Простите, все еще не могу остановиться :) Нетолкиенистам-неролевикам можно смело проматывать.
На самом деле, это пост не только про ПС, а вообще про проблемы игры в Толкиена. Основную проблему я вижу в том, что мир Толкиена нерационален, а на игре игроки неизбежно начинают пытаться играть в рациональные решения. Начинаются всякие бесконечные меджик-детекты, отработанная процедура уничтожения волшебных колец, допрос эльфами через осанвэ и прочая трешанина. Многие не видят в этом неправильности, потому что такие ходы выглядят эффективными, а соблазн поступать эффективно и препарировать все сомнительное очень велик.
Помню, когда я только-только прочла в первый раз Властелина Колец в юности, мой рациональный мозг разрывала мысль о том, почему эти гребаные орлы прилетают в самом конце. Трудно им, что ли, было в самом начале взять Кольцо, отнести и бросить в Ородруин? Они же за свет и за добро, значит, должны помочь!
У Толкиена так не работает. Орлы не могут прилететь в начале. Гэндальф не может меджик-детектом выяснить, что там за кольцо в карманцах у Бильбо Беггинса. Эльфийские владыки не работают детекторами лжи. Берен и Финрод идут в самый безумный и идиотический поход, который только можно вообразить.
Тут дело даже не в уповании на чудо, а в том, что ты не можешь совершить великое, пока идешь просчитанным путем с подстраховкой, потому что таков закон жанра эпоса. Ни один из тех сюжетов Толкиена, что вызывали у меня замирание дыхания в мои семнадцать, не строился на выборе логическом - это всегда был выбор этический и шаг в пустоту, когда никто, совершенно никто не может сказать тебе, правильно ли ты поступаешь и хорошим ли будет результат. Орлы не могут прилететь в начале.