха. Это было странно: все-таки случайностям не положено ходить парой, но так уж вышло. Матильда несколько ошалела, но тут же, не прилагая видимых усилий, выиграла вторую партию. Ничейный счет был таковым только внешне, на самом деле Ральф сломался. В двух последующих партиях он не мог забить даже в простейших ситуациях. Да, с ним такое бывало сплошь и рядом, но в тот день это происходило слишком часто. А Матильда уже никуда не торопилась, она даже позволяла себе откровенно валять дурака - всё равно у Ральфа не получалось ровным счетом ничего. Он пыхтел, он сопел, он призывал себя не нервничать, сосредоточиться и просто ударить - ничего не помогало.
Время истекло, и они разошлись в разные стороны: Ральф, одолеваемый множеством мыслей, поехал домой, а Матильда, помахав ему ручкой, сообщила, что идет с кем-то гулять. Мыслей было много, и все негативные. Особенно настойчивыми были две. Одна - тривиальная: он возненавидел бильярд (кому захочется делать то, что не просто получается плохо, а совсем не получается?) и проклинал этот вечер.
А вот вторая мысль была интереснее. Она могла возникнуть и раньше, но почему-то появилась только в тот момент. Началось с того, что Ральф посмотрел на часы и вычислил время пересечения с Матильдой: полтора часа. Это было логично: в бильярд играют час плюс полчаса на дорогу туда-обратно и всякие мелкие обстоятельства. Логично, но как-то мало. Конечно, если разумно использовать это время, это очень много. Даже пять минут можно потратить так, что потом будешь вспоминать всю жизнь. Впрочем, про пять минут - это, наверное, перебор. Но полтора часа! Это, например, время футбольного матча. Выиграет любимая команда - и ярым фанатам положительные эмоции на неделю вперед обеспечены. Но он-то как провел это время? Пришел, опозорился, промучился и ушел, почти не получив удовольствия, - разве это годится? И тут Ральф всё понял! Он понял, что он всего лишь эпизодический персонаж в картине под названием "Матильда". Что такое полтора часа раз в две недели? Это же мгновение, пустяк, капля в море. Это всего лишь эпизод! Его, конечно, упомянут в титрах, но очень мелкими буквами. Кто его потом разглядит в огромном перечне третьестепенных персонажей?
Душу Ральфа грело только одно: фотография. Он совершенно не собирался снимать Матильду во всех ракурсах, просто сделал на всякий случай несколько кадров во время игры. Ну, сделал - и сделал, не в первый раз. Вроде ничего такого. Но потом, придя домой, взглянул - и вдруг обомлел весь. Что-то ему открылось такое, чего не было раньше. Вроде бы обычное изображение, но нет. Было в нем что-то мистическое и завораживающее.